Газета Спорт-Экспресс № 122 (4702) от 5 июня 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

5 июня 2008

5 июня 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СВОЯ КОЛОНКА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

ИГРА В ОТБОР

Нет в спорте более болезненной темы, чем олимпийский отбор. Удивляться этому не приходится: реально претендовать на медали в любом виде спорта способны единицы, попасть на Игры мечтают сотни, если не тысячи.

Даже в такой спортивно благополучной стране, как Америка, слова "участник Олимпийских игр" люди вносят в резюме и печатают на визитных карточках. Считается, что это круто. Заслуги такого порядка американскими работодателями принято расценивать как исключительно положительную характеристику. Как признак того, что человек способен ставить перед собой цель и успешно ее добиваться. Наверное, поэтому в этой стране олимпийский отбор и его критерии - святое. Не важно при этом, как именно ты выиграл чемпионат страны. Был ли это разовый всплеск, которого никогда доселе не случалось, или просто повезло в том, что главный соперник не вовремя загремел на операционный стол, пережил личную трагедию или банально проспал старт. Все примитивно просто: выиграл? Путевка твоя.

Хрестоматийным в этом отношении до сих пор является случай, который произошел в США накануне Игр-1960. Сильнейшим пловцом-спринтером мира тогда был Джефф Фаррелл. Накануне отборочных соревнований у него обнаружился аппендицит. Фарреллу сделали операцию, но он все-таки решил выступать в отборочном турнире. Стартовать ему пришлось из воды - прыгать со стартовой тумбочки запретили врачи, поскольку шел всего второй день после того, как были сняты швы. И спортсмен, разумеется, не попал в команду.

За 40 дней, что оставались до Олимпийских игр, Фаррелл полностью восстановил форму, побил мировой рекорд, однако тренеры сборной все равно не изменили своего решения, посчитав, что принципы отбора должны быть непоколебимы, о ком бы ни шла речь. В итоге сборная США потеряла на стометровке вольным стилем золотую медаль - в Риме ее выиграл австралиец.

У нас всегда было иначе. Главный вопрос, которым во все времена задавались тренеры большинства олимпийских сборных, сводился к тому, чтобы "угадать". Просчитать возможный расклад и поставить в команду тех, кто на Играх сумеет бороться за медаль.

Подтверждение этому несколько дней назад я услышала от президента Российской федерации борьбы, олимпийского чемпиона Михаила Мамиашвили. Он заметил, что к определению состава команды нельзя подходить с позиции бухгалтера. А надо понимать, кого и почему можно освободить от отбора и как из двух равных кандидатов выбрать того, кто победит на Олимпийских играх.

Такой принцип никогда не способствует спокойствию в команде, однако имеет право на жизнь: наблюдая за спортсменом на протяжении нескольких лет, тренеры прекрасно видят, кто лучше "держит" удар в условиях крупных соревнований.

Пункт отборочных критериев в плавании, согласно которому места в олимпийской сборной еще весной получили действующие чемпионы Европы Юрий Прилуков, Григорий Фалько, Анастасия Зуева, Юлия Ефимова и Евгений Коротышкин, - это звено той же цепи. Вопрос соревновательного доверия прежде всего. Хотя в плавании ситуация в целом, безусловно, выглядит честнее. Поскольку именно такие условия были озвучены заранее.

Вопрос в другом: позволяет ли какой бы то ни было подход к комплектованию команды рассчитывать на успех на Играх? Думаю, что нет. Олимпийский отбор - это вообще явление особого порядка. В любом виде спорта всегда находится ряд спортсменов, для которых раз в четыре года первостепенно любой ценой пробиться в сборную. А там уж как сложится. Даже термин специальный на этот счет существует - игра в отбор.

Особенно популярна эта игра в циклических видах спорта, коим, в частности, является плавание. Именно поэтому наивно пытаться проводить параллель между результатами отборочного первенства и гипотетическими секундами, которые наши олимпийцы способны показать в Пекине. Можно сколько угодно радоваться нынешним высоким результатам, подсчитывать количество рекордов страны и выполненных олимпийских нормативов, рассуждать о том, что до Игр остается почти два месяца, которые позволяют спортсменам отдохнуть, сделать очередной объем работы и вновь выйти на пик формы. Вот только невозможно предсказать, получится это или нет. Хотя бы потому, что не получилось ни в 2000 году в Сиднее, ни четыре года назад в Афинах.

А значит, остается просто ждать. Ну и надеяться на лучшее, разумеется...