Газета Спорт-Экспресс № 221 (4801) от 30 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 4

30 сентября 2008

30 сентября 2008 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Фернандо АЛОНСО: "ТЕМНОТА - НЕ ПРОБЛЕМА"

В минувшее воскресенье в Сингапуре своей первой победы в сезоне добился двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, выступающий за команду "Рено". После гонки он ответил на вопросы "СЭ".

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-Фернандо, вы стали седьмым по счету победителем в нынешнем сезоне и, пожалуй, одним из самых неожиданных. Поздравляем с 20-й победой в вашей карьере...

- Вы правы, результат получился просто фантастический! Это мой первый подиум в нынешнем сезоне, и я очень счастлив. Полагаю, пройдут дни, даже недели, прежде чем я пойму, что, собственно, произошло в Сингапуре. Ведь выиграть здесь "Гран-при" не представлялось возможным в том числе и потому что мы упустили свой шанс еще в квалификации. Но нам улыбнулась удача.

-Как вы считаете, в чем главная причина вашего успеха?

- Мы выбрали очень агрессивную стратегию: стартовали с маленьким количеством бензина и на супермягких покрышках. Прежде, чем заехать в бокс, мне удалось с 15-го места переместиться на 11-е. У моего коллеги по команде Нельсона Пике была иная тактика - он находился на трассе на более тяжелой машине. Увы, Нельсон попал в аварию. Я же, к счастью, успел дозаправиться и сменить покрышки еще до того, как заезд в боксы был закрыт, а на трассу выехал автомобиль безопасности. Несомненно, в моей победе присутствовала определенная доля везения. С другой стороны, болид вел себя отлично, а значит, у меня была необходимая для победы скорость.

-Начнем с пятницы: вы, можно сказать, были на "ты" с новой трассой. Во время первой тренировки заняли седьмое место, а уже во время второй стали первым. Довольны были таким развитием событий?

- Первый день прошел и правда хорошо. Трасса показалась мне интересной, хотя и довольно бугристой. Особенно много шероховатостей было на седьмом вираже - нам пришлось сильно постараться, чтобы избежать больших проблем.

-Каким образом вы изучали дорогу?

- Как и всегда, обошел ее с моими инженерами пешком. Знаете, Marina Bay произвела на меня сильное впечатление. Позднее, когда я уже сидел за рулем болида, мчавшегося со скоростью 300 км/ч, я заметил пару зон, оставшихся в тени. Подумал еще, что для взора зрителей они будут недоступны. Но в голове пронеслось: этот ночной спектакль должен доставить им истинное удовольствие.

-В субботу сложилось впечатление, что вы способны завоевать поул. Во время дневной тренировки вы были самым быстрым из всех, опережали ближайшего конкурента на 0,8 секунды, но уже во время квалификации на вашем "Рено" вышел из строя бензонасос. Эта неисправность стала для вас большим разочарованием?

- Разумеется, ведь мы имели реальную возможность многого добиться. Может быть, необязательно завоевать главное место под солнцем, но по крайней мере войти в четверку лучших.

-И тут из-за поломки вы остались лишь 15-м...

- Я знал, что старт из группы аутсайдеров, увы, ни к чему хорошему привести не может. И чтобы добиться существенного прогресса в этой городской гонке, где обгон практически нереален, - мне потребуется чудо.

-Но, как показала практика, все было не так безнадежно, как вы думали...

- Да, на деле оказалось, что мы смогли конкурировать с топ-пилотами. В квалификации была неудача, но зато в гонке привалило счастье. Что тут скрывать, пейс-кар нас здорово выручил.

-Какова была ваша стратегия на ночную гонку?

- Я знал, что с 15-го места трудно кого-либо обогнать. Сначала мы думали, что для нашего случая подойдет одна остановка в боксах, затем поняли: чтобы действовать таким образом нужны хорошие тормоза. Те же, что имелись в нашем распоряжении, слишком сильно нагревались, ведь здесь за одним поворотом практически сразу же следовал другой. Не было длинных прямых, на которых тормоза могли хоть немного остывать. Tак родилась идея сделать первый отрезок пути довольно коротким, обогнать в этот период как можно больше конкурентов на легкой машине, а затем уже смотреть, что делать дальше.

-И этот план, судя по всему, сработал на все сто?

- Старт был хорошим, но не настолько, чтобы поставить ему высшую оценку. Впрочем, вскоре мне удалось наладить бесперебойный ритм на всю гонку. Благодаря болиду, который вел себя безупречно, я смог значительно оторваться от гонщиков, находившихся позади меня.

-Вы преобразились после пит-стопа, когда выехали на трассу уже на жесткой резине. За один круг вам удавалось отрываться от преследователей на 2 - 3 секунды...

- Действительно, у меня возникло определенное преимущество перед Нико Росбергом. Мои жесткие покрышки для заключительного отрезка пути подошли наилучшим образом. На первых порах я щадил мотор, но в решающий момент, когда пришлось включить максимальные обороты, именно правильно подобранные покрышки помогли мне оставить Нико позади.

-Какие впечатления остались у вас от этой невероятной ночи в Сингапуре?

- Все мы - участники этого "Гран-при" - вошли в историю. Будет еще много подобных гонок, но всегда будут помнить, кто был первооткрывателем. У меня не было никаких проблем с темнотой, и эта гонка доставила мне истинное наслаждение.

-Большее, чем дневные? Может, начинание стоит продолжить?

- Одного столь специфического этапа, считаю, вполне достаточно. Но хотел бы подчеркнуть, что эту победу наша команда заслужила хотя бы тем, что как проклятая работала весь год. Теперь мы можем побороться за 4-е место в чемпионате мира. В Сингапуре мы стартовали далеко позади "БМВ-Заубер", но, как показала практика, сейчас "Рено" практически ни в чем не уступает германо-швейцарской команде, а может, даже превосходит ее. Естественно, мы попытаемся развить успех в нынешнем сезоне и еще больше, уверен, сделаем в следующем.

-Что значит для вас победа в Сингапуре?

- Очень многое. Команда показала, что способна совершить то, что кажется невозможным. Кстати, мы практически не занимались на симуляторах, однако умудрились с первых же тренировок быть самыми быстрыми. Доволен и тем, что стартовав в последних рядах, мы тем не менее смогли пробиться "на передовую".

-В воскресенье после парада пилотов вы сказали: в Сингапуре все возможно...

- Да, и мое пророчество, как видите, сбылось. Хотя, если честно, в первую очередь я надеялся на дождь, а еще - на правильный подбор резины в экстремальной ситуации. В обычной гонке можно улучшить свою позицию на пару-тройку номеров, не более. Поэтому и мечтал о непогоде.

-Стратегия была безукоризненной, да и после выхода на трассу пейс-кара вы вели себя правильно...

- Если бы не обстоятельства, которые для меня сложились очень благоприятно, не исключено, что на финише я оказался бы на том же месте, с какого и начинал.

-Проблем с машиной у вас не возникало?

- Разве что бутылка с питьевой водой не действовала. Я попробовал было сделать глоток уже во время второго круга, не получилось. Короче, 58 кругов страдал от жажды. Если такая неприятность происходит ближе к середине гонки, это не так уж страшно, но когда в самом начале - честно говоря, выдержать сложно.

-Вы и Росберг были единственными, кто стартовал на супермягкой резине...

- Я так и планировал: первые круги сделать на мягкой, а затем перейти на экстражесткую. У нас все получилось, хотя определенный момент везения, как я не раз уже подчеркивал, существовал.

-Когда вы первый раз остановились в боксах, наверное, уже ни на что не надеялись? Или же верили, что все еще может повернуться в вашу пользу?

- В тот момент я плелся в хвосте пелотона и мог рассчитывать только на дождь. Конечно, я надеялся обогнать парочку соперников, когда они заливали в баки бензин, но целью, признаться, было оказаться в числе 12 лучших. И вот после выхода на трассу машин сопровождения картина гонки, к счастью для меня, полностью изменилась. Многие мои оппоненты, заправившись "под завязку", как, например, "Феррари", стали двигаться тяжелее, что вселило в меня оптимизм. Я уже принялся думать о пятом или шестом месте.

-Победа в Сингапуре - переломный момент для вас в нынешнем сезоне?

- Это мы узнаем в Японии. Не следует забывать, что в Сингапуре был специфический автодром, где приходилось ездить медленно. Думаю, что на нормальной трассе мы сможем еще лучше использовать потенциал болидов "Рено". Команда неважно начала сезон, однако теперь мы смогли значительно улучшить технику.

-Что вы подумали на последнем повороте, когда оказались слишком близко от бордюрных камней?

- Последний круг я молил бога, чтобы со мною не произошло ЧП. Дело в том, что в субботу у нас возникла странная проблема в системе подачи бензина. Возможно, это стало результатом того, что я задел бордюрный камень. Словом, мои опасения в последние минуты были не напрасны.

-О чем вы говорили с Льюисом Хэмилтоном, когда стояли на пьедестале почета?

- Тайна... Но так уж и быть скажу: просто мы сошлись во мнении, что гонка была не из простых, она нас вымотала физически.

-Вы только что сказали, что весь сезон с "Рено" работали над усовершенствованием болида и в следующем собираетесь продолжать в том же духе. Означает ли это, что вы останетесь во французской команде?

- Я вовсе не намекал, что останусь. Я просто благодарен "Рено" и хотел бы оставить о себе добрую память. Мою победу в Сингапуре я бы назвал благодарностью за все то, что было для меня сделано, за то, что я чувствовал себя, как дома.

Редакция благодарит австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.