Газета Спорт-Экспресс № 11 (4591) от 19 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

19 января 2008

19 января 2008 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Вчера в Рейкьявике на 65-м году жизни скончался экс-чемпион мира по шахматам американец Роберт Фишер.

ТРАГИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ

Печальная весть застала меня на турнире в Голландии. Позвонили из редакции и попросили написать о Фишере несколько строк. Я стал вспоминать, что у меня связано с этим легендарным гроссмейстером...

...И два события слились в одно.

В 1972-м в московском издательстве "Физкультура и спорт" готовилась к печати книга Роберта Фишера "Мои 60 памятных партий". Вы даже представить теперь не можете, как ждали ее все любители шахмат. Я еженедельно ездил на Сретенку, и отмечался в списках магазина "Спортивная книга" - и помню, каким невероятным счастьем было потом держать в руках эту книжку, читать ее и впитывать каждое слово великого Мастера. Есть масса мнений, какая шахматная книга самая-самая. Для меня это была книга Фишера. Ни до, ни после нее не читал ничего сильнее! Эту книгу мы, любители шахмат 70-х, изучали, как верующие христиане изучают Библию.

Прошло 20 лет. Волею журналистских судеб я оказался на острове Свети Стефан в осажденной Югославии, где освещал матч Фишер - Спасский, который официально именовался "Матчем-реваншем XX столетия". Хорошо помню ту скандальную пресс-конференцию, которую дал тогда Роберт Джеймс Фишер. Огромное скопление журналистов со всего мира, много американцев. Фишер вернулся! Невероятная сенсация!!!

На той пресс-конференции Фишер скомкал бумагу из Госдепа, в которой это ведомство предупреждало его о незаконности его матча на территории Югославии. Если совсем точно, то на вопрос, как он относится к этой бумаге, Фишер (о, это было на моих глазах!) скомкал ее, зачем-то плюнул в комок - и швырнул в мусорную корзину. Все обомлели... Потом, когда речь зашла о Каспарове, он сказал едкую фразку: "Хороший бизнесмен". Все матчи Карпова и Каспарова назвал договорными. В общем, наговорил много чего. И еще сказал одну вещь, к которой я потом имел самое непосредственное касательство.

Фишер заявил, что с советскими будет иметь дело только тогда, когда ему вернут должок за пиратски изданную в СССР книгу "Мои 60 памятных партий".

"А сколько они вам должны?" - задали Фишеру вопрос.

"Разговор начнем с суммы в сто тысяч долларов", - ответил американский чемпион.

Помню, когда я сообщил эту новость в своем репортаже для "Известий" (освещал я матч как раз для этой газеты), то мне позвонил редактор "ФиС" Валерий Винокуров и сообщил, что Фишер не прав: соглашения об авторских правах в то время, когда издательство опубликовало книгу американца, не существовало, да и сумма, которую американский чемпион озвучил, была чрезвычайно завышенной...

Конечно же, я привел в газете ответ Винокурова. На том тогда дело и закончилось.

Прошло еще несколько лет.

В 1995 году президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова на внеочередном конгрессе ФИДЕ в Париже избрали президентом Международной шахматной федерации. После его возвращения в Россию я взял у него интервью. Выпили шампанского. Разговорились о шахматных делах. Илюмжинов стал расспрашивать меня о Фишере. И я рассказал историю, которая случилась на острове Свети Стефан. В том числе и про слова: "С советскими буду иметь дело..."

Характерно, что Илюмжинов тоже спросил: "А сколько должны-то?" Я назвал.

"Ну так я сам отдам долг СССР великому шахматисту! - загорелся Кирсан. - Можете об этом написать в "СЭ".

Я написал. В столице Венгрии интервью с новым президентом ФИДЕ передали знаменитому венгерскому шахматисту Андрэ Лилиенталю. Тот, в свою очередь, сообщил об этом Фишеру, с которым общался...

В общем, когда позже в Париже, где я был в командировке, ко мне подошел Илюмжинов и рассказал в красках, как он передавал "от имени Советского Союза" 100 000 долларов Фишеру как у того на глазах стояли слезы и как американец сказал: "Всю жизнь все меня только обманывали. И вот теперь впервые возвращают долг..." - признаюсь, я испытал очень приятное чувство. Сродни гордости.

Вот так замкнулись две странички великой книги Фишера.

...В моменты, когда уходят великие, принято в жанре кинодокументалистики прокрутить всю жизнь: когда родился, что совершил, чем запомнился. Где умер.

Родился 9 марта 1943 года в Бруклине. В 14 лет стал самым молодым в истории США чемпионом страны по шахматам. В 15 лет стал самым молодым для того времени гроссмейстером. В 1972-м выиграл матч на первенство мира у Бориса Спасского и стал 11-м в истории шахмат чемпионом мира.

Он обещал сокрушить "Советскую шахматную машину". И сделал это.

Герой-одиночка. Классический герой американского кино.

Только вот жизнь - не кино. Все оказалось до слез печально. Без хеппи-энда.

Когда Фишер стал чемпионом мира, он пользовался в США невероятной популярностью. Но все самые заманчивые рекламные предложения были им отвергнуты. Он мог стать мультимиллионером, но слишком любил и уважал шахматы, чтобы позволить кому-то наживаться на них.

Уже тогда его навязчивой идеей стала мысль, что все хотят его использовать. Анатолий Карпов, когда я готовил специальный выпуск "СЭ", посвященный его 50-летию, много рассказывал мне о своих встречах с Фишером и их переговорах. Все это опубликовано на страницах нашей газеты...

Уйдя из шахмат, Фишер продолжал активно влиять на них. Ему принадлежит идея добавлять время за каждый ход, ему принадлежит и идея создания шахмат, в которых начальное положение определяется с помощью жребия. Как известно, уже проводятся чемпионаты по Шахматам Фишера. И как знать, возможно, это последнее детище гениального американца окажется единственным спасением от "компьютерной угрозы" классическим шахматам, которым Фишер отдал свою жизнь.

В последние годы он эпатировал человечество совершенно чудовищными высказываниями. Словно мстил Америке, которая не сумела оценить своего великого сына...

Он был гоним. Его преследовали. Его приютила Исландия, страна, где когда-то пробил его звездный час.

Страна, где нашел свое последнее пристанище Трагический Гений Великой Игры.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Вейк-ан-Зее