Газета Спорт-Экспресс № 272 (4852) от 29 ноября 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

29 ноября 2008

29 ноября 2008 | Волейбол - Россия

ВОЛЕЙБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. Женщины

АТОМ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕТ

Корреспондент "СЭ" побывал в Балакове - городе, чья команда за 6 туров не выиграла ни одной партии.

Провал одного из самых стабильных клубов нашего женского волейбола, некогда победителя Кубка России и финалиста Кубка ЕКВ, - безусловно, главная неожиданность сезона. 0:18 - такого соотношения выигранных и проигранных сетов в российской суперлиге, наверное, никогда не встречалось. И хотя помимо "Балаковской АЭС" еще две команды за шесть туров пока так и не познали радости победы, именно коллектив с берегов Волги уже сейчас считается многими главным претендентом на расставание с элитой. Хотя так ли все катастрофично, как кажется на первый взгляд? Главная тема в городе энергетиков - остановка производства на заводе минеральных удобрений. Что поделаешь? Кризис. Людей на комбинате, правда, пока не сокращают. "Всего лишь" отправили в 10-дневный отпуск. Но все равно приятного мало... Вот и таксист, который вез меня в четверг к игровому залу "БалАЭС", оказался из таких же, "отпускных". И про беды своего волейбольного клуба знал даже больше, чем можно было предположить.

- От команды атомная станция вроде бы отказалась. Не помогает. Вот и начались мучения: хорошие игроки уходят каждый год! Остались либо своя молодежь, либо ветераны. Да и на игры люди плохо ходят - привыкли к победам, а тут...

В зале на тысячу мест, где еще не так давно зрители, как правило, занимали все сиденья, и вправду, оказалось от силы человек 200 любителей волейбола. Да и сама арена теперь называется "Альбатросом", а не "Спортэксом". Балаковская АЭС от спортсооружения отказалась, и его объединили с плавательным бассейном, открытым год назад, отправив новую структуру в автономное плавание. В таком же положении оказалась и тезка АЭС - команда.

В прошлом году атомщики в лице концерна "Росатом" волейболисток поддержали, перечислив на счета клуба 18 миллионов рублей, но с тех пор "БалАЭС" предоставлена самой себе. Клубу помогают область (ежегодный взнос - 20 миллионов рублей) и спонсоры, которых подыскивает губернатор региона, он же - президент клуба Павел Ипатов, но о прежней благополучной жизни волжанкам остается лишь вспоминать. Владислав Фадеев, директор "БалАЭС", летом ушел с поста главного тренера искать деньги, пригласив для работы с командой Владимира Кузюткина - известного специалиста, который в прошлом сезоне возглавлял "Университет-Белогорье", а в 90-х десять лет отдал турецкому клубному волейболу, после чего успел плодотворно поработать в мужской суперлиге. И вот в 60 лет - такая коллизия: спасатель, почти антикризисный менеджер...

За матчем 6-го тура против "Самородка" Фадеев - менеджер настоящий, но тренер в душе наблюдал с балкона, эмоционально переживая каждый эпизод. Благо встреча получилась нескучной, но "традиционных" 0:3 тем не менее избежать не удалось. При этом по игре "БалАЭС" никакие выглядела аутсайдером. Хороший прием и организованные действия на блоке позволяли хозяйкам в каждой партии вырываться вперед на 3-4 очка. Но в концовках сетов все усилия шли насмарку. Да и судьи в большинстве спорных эпизодов почему-то вставали на сторону гостий из Хабаровска.

- Опыт выживания в суперлиге у меня есть, - признался Кузюткин после очередного поражения. - Получен с мужчинами, в Ярославле, где тоже была очень молодая команда, но не было денег. В Балакове сегодня положение дел схожее. Какие-то средства есть, но их явно недостаточно, чтобы вести борьбу за шестое, скажем, место. При этом потенциал команды сомнений не вызывает. Громову, Ирисову и Чернову еще Капрара (экс-главный тренер сборной России. - Прим. А.А.) вызывал, а Уралева играла за молодежку. Есть еще Щербань - дочь известного в 80-х игрока АДК. Все пятеро живут в городе, тут росли, тут учились волейболу. К ним бы еще добавить хороших легионерок... Причем квоту последних, на мой взгляд, в России необходимо увеличить до трех. Возможно, с ограничениями по амплуа. Например, либеро и связующих лучше растить своих, а то их в стране катастрофически не хватает.

-У вас просто готовая программа имеется!

- Да, и она предусматривает как развитие всего нашего чемпионата, так и интересы сборной. Я бы вообще предложил расширить суперлигу до 16 или 20 клубов, а потом разделить ее на две зоны - восточную и западную, составив такой календарь, в котором были бы запланированы три окна для сборной. Пока у нас такое окно одно - декабрьское. Этого мало.

-Со стороны ваши идеи могут показаться попыткой спасти "БалАЭС" от вылета.

- Мы не планируем покидать лигу сильнейших. Уверен, команда прибавит. Tа работа, которую мы проделали, даст плоды - я в этом не сомневаюсь. Другое дело, что нам нужны опытные мастера. Tа же Уралева, которая в свои 18 лет уже пасует в суперлиге, прибавит, когда рядом будет опытный мастер. Если команде помогут финансово, а надежда на это есть, клуб приобретет двух игроков и поменяет легионера. Итальянка Ариматеи пользы нам пока не приносит.

-В чем вы лично видите проблемы аутсайдеров, которые пока не могут отобрать очки у тех, кто занимает места в первой восьмерке?

- В том, что эти восемь команд аккумулируют у себя почти всех лучших и опытных российских игроков. У нас не хватает готовых волейболисток с российским паспортом на 12 команд. Если говорить о Балакове, то тут их, игроков нужного класса, растят или готовят, приглашая в клуб в возрасте юниора, а потом теряют. За три года в клубы суперлиги или Европу ушла целая команда - Ликторас, Устименко, Акулова, Гансонре, Коркмаз, Киселева, Гуменюк, Свистина, Подолец, Егорова, Томашевич. Однако, если ситуация в связи с кризисом немного подравняется финансово, а ВФВ разрешит летом заявку третьего легионера, мы уже осенью будем иметь не шесть - восемь боеспособных и очень ровных по составу команд, а десять - двенадцать.

-Еще в мае вы работали в Белгороде, а недавно тамошний женский клуб выиграл Кубок России. Не досадно, что ушли летом из команды?

- Для дела так было лучше - у нас слишком сложные отношения с Геннадием Шипулиным. Пришлось выбирать: наши споры или команда. Я предпочел уехать, сохранив коллектив, его боевой состав, пригласив попутно Стам. За девушек, с которыми мы многое вместе прошли, я рад, но осадок, конечно, остался - обо мне в "Университете" в момент триумфа не вспоминали. Хотя трудился я там два года. И это было хорошее время. Но такова спортивная жизнь. Она поставила мне новую задачу. Это - новый вызов, адреналин. Я доволен. Без этого скучно жить...

Ну что тут сказать?! Можно только надеяться, что в итоге у них - двух тренеров, которые пытаются победить кризис, все получится. Пусть кризис этот не глобальный, а в отдельно взятом коллективе, который на поверку не выглядит тяжелобольным с неизлечимым диагнозом. Хотя денег, конечно, не хватает. Впрочем, как и всегда. Просто в этот раз недостаточность - острая.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ