Газета Спорт-Экспресс № 221 (4801) от 30 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

30 сентября 2008

30 сентября 2008 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 23-й тур

Размышлениями об увиденном в матчах 23-го тура чемпионата премьер-лиги делятся обозреватели "СЭ".

ИСКУССТВЕННОЕ ПОЛЕ, НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ ФУТБОЛ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

После матча "Терек" - "Химки" в Грозном стало ясно, что в России плохо "растут" не только натуральные, но и синтетические газоны. Считается, что все свои минусы ненастоящая трава компенсирует жирным плюсом: она незаменима в тяжелых погодных условиях. Былой уверенности в этом, правда, теперь нет, ибо в воскресенье поле в Грозном мало чем отличалось от своих естественных аналогов, попавших в подобную передрягу. Сентябрь на юге нашей страны - вполне комфортное для футбола время, однако грозненский газон с дождем не справился - это видели все.

Мяч подолгу застревал в лужах, потеряли смысл быстрые атаки и прорывы, хозяева и гости часто вступали в отбор не друг с другом, а с плюхавшей под ногами водой. Как выдерживали эту лютую борьбу ноги и щитки, сказать сложно, однако футбола в Грозном по большому счету не было. Да, обе команды находились в равных условиях, но условия эти сводили на нет возможность элементарных технических действий с мячом, в том числе и для самих хозяев. Тренеры готовят игроков к другому виду спорта. И чемпионат в России проводится по футболу, а не по тому, что имело место на стадионе имени Билимханова.

Ясно, что не справился в первую очередь дренаж. Вода не уходила вглубь, не стекала к краям поля, а стояла в центре, собираясь, как ни странно, в лужи мутновато-цементного оттенка. Выходит, дренажная система не только плохо пропускала влагу, но и уложена была с неровностями и ямами.

Каким образом поле, символизирующее независимость игры от погоды, стало источником проблем? Поиски ответа на этот вопрос привели меня в организации, давно и успешно эксплуатирующие в России искусственные газоны. Так, директор БСА Лужников Олег Григорян рассказал, что возможны два варианта устройства дренажа. Первый - песчано-щебеночная подушка, толщина которой в Лужниках, например, составляет 55 сантиметров. Второй - строительство под газоном лучевидных отводов, ведущих в общегородскую ливневую систему. Правда, если забилась сама эта система - пиши пропало. А в Грозном, похоже, так и было. Дожди накануне матча не прекращались два или три дня, вода стояла во многих дворах и на улицах, сливные отверстия с ней не справлялись.

Вместе с тем в Лужниках или в Перми, где тоже лежат искусственные газоны, ни о чем подобном слышать не приходилось. Почему?

Существуют четкие нормы пропускной способности синтетического поля. Как сообщили мне в московском офисе волгоградской фирмы "Интраст", занимающейся укладкой полей, готовый к эксплуатации газон вместе с дренажом должен пропускать не менее 30 литров воды на каждый квадратный метр в минуту. Площадь грозненского поля составляет почти 6 тысяч квадратных метров. Следовательно, в воскресенье для полного коллапса с небес на газон должно было выливаться ежеминутно не менее 18 тысяч ведер воды! Представить такое сложно. А вот получение лицензии этим газоном - легко. В России и не такие поля в эксплуатацию принимали.

Кстати, стелила газон в Грозном другая волгоградская фирма - "Природа и спорт". Попытки навести справки об использованной строителями системе дренажа к успеху не привели: секретарша сообщила, что директор празднует свой юбилей и до вторника будет недоступен. Ведущие сотрудники оказались задействованы на том же мероприятии, а менеджер проектного отдела интересующей меня информацией не располагал.

На будущее хотелось бы рекомендовать руководителям клубов и стадионов не жалеть средств на оплату услуг специальной европейской лаборатории, сертифицирующей искусственные газоны. А сотрудникам РФС, выдающим лицензии, - опираться на этот сертификат, а не на собственную интуицию или заверения хозяев. Даже с учетом всей специфики сдачи в эксплуатацию стадиона в Грозном.

Кстати, пригласить упомянутую лабораторию "Тереку" и сейчас не поздно.