Газета Спорт-Экспресс № 168 (4748) от 30 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

30 июля 2008

30 июля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 9 дней

ГРОЗЯТ ЛИ ПЕКИНУ ДОПИНГОВЫЕ СКАНДАЛЫ?

ВИДЫ ДОПИНГА И ЭФФЕКТ ДЕЙСТВИЯ

Стимуляторы (стимуляторы центральной нервной системы, симпатомиметики, анальгетики). Амфетамины, эфедрин, экстази, салбутамол и др.

Убирают "предохранители", позволяющие организму не израсходовать все резервы.

Наркотики (наркотические анальгетики). Морфин, метадон, героин, петидин и др.

Морфин и его химические и фармакологические аналоги, воздействуют на центральную нервную систему и снижают боль.

Анаболические стероиды и другие гормональные анаболизирующие средства. Нандролон, тетрагидрогестринон, станозолол, андростенедион, дегидроэпиондростерон и др.

Вызывают ускоренный рост мышц, увеличивают резерв организма, позволяют выдерживать нагрузки.

Бета-блокаторы. Содержатся в препаратах для лечения стенокардии, пороков сердца, повышенного давления и мигреней.

Действуют на так называемые бета-рецепторы. Снижают частоту сердечных сокращений, успокаивают тремор. Применяются там, где нужна точная координация: в стрельбе, прыжках в воду.

Диуретики. Пробеницид, ацетазоламид, хлорталидон, триамтерин и др.

Используются для сгонки веса в тех видах спорта, где нужно "вписаться" в свою весовую категорию. Снижают концентрацию в моче других запрещенных препаратов.

Допинговые методы:

1. Кровяной допинг.

2. Фармакологические, химические и механические манипуляции с биологическими жидкостями (маскирующие средства, добавление ароматических соединений в пробы мочи, катетеризация, подмена проб, подавление выделения мочи почками).

Классы соединений, подлежащих ограничениям даже при их приеме с лечебными целями:

1. Алкоголь (настойки на основе этилового спирта).

2. Марихуана.

3. Средства местной анестезии.

4. Кортикостероиды - препараты, способные влиять на психическое состояние спортсменов.

Согласно подсчетам Всемирного антидопингового агентства, 15,5 млн. человек на Земле употребляют различные виды допинга. Из них 35 процентов - профессиональные спортсмены. Мировой годовой объем анаболиков 700 тонн, тестостерона - 70 тонн, гормона роста и эритропоэтина - 34 млн. ампул.

Отличительная черта всех Олимпиад последних десятилетий - допинговые скандалы. Не обходится без них и на этот раз, несмотря на то, что Игры еще не стартовали.

В Болгарии, как всегда, проблемы с тяжелоатлетами: повальная увлеченность фармакологией стала причиной того, что и женская, и мужская сборные штангистов этой страны были отстранены от участия в пекинских стартах.

Еще решительней разобрались со своими несостоявшимися олимпийцами в Китае. Их, правда, всего двое, зато наказание, как только выяснилось, что тесты на допинг дали положительный результат, было более чем жестким - пожизненная дисквалификация. А ведь один из дисквалифицированных - пловец Оуян Куньпэн - считался претендентом на медаль. Ну а чтобы и другим было неповадно прибегать к запрещенным веществам, заодно со спортсменами были пожизненно наказаны и их тренеры.

Пожизненная дисквалификация бывшего главного тренера сборной США по легкой атлетике Трэвора Грэма вообще стала топ-новостью июля: он наказан за прошлые грехи - содействие целой группе спортсменов в приеме запрещенных препаратов. В их числе и Мэрион Джонс, лишенная пяти олимпийских медалей Сиднея.

Словом, всем, кто готов рискнуть и прибегнуть к помощи стимулирующих препаратов, вынесено вполне определенное предупреждение. Вопрос в другом: поможет ли?

В стане олимпийцев России пока сохраняют оптимизм. Руководство уверяет общественность в том, что в Пекин поедут только "чистые" от допинга спортсмены. На этом фоне как-то непонятно смотрится публичная - благодаря СМИ - перепалка между президентом ОКР Леонидом Тягачевым и главой Росспорта Вячеславом Фетисовым. Фетисова возмутило заявление его высокопоставленного коллеги о том, что "он доверяет всем спортсменам и тренерам, а чтобы отвечать за возможные проблемы с допингом в Пекине - для этого есть руководитель Росспорта". Такую позицию Тягачева Фетисов назвал "удобной".

И прогнозы на безукоризненную чистоту рядов наших олимпийцев у Фетисова куда как более осторожные. Он считает, что увеличение премиальных, возможность заработать большие деньги вполне могут стать элементом провокации для не самых стойких в этическом плане спортсменов.

Владимир Шестаков, серебряный медалист сеульской Олимпиады по дзюдо, не без горечи пару лет назад рассказывал автору этих строк о том, что допинговая экспансия во время Олимпиад - это уже системный процесс.

- Всегда найдется тот, кто попытается стать чемпионом благодаря достижениям фармакологии, - сказал тогда Шестаков. - В ближайшие лет двадцать мы будем свидетелями остросюжетного поединка между теми, кто пытается вырастить чемпионов из "пробирки", и теми, кто хочет этому воспрепятствовать.

Перспектива такого поединка действительно просматривается. И его итоговый счет вовсе не обязательно окажется в пользу тех, кто исповедует fair play.

Журналисты ВВС недавно провели расследование, которое показало: существующие методы тестирования спортсменов на допинг зачастую не дают нужного эффекта. Такой вывод сделан на основании анализа проб, взятых у спортсменов, которые применяли запрещенные препараты. Лаборатории, аккредитованные Всемирным антидопинговым агентством (WADА), не выявили в этих пробах гормональный препарат эритропоэтин. Между тем ЭПО, как сокращенно именуют эритропоэтин, резко повышает выносливость, что особенно привлекательно в таких видах спорта, как велогонки и легкая атлетика.

Впрочем, бог с ними, пытливыми англичанами. Нас больше беспокоит вопрос допинговой "чистоты" российских олимпийцев. Чиновники Росспорта в один голос утверждают, что гарантируют качество своей антидопинговой программы до начала Олимпиады. А вот как поведут себя спортсмены в Пекине - никому неведомо. В Росспорте полагают, что искушению может помешать страх перед разоблачением и последствия - лишение премиальных, национальный позор и угроза быть навсегда отлученным от большого спорта. Еще есть надежда на сознательность - куда ж без сознательности на Руси! - самих спортсменов и их тренеров.

А вот что рассказал мне в экспресс-интервью руководитель антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России Николай Дурманов.

- Говорят, что допинговая "чистота" наших олимпийцев до приезда в Пекин обеспечена. То же самое утверждалось и перед предыдущими олимпийскими стартами. Тем не менее скандалы с россиянами случались регулярно. В случившемся зачастую винили личных врачей и личных тренеров спортсменов. Как быть в таких ситуациях, что можно противопоставить?

- Любая команда - и российская, в том числе - прекрасно понимает, какой удар может быть нанесен по репутации страны. Поэтому всех спортсменов проверяют - и не один раз.

Кстати, точно в таком же положении и международные спортивные федерации. Ведь есть прямая связь между количеством допинговых скандалов и возможностью привлечения спонсоров. Смотрите, стоило на "Тур де Франс" нескольким велосипедистам попасться на допинге, а уже два крупнейших спонсора заявили: больше они этот вид спорта поддерживать не будут. Поэтому проверка идет еще и со стороны международных спортивных федераций.

Эта работа продолжится и прямо на Олимпиаде. Ну а дальше любая команда ни от чего не гарантирована. Причем проблемы могут быть самого разного свойства. Это могут быть "бумажные" проблемы, когда не вовремя оформлены какие-то медицинские документы, это может быть нечаянное применение допинга по незнанию - все это возможно даже после того, как команда прошла все внутренние национальные проверки. Так что никаких гарантий никто не даст. Просто нужно вести плотную работу с каждым - будь то спортсмен или человек из медицинского персонала.

Очень много проблем - что тут скрывать - было и будет с системой внутривенной инфузии, то есть с системой переливания. Практика всех этих переливаний, например, таких безобидных вещей, как глюкоза или физрастворы, настолько плотно вошла в спортивную медицину, что некоторые используют это для других целей, несмотря на грандиозные скандалы - вроде того, что произошел относительно недавно с нашими гребцами-академиками (из-за целой серии допинговых скандалов в прошлом году выступление наших гребцов в Пекине вообще оказалось под угрозой. Ситуацию удалось исправить лишь после того, как все руководство соответствующей национальной федерации было отправлено в отставку. - Прим. "СЭ").

-Можно ли сказать, что в российском большом спорте выстроена цельная система борьбы с теми, кто уповает на допинг? А если такой системы пока нет, то почему?

- Поскольку пост руководителя антидопинговой службы Росспорта я официально покинул всего лишь год назад, а до начала Олимпиады осталось всего ничего, не чувствую себя вправе давать какие-то оценки. Давайте вернемся к этому разговору после Пекина.

-В некоторых странах вместе со спортсменами за употребление допинга наказывают и тренеров. Разумна ли такая практика?

- Безусловно, разумна. Дело в том, что вина врачей или тренеров спортсменов, погоревших на допинге, очень велика. По разным причинам. Иной раз отношения складываются так, что спортсмен привык подчиняться тем, кто им руководит, есть понятие жесткой дисциплины. А иногда это - элементарная безграмотность врачей, вроде той, что была проявлена на зимней Олимпиаде с биатлонисткой Ольгой Пылевой. Возмутительный случай. Не было бы никакого скандала, если бы врач проконсультировалась с кем-либо из знающих людей, что именно она рекомендует для приема своей пациентке.

Так что наказывать и тренеров, и врачей надо. Но не в автоматическом режиме, а в режиме расследования, устанавливая вину или непричастность к скандалу каждого конкретного человека.

Алексей МОРГУН