Газета Спорт-Экспресс № 42 (4622) от 26 февраля 2008 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5

27 февраля 2008

27 февраля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СВОЯ КОЛОНКА

Слава МАЛАМУД

АМЕРИКА ПРОТИВ. ПОЧЕМУ?

Боюсь, выиграть на Олимпиаде в Ванкувере-2010 хоккейное золото для нас будет, мягко говоря, проблематично. И дело тут вовсе не в том, что я не верю в российскую сборную в целом или в Овечкина, Малкина и Ковальчука в частности. Все намного проще. Если Канада не возьмет золотые медали на Олимпиаде, которая проводится у нее дома, то этой стране просто придется выключить у себя свет, повесить на границе с США табличку "Уехала на склад" и тихо, без скандалов опуститься на дно трех омывающих ее океанов. Костьми лягут основоположники, вылезут вон из униформы, но дома своего не отдадут.

В общем, "зацепить" в Ванкувере золото будет на грани возможного - или даже за гранью. А если мы все же не выиграем, то, безусловно, сразу же начнем мечтать о реванше - на родных нам Играх-2014 в Сочи.

Но тут есть одна загвоздка, и серьезнейшая. В НХЛ идут нынче трудовые будни, и средь будней этих становится все заметнее и заметнее, что весь этот хоккейно-олимпийский эксперимент североамериканцам приелся. Нагано было еще интересно, от Солт-Лейка деться все равно было некуда, Турин пошел уже с трудом, Ванкувер - опять обязаловка, а вот ехать в Сочи - это уже, видимо, им совсем не по душе. По мнению многих, в том числе и весьма влиятельных, людей, останавливать сезон НХЛ на две недели и посылать своих звезд (уже немолодого, 30-летнего, Овечкина, например) в непонятное царство, неизведанное государство нет никакого резону.

При этом ситуация в хоккейном мире такая, что если НХЛ чего-то делать действительно не хочет, то заставить ее некому. Ни ИИХФ, ни Федерация хоккея США, ни правительство в Вашингтоне сделать это не в состоянии. Есть надежда разве что на профсоюз игроков, но и там большинство все у тех же североамериканцев, да и вообще не ясно, что с этим профсоюзом через пять-шесть лет будет.

Вот и получается: сочинский хоккейный турнир может оказаться, скажем так, второстепенным. Вас такая перспектива устраивает?

Комиссар лиги Гэри Бэттмен и владельцы клубов со времен локаута говорят, что после Ванкувера-2010 вопрос об участии игроков НХЛ на Играх "надо пересмотреть". Журналисты и, представьте, болельщики, особенно в США, в подавляющем большинстве против участия. Они, собственно, уже давно от всего этого не в восторге. В 2002-м в Питтсбурге страшно осуждали Марио Лемье за согласие выступать на Играх в Солт-Лейке (Марио вернулся с травмой), четыре года спустя болельщики "Филадельфии" подвергли обструкции всех своих олимпийцев, а травмированный в Турине Гашек стал врагом народа номер один в Оттаве. В журналистской среде (опять же главным образом в США), традиционно не жалующей международные соревнования, наблюдается практическое единодушие: "Хватит!" Аргументацию подробно приводить не стану - нам все равно этого не понять.

В этом, собственно, и вся соль. Такое мировоззрение среднестатистическому россиянину понятно в гораздо меньшей степени, чем тантрический буддизм. Представьте себе на секунду, что Россия посылает на футбольный чемпионат Европы сборную первого дивизиона, потому что премьер-лига важнее, стадионы простаивать не могут, деньги лучше дома зарабатывать, да и болельщику по большому счету все равно, какие там Славонии, Лапландии и Курляндии на этом чемпионате будут сражаться. Кем мы предстали бы в собственных глазах? Или, что еще страшнее (для нашего футбольного болельщика), - в глазах остального мира. Оторопь берет и волосы на затылке по стойке смирно становятся, не правда ли?

Но американцы - именно такие. Замкнутость на самих себе тут воспринимается как должное, и во многом именно она делает американский спортивный мир блаженно счастливым и свободным от комплексов. И пока вы ее не поймете и не попытаетесь угадать, откуда это пошло и зачем существует, вы никогда не поймете Америку. Эту самую любимую (да-да, признайтесь!) и самую не понятую Россией страну. Кого, говорите, там аршином не измерить-то? Вот оно как.

Кстати, провалиться мне на этом месте, если я призываю вас в данном случае брать с Америки пример. Ни-ког-да! Это как раз тот случай, когда лучше просто отойти в сторонку и честно сказать: "Мы так не могем".

Вашингтон