Газета Спорт-Экспресс № 179 (4759) от 12 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

12 августа 2008

12 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ТЕННИС

ОНИ ВИДЕЛИ ЖИВОГО ФЕДЕРЕРА

Игорь РАБИНЕР

из Пекина

Сначала из подтрибунных помещений центрального корта раздался дикий, сшибающий с ног женский визг. Потом - еще один, и еще... Если бы я услышал такое на ночных московских улицах, то предположил бы самое жуткое.

Здесь же кричали... китайские волонтерши. От восторга, переходящего в религиозный экстаз. Поводом для визга было то, что секундами ранее мимо них прошагал Его Величество Роджер Федерер. Пусть великий швейцарец не выиграл в этом году ни одного турнира "Большого шлема", пусть впервые за четыре с половиной года потерял титул первой ракетки мира, пусть провалил недавнюю серию турниров на харде в Америке - какое дело до всех этих мелочей китайским фанаткам, окончательно и безнадежно влюбленным в швейцарского теннисного короля?

Дмитрий Турсунов, комментируя эмоции аборигенов, был, как всегда, остроумен:

- Точно так же девушки визжат и пищат - причем не китаянки, а наши, доморощенные, - в ночных клубах Москвы, когда видят Марата (Сафина. - Прим. И.Р.) . Чему тут удивляться? Если бы я выиграл четырнадцать турниров "Большого шлема", так же встречали бы и меня...

Во время матча Федерера с Турсуновым обращала на себя внимание стайка китайских поклонниц швейцарца, почему-то наряженных в одинаковые желтые футболки. Несколько раз во время пауз в игре они начинали очень слаженно скандировать: "Роджер! Роджер!"

Роджер, как всякий швейцарец, человек степенный и не слишком демонстрирующий свои эмоции. Но вряд ли безумная популярность на другом конце света могла оставить его равнодушным.

ОБ УРОДЛИВЫХ МАЛЬЧИКАХ

Турсунов рассказывает:

- Федерер, по-моему, единственный из теннисистов, кто решил жить в отеле. Все остальные - и Надаль, и Джокович, и остальные - в Олимпийской деревне.

-Федерер объяснял свое решение опасениями, что его будут без конца дергать просьбами сфотографироваться.

- И у него были для этого основания. Когда Надаль куда-то идет, его все время останавливают с такой просьбой. В столовой ему реально не дают кусок хлеба в рот положить! Для меня это дико, потому что подходят-то не болельщики, а спортсмены. Вообще в деревне весело. Что там творится с обменом значками! Джокович бегает, обменивается ими как сумасшедший с кем ни попадя. У него этими значками вся аккредитанионная карточка завешана. Я этого понять не могу, потому что все равно всех не соберешь. А у нашего массажиста Глебова вообще есть значки начиная с московской Олимпиады.

-А с вами фотографировались?

- Пару раз.

-Красивые девушки?

- Нет, уродливые мальчики...

Турсунов - в своем репертуаре. И это - после проигранного матча с Федерером, в котором наш теннисист, кстати, остался очень недоволен собой (хотя первый сет провел вполне достойно). Об этом, впрочем, позже. А пока о том, что на встречу с группой российских журналистов Турсунов пришел в весьма пасмурном настроении, но в процессе общения на глазах повеселел и стал выдавать шутку за шуткой. За что репортеры были ему более чем признательны.

Южный, кстати, заразился той самой "значкоманией", о которой упомянул Турсунов. Произошло это, по его словам, оттого, что штаб российской делегации смилостивился и выделил теннисистам больше чем по пять заранее предусмотренных значков. В итоге Южный показал нам целую их серию - из США, Германии, Италии, Греции, Австрии, Индии, Франции...

Пару слов о том, как организована работа журналистов на теннисном турнире Игр. С одной стороны - замечательно. Вероятно, потому, что занималась этим АТР, которая, будучи организацией коммерческой, на собственной "раскрутке" собаку съела. Потому открытость знаменитых спортсменов схожа с НБА и НХЛ. В заокеанских лигах у прессы есть возможность зайти в раздевалку и пообщаться с игроками сразу после матчей (а в НБА - и до). На теннисном олимпийском турнире достаточно сделать заявку на интервью с любым участником - и максимум через полчаса после матча его приводят в зал для пресс-конференций. Правда, об эксклюзиве можно и не мечтать. Если это звезда уровня Федерера - всех приглашают в большой зал, если игрок уровнем пониже - в комнатку на пять-шесть мест. Отказаться от интервью вышколенным теннисистам и в голову не приходит. Даже Энди Маррей, один из фаворитов турнира, сенсационно проигравший вчера скромному тайваньскому сопернику, безропотно пришел объяснять, какая муха его на корте укусила.

Есть, правда, и недоработки, причем весьма существенные. И вот тут уже виноваты хозяева - не знаю уж, могла ли АТР что-то в этом смысле предпринять. Сижу я, к примеру, в пресс-центре, пишу этот репортаж. Прерваться на полтора часа не могу - технология выпуска газеты не позволяет. А в это время на третьем корте играется замечательный матч: сформированная в пожарном порядке пара Турсунов/Южный (она заменила хорватский дуэт Любичич/Чилич из-за травмы Любичича) встречается не с кем-нибудь, а с олимпийскими чемпионами Афин чилийцами Массу и Гонсалесом. Но возможности поглядывать на экран и наблюдать, скажем, за победным тай-брейком в первом сете, нет - на мониторы выводятся только матчи на первых двух кортах.

На том же Уимблдоне, по рассказам коллег, журналисты имеют возможность видеть все без исключения поединки. Да и отсутствие каких-либо условий для работы журналистов на всех кортах с третьего по девятый (там и для зрителей-то предусмотрено всего по два ряда) тоже не радует. На то она и Олимпиада, что рассказать читателям хочется о как можно большем количестве любопытных матчей. И я бы с большим удовольствием живописал вам победу нашей пары над олимпийскими чемпионами. Но - увы.

Вчера мне с коллегами удалось довольно подробно пообщаться сразу с пятью российскими теннисистами - Южным, Звонаревой, Сафиной, Турсуновым и Андреевым. И надо заметить, что все эти беседы получились содержательными и неформальными: ни один из спортсменов не вел себя заносчиво и не демонстрировал всем своим видом, что эта "обязаловка" им неприятна и отделаться от нее хочется как можно быстрее. Может, отчасти это объясняется тем, что все, кроме Турсунова, спокойно выиграли в двух сетах. Но даже после побед общаться можно по-разному - сквозь зубы или открыто. Разговаривать с нашими теннисистами было в удовольствие.

ТЕННИС ПО-КИТАЙСКИ

Нельзя сказать, что китайская специфика - а именно полнейшее незнание местными жителями английского - совсем на теннисистах не отражается. Динара Сафина, к примеру, рассказала:

- Сегодня перед игрой попросила плошку риса принести. Они не поняли ни слова. Я готова была взорваться изнутри - иногда никакого терпения не хватает. Сдержалась с большим трудом. Рис, кстати, так и не принесли. В итоге съела два банана и пошла на корт.

Занятный эпизод произошел прямо во время поединка Турсунова и Федерера. В одном из первых геймов наш теннисист вдруг попросил салфетки. Переросток-болбой полминуты метался по корту, не понимая, чего от него хотят. Потом Турсунов объяснил:

- Там птица пролетела и... сами понимаете. Правда, по мне она чуть-чуть промахнулась, но на корте насвинячила и дальше полетела. Сам я убирать не буду - мы же звезды (смеется). Вот и попросил парня взять салфетки и почистить. Он долго бегал и не понимал, что от него хотят. А когда понял, выяснилось, что другой уже все убрал. Вообще, честно говоря, не понимаю, зачем ставить на корт детей, которые не понимают по-английски. Просишь между розыгрышами полотенце, а они тебе мячи дают. Все это начинает поднадоедать.

В то же время Вера Звонарева призналась, что ожидала худшего.

- Матч первого круга я проводила против китаянки. Аплодисментов в ее адрес, конечно, было много, поддерживали ее на протяжении всего матча - несмотря на то, что я вышла вперед с самого начала. Но так и должно было быть. Никакого перебора, неуважения ко мне я не почувствовала. Атмосфера была хорошей.

Хороша здесь и организация - я даже этому удивилась. Мы много раз играли в Китае обыкновенные турниры, в том числе и в Пекине, так что знала, к чему готовиться. Вообще-то не очень люблю Китай - может быть, отчасти потому, что мне здесь очень тяжело дышать и два последних раза я заболевала. Но в этот раз все условия шикарные, и даже не ощущаю, что нахожусь в Китае. И корты отличные.

-В деревне нравится жить?

- Очень. Для меня в новинку, когда все спортсмены рядом, и это что-то особенное. Разговаривала с латышами из пляжного волейбола, с пловцами из Хорватии, с бразильянками, выступающими за Грузию тоже по пляжному волейболу... Сразу решила жить в деревне и ничуть об этом не жалею.

-А питание устраивает? Южный с Андреевым говорят, что их - не очень.

- Для меня выбор достаточно хороший. Не знаю, как обстоит дело на мужских турнирах, но по сравнению с обычными женскими здесь кормят гораздо разнообразнее. Представлена и китайская кухня, и средиземноморская, и прочая. В деревне всегда стоит очередь за пекинской уткой. Сама я не большой ее любитель, но разочек решила попробовать. Вкусно!

Южный тоже не размышлял о том, поселиться ему в деревне или в гостинице:

- Мы каждую неделю живем в гостиницах, а тут - другие ощущения. Мне нравится жить в деревне. Нравилось и в Афинах, и здесь. Даже среди теннисистов в гостиницах на турнирах нет какого-то единения, которое возникает на Олимпиадах.

Условия для проживания тут хорошие. Мужская сборная живет в пятикомнатной, вполне просторной, квартире. Гостиная с телевизором, четыре спальни - у каждого своя, да еще и с автономно регулирующимися кондиционерами. Каждый устанавливает его так, как ему удобнее. Все это получше, чем в Афинах, поскольку там доктор и массажист жили в нашем отсеке, и было по два человека в номере. Но я и там не жаловался.

Одна проблема - питание. Никого не хочу упрекать - но как такую ораву прокормить? Вчера, правда, была индейка, которую вполне можно было есть. Но это уж как повезет. Дошло до того, что постепенно переходим на "Макдоналдс". Если кто-то один идет, то уже приносит на всех. Выбор-то огромный, есть все. Но, скажем, здешнюю пасту с настоящей, итальянской, сравнивать нельзя. Порой же возьмешь еды, пройдешь два шага до стола - а она уже холодная.

ЦСКА ПОРАДОВАЛ ЮЖНОГО, "ДИНАМО" - АНДРЕЕВА

Сафину, в свою очередь, питание вполне устраивает (как видим, в этом вопросе произошло разделение по половому признаку: девушки довольны, мужчины - нет), а по поводу совместного проживания она говорит:

- У нас все девочки уважают друг друга и прекрасно знают, как важен в нашем деле отдых. Поэтому, если кто-то ложится спать, остальные приглушают звук телевизора и говорят между собой тише. Что же касается Лены Дементьевой, то, может быть, ей больше хочется быть одной. Все-таки у нее уже был опыт участия в Олимпиадах, а для меня это первые Игры. И в деревне мне веселее.

-С представителями других видов спорта общаетесь?

- Неудобно как-то. Ведь, кроме баскетболистов и волейболистов, в лицо никого не знаем. Хотя мне было бы очень интересно пообщаться с людьми из других видов спорта, которых я очень уважаю.

Южный с Андреевым также решили жить в деревне, хотя в Афинах они играли. И не жалеют об этом. Новичок Олимпиады Турсунов, которому "в народе" тоже нравится, описывает атмосферу деревни забавно:

- Деревня - это большой спортивный лагерь, как в детстве. Бегают сумасшедшие тренеры, все в пене, взмыленные, постоянно орут что-то. Кричат: "Вам уже спать пора!" Не нам, конечно, а, например, команде по гандболу - просто как с цепи сорвались! Я же в интернете больше сижу, в "скайпе" - телефоны-то наши почему-то здесь не работают. Из-за китайского коммунизма, что ли? А искать, где можно купить местные sim-карты, нет ни сил, ни желания.

Свободное время каждый проводит по-своему. Андреев с Южным, например, утром в воскресенье сходили на соревнования по плаванию. Правда, на заплыв с участием Майкла Фелпса, который им хотелось посмотреть, не успели.

Была у этих двух друзей и своя вечерняя программа. В прямой онлайн-трансляции в интернете оба, заядлые футбольные болельщики, следили за матчами своих любимых команд в чемпионате России: Южный - за поединком ЦСКА в Раменском, Андреев - за встречей "Динамо" с "Амкаром". Надеялись найти телевизионные трансляции, но не получилось - пришлось ограничиваться текстом в интернете. И армейцы, и динамовцы победили, что, возможно, придало дополнительный импульс нашим теннисистам. Правда, до окончания поединка с пермяками Андреев все же не дотерпел - ушел спать. "Был уверен, что все закончится хорошо", - улыбается теннисист. Действительно, закончилось.

-Победу ЦСКА над "Спартаком" со счетом 5:1 видели? - спросили Южного

- Конечно. Мы были в Швейцарии, нашли Первый канал. Но там матч показывали с двухчасовой задержкой, и я отключил все телефоны, чтобы никто не сказал мне результат. Хоть бы кто-нибудь в тот день мне потом позвонил, поздравил!

-С игроками армейцев общаетесь?

- Иногда обмениваемся эсэмэсками с Акинфеевым. С той победой над "Спартаком" я его как раз и поздравил.

ТЕЛА В ПИДЖАКАХ

На церемонию открытия Олимпиады из всей теннисной сборной пошла только Елена Веснина. Звонарева говорит:

- В тот день температура была 40 градусов, и нужно было пять часов где-то просидеть, чтобы выйти на парад. Конечно, очень хотелось туда сходить, но Шамиль Анвярович (Тарпищев. - Прим. И.Р.) посоветовал воздержаться. Но каких-то жестких условий не ходить не было. Вот Лена Веснина и пошла, поскольку она играет только парный разряд, тогда как всем остальным предстояло играть и одиночку, и пару. Она сделала много фотографий, но посмотреть их мы еще не успели.

Зато общительный Турсунов уже успел все разузнать.

- На открытие я не пошел. Во-первых, нам сказали, что находиться там нужно в пиджаках. Сами понимаете - сейчас нормальная погода, но три-четыре дня назад... Так в этих самых пиджаках всех отправили в какой-то загон, люди долго сидели и ждали, в 11.30 вечера вышли на поле стадиона, помахали ручкой, кое-кто прямо с парада звонил по мобильным телефонам... И все закончилось. То есть никакого представления они не видели. Мне кажется, если спортсмены идут на парад, им нужно дать посмотреть саму церемонию. Но ребята сказали мне, что ничего не видели.

-А кто был из теннисных людей кроме Весниной?

- Доктор, тренерский состав пошел, потому что надо же как-то заменить игроков. Нужны были тела. В пиджаках. Они сказали, что мы были правы, когда решили не идти. Закончилось-то все в час ночи, а я должен был играть через день. И не пошел в первую очередь потому, что готовился к матчу. Правда, как видите, подготовился не очень...

-То, что матч с Федерером из-за дождя перенесли с воскресенья на понедельник, повлияло на вашу игру? - спросил Турсунова один из коллег-журналистов.

Остроумному человеку не стоит задавать не самые умные вопросы. Потому что ответ оказался достойным:

- Да уж. Четыре года готовился к воскресенью, а играть пришлось в понедельник...

-Но переносы из-за дождя сильно нервировали? - спросил, в свою очередь, автор этих строк .

- Неприятно было, конечно. Мы сидели, ждали. Не могли, скажем, пойти позаниматься в тренажерный зал или потренироваться, потому что матч все время переносили. В конце концов в семь вечера сказали, что играть мы не будем. И вдруг ты понимаешь, что за целый день ничего не сделал, зато съел, как полагается перед игрой, три порции макарон, и теперь надо все это согнать. После чего начинаются ускорения в спортзал, пытаешься за час-два все необходимое сделать, чтобы лечь спать в нормальное время... Естественно, какие-то неудобства при этом возникают.

В итоге выяснилось: все, что ни делается, - к лучшему. Понедельник порадовал теннисистов куда более щадящей погодой, чем была до того. Все молятся, чтобы она сохранилась и дальше, ведь с такой влажностью спортсменам прежде сталкиваться не доводилось. Она и вчера-то, по словам Сафиной, составляла 92 процента - но в предыдущие-то дни были все сто. Да еще и совмещенные с невыносимой жарой.

Но ради Олимпиады, на которую приехали все здоровые теннисисты мировой элиты, можно все перетерпеть. "Никто вам сейчас не скажет, что, допустим, US Open для него важнее Олимпиады", - сказал нам Андреев. Никто и не сказал. Фанаберии, некогда свойственной иным представителям элитных профессиональных видов спорта вроде тенниса или велоспорта, теперь нет и в помине.

Недаром даже Федерер на пресс-конференции после матча с Турсуновым сказал: "Быть частью олимпийской семьи, представлять на Играх свою страну - часть мечты. В 2000 году в Сиднее я провел две потрясающие недели, которые останутся в моей памяти как одно из самых больших спортивных воспоминаний в жизни. Я разговаривал с некоторыми теннисистами, пропустившими Игры в 1996-М и 2000 годах, и сейчас они жалеют об этом, видя, какую важность приобрел теннис для Олимпиад, да и Олимпиады для тенниса. Могу вам сказать наверняка: я никогда не пропущу Олимпийские игры, если у меня будет хоть малейший шанс в них участвовать".