Газета Спорт-Экспресс № 175 (4755) от 7 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

7 августа 2008

7 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Завтра - открытие ОЛИМПИАДЫ-2008

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Пекина

Представьте, здесь совсем нет солнца. Оно светит где-то в неразличимой вышине, но лишь для того, чтобы раскалить липкую душную перину, именуемую китайским воздухом. Это не облака и не туман - это матовое марево, содержащее по какому-то недоразумению немного кислорода и лишь потому поддерживающее пекинскую жизнь. Дышать им не трудно - противно. А думать о том, что кому-то придется пользоваться этой нагретой смесью для достижения побед и побития рекордов, еще противнее.

Во вторник вечером, когда солнце уже село и оставило после себя ватное пекло, бригада "СЭ" пыталась вернуться из города в отель, расположенный в Олимпийском парке. Такси ехало минуты три, не больше, пока не уткнулось прямо посреди дороги в один из миллиарда временных пунктов контроля. "Дальше нельзя", - сказали нам. "Но мы там живем!". - "На машине - нельзя".

Потом оказалось, что можно, и что таксист просто не знал единственно верного пути, но в тот момент было принято решение пойти своими ногами. А зря.

Мы бродили вокруг главного стадиона Игр - "Птичьего гнезда", а также всех остальных сооружений, построенных на центральном спортивном ядре Олимпиады, полтора часа. Мы меняли темп и направление, но не приближались к гостинице ни на сантиметр. Мы постоянно натыкались либо на решетки, огородившие в здешних краях все и вся, либо на отказ охранников, что одно и то же. Мы миновали значительное число КПП, на каждом из которых китайцы в белых перчатках указывали нам путь, как указывал его в свое время товарищ Мао самим китайцам. Вокруг не было ни такси, ни автобусов - только полчища добровольцев, возвращавшиеся с генеральной репетиции церемонии открытия с продовольственными пайками в руках. Их выпускали - нас не впускали.

Правильной дорогой в итоге оказалась самая дальняя - многокилометровая. Обогнув "Гнездо", Aquatic Center, Indoor Наll и еще что-то непонятного пока предназначения, мы оказались, наконец, в уюте и прохладе. Единственным светлым пятном во всей этой истории было то, что мы скинули по паре килограммов веса. А побочным эффектом стал вывод: Пекин в плане организации безопасности олимпийских объектов - не Турин и не Афины, здесь эти вопросы подняты на совсем другую высоту.

Вчера я повторил экскурсию на "Птичье гнездо", имея целью сознательно попробовать на прочность китайскую безопасность. Докладываю: безопасность оказалась прочней. В обеих столицах предыдущих Олимпиад за день до открытия удавалось не только спокойно попасть внутрь главной арены Игр, не только сфотографировать детали будущей церемонии и фрагменты декораций, не только посидеть в пустой еще ложе прессы, оценивая ее комфорт, но и выбраться обратно живым и невредимым. Пекин ни одной из таких возможностей не предоставил.

Очень хочется знать, зачем столько щуплых людей в фуражках и с погонами стоят здесь повсеместно навытяжку днем и ночью, под большими красными зонтиками от солнца или рядом с ними, подле заборов или вдалеке от них? Они стоят, не зная, кажется, и сами - зачем. Их поставили. Им сказали не гнуть колени и спину, смотреть на север или просто вперед. Они не гнут и смотрят.

"Птичье гнездо" окружает себя безмолвными милиционерами только ночью. Днем стадиону они не нужны. Потому что он огорожен и закрыт - ни единой щели. Можно ходить вокруг до потери пульса - заборы и решетки не раздвинутся. Хотя внутри жизнь есть. Ходят волонтеры, рекламщики, что-то носят, настраивают. Это не аврал - к Олимпиаде все давно готово. И внутрь их запускают, скорее всего, коллективно, раз в сутки. А вечером выпускают, выставляя по периметру призраков ночи, не знающих, что такое стойка "вольно" на посту.

Окончание - стр. 8