Газета Спорт-Экспресс № 75 (4655) от 5 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 17

5 апреля 2008

5 апреля 2008 | Борьба - Вольная борьба

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА

ЧТО В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ?

В ПОИСКАХ ПРАВЫХ И ВИНОВАТЫХ

Сергей БУТОВ

Чемпионат Европы в финском Тампере продолжается, однако его важнейшая с точки зрения наших олимпийских перспектив часть осталась позади. Медали разыграли мужчины-вольники. Именно на них и ляжет в Пекине основная нагрузка по завоеванию для России золотых и прочих наград. Это, если хотите, такой красивый старинный обычай.

Вот мы плавно и подошли к главному вопросу: о чем нам говорят результаты Тампере в свете Игр-2008? Сгоряча, не подумавши как следует, так и подмывает рубануть - да ни о чем не говорят (равно как и результаты любого другого европейского первенства в любом другом виде спорта в олимпийский сезон)! А все-таки...

На подобные чемпионаты Европы основной состав возят лишь те сборные, которым в Пекине ловить будет нечего, - отличный шанс поживиться медалями в тот момент, когда фавориты еще только готовятся к "смертельному прыжку". России, хочется верить, в Пекине светит многое, поэтому в ее составе ближайший резерв был разбавлен лидерами лишь слегка. Махач Муртазалиев и Георгий Кетоев не подкачали, привычно прошлись танком по пехоте соперников и были таковы. Хаджимурад Гацалов остался с бронзой, что если и удивило неприятно, то лишь отчасти. Действующий олимпийский чемпион в Финляндию ехать был не должен, а отправился туда лишь благодаря невероятно запутанному стечению обстоятельств. Чемпион Европы-2007 Ширвани Мурадов слег незадолго до первенства с аппендицитом, другому борцу - Ибрагиму Саидову - проломили череп. Кто, когда и каким образом - не ясно. Пришлось тренерам выдергивать Гацалова, который спокойно себе готовился к июньскому чемпионату России. Гацалов взял и проиграл. Ерунда, с одной стороны. С другой - борцу такого уровня любое поражение (когда до Игр рукой подать!), мягко говоря, даром не нужно.

Всех остальных вольников, выступавших в Тампере, принято относить к ближайшему резерву, что справедливо лишь наполовину. Странная штука - накануне Пекина ни в одном весе нет ярко выраженного фаворита, которому можно было бы паковать чемоданы в Китай заранее. То есть людей уровня Елены Исинбаевой в легкой атлетике и Хасана Бароева в той же борьбе, правда, греко-римской.

Джамал Отарсултанов первенство выиграл, Расул Джукаев, Адам Батиров и Бахтияр Ахмедов проиграли, что, впрочем, отдалило их от олимпийского состава ровно на то расстояние, на какое приблизился к ней Отарсултанов. Какие-то выводы для себя тренеры, безусловно, сделали, но все равно все будет решаться на июньском чемпионате России. Потому что так принято.

Впрочем, о ком никак нельзя не упомянуть отдельно, так это об Ахмедове. Хотя бы потому, что проиграл он не просто представителю сборной Словакии, но олимпийскому чемпиону Сиднея в составе сборной России, символу отечественного тяжелого веса на протяжении нескольких лет Давиду Мусульбесу. Именно он теперь борется за Словакию, причем делает это, как видите, не без успеха, собираясь продолжать в том же духе до пекинских Игр.

Но дело даже не в этом, а в том, что Мусульбес вроде как завершил карьеру и на этом основании на протяжении нескольких лет трудился тренером... российских тяжеловесов. А значит, и Ахмедова! Вот это уже сюжет, как ни крути.

Довелось на днях прочитать интервью одного из руководителей отечественной борцовской федерации, в котором тот грозил Мусульбесу жесткими санкциями, вплоть до запрета через МОК экс-россиянину выступать в Пекине под флагом Словакии. Размах контрмер впечатляет, но стоят ли они того?

Переход спортсмена из одной страны в другую дело для борьбы настолько привычное, что даже смешно это обсуждать. Тут важен масштаб личности и прочие привходящие обстоятельства. Сам я схватки Мусульбеса против Ахмедова не видел, но, судя по широкому резонансу, Мусульбес не просто победил, а умело воспользовался хорошо известными ему слабыми сторонами оппонента, что в России расценили как нечестную игру. Этическая сторона вопроса тут налицо, а правда вроде как за нами.

Вопросы вызывает другое. Когда мы панически боимся 36-летнего борца, не выступавшего толком на высшем уровне на протяжении целого олимпийского цикла, это что-то да значит. В частности, то, что Россия не смогла подготовить за это время тяжеловеса, который был бы на голову выше того самого борца.

Самое трудное в таких ситуациях - искать правых и виноватых. Потому как иногда бывает, что не правы сразу обе стороны. Лично мне кажется, что это и есть тот самый случай.