Газета Спорт-Экспресс № 294 (4574) от 21 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

21 декабря 2007

21 декабря 2007 | Авто-мото

АВТО

"ГОНКУ ЧЕМПИОНОВ" ШУМАХЕР ПРОИГРАЛ

16 декабря на легендарном лондонском стадионе "Уэмбли" состоялась "Гонка чемпионов", в которой приняли участие звезды мирового автоспорта прошлого и настоящего.

КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ МОТОРОВ?

На один день Лондон стал мировой столицей автоспорта. Простите за немного пафосное вступление. Но как еще прикажете предварять заметку о мероприятии под названием "Гонка чемпионов"? Ежегодное шоу не под звуки рок-н-ролла, но под рев моторов докатилось наконец-то и до британской столицы.

Ради такого дела даже поле знаменитого "Уэмбли" пришлось переделать в гоночный трек. На сооружение километровой дорожки с мостом-эстакадой ушло пять дней и труд полусотни рабочих.

Впервые идея провести состязание с участием лучших гонщиков-раллистов на одинаковых автомобилях пришла в голову Фредрику Джонсону и Мишель Мутон в 1988 году. Первое подобное мероприятие прошло в Париже и было призвано почтить память погибших за два года до этого в ралли на Корсике Генри Тойвонена и Серджио Кресто. Впрочем, междусобойчиком исключительно раллистов "Гонка чемпионов" оставалась сравнительно недолго. Вскоре к участию в шоу начали допускать представителей других гоночных классов. За без малого два десятилетия проведения гонок в нем успели поучаствовать такие заметные люди, как 7-кратный чемпион мира в классе "Формула-1" Михаэль Шумахер, 4-кратный победитель гонок NASCAR Джефф Гордон и даже знаменитый мотогонщик Валентино Росси. В итоге сегодня из имен участников "Гонки чемпионов" впору составлять энциклопедию "Кто есть кто в мире моторов?".

С 1999 года организаторы придумали еще одну "фишку" - Кубок наций, в котором за честь флага бьются по два участника от каждой из восьми стран или регионов. Скажем, в этом году в нем приняли участие команды из Германии, Франции, США, Англии, Шотландии, Финляндии, Норвегии и объединенная команда Скандинавии, составленная из шведско-датского дуэта Экстрем - Кристенсен.

Еще один катализатор зрительского интереса - зрелищный формат соревнований. Сильнейший выявляется в заездах один на один по системе с выбыванием. Дистанция - два круга по километровому треку. Есть и минусы - из-за ограниченности пространства (честно говоря, до минувшего воскресенья вообще не представлял себе, как можно уместить на футбольном поле гоночную трассу длиною в 1000 метров!) большую часть пути участники гоняют по двум отдельным дорожкам, которые разделены отбойником. Но тут уж ничего не поделаешь - безопасность превыше всего. Хотя даже при отсутствии прямого контакта между соперниками отдельные дуэли вроде заезда Михаэля Шумахера и шведа Маттиаса Экстрема в финале личного зачета прошли при шумовом оформлении, практически не уступавшем финалу Кубка Англии по футболу - более привычному для "Уэмбли" мероприятию.

ДЛЯ АНГЛИЧАН НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ, ЧЕМ ПРОИГРАТЬ НА "УЭМБЛИ"

Впрочем, обо всем по порядку. Нетрудно догадаться, что в Кубке наций симпатии подавляющего большинства из 50 тысяч зрителей, собравшихся на трибунах "Уэмбли", были отданы англичанам - пилоту "Формулы-1" Дженсону Баттону из "Хонды" и чемпиону серии WTCC Энди Приолю. Уже в четвертьфинале их соперниками стал дуэт шотландцев Дэвид Култхард и Алистер Макрей.

Последний становился победителем "Ралли Британия" аж в 1995 году, но получил приглашение на "Гонку чемпионов"-2007 вместо своего родного брата Колина, погибшего в сентябре этого года в авиакатастрофе. Как известно, во всех видах спорта, где представители Британских островов выступают не под общим флагом, наиболее принципиальными соперниками для них являются как раз географические соседи. В воскресенье это своеобразное "автодерби" закончилось убедительной победой англичан. Однако уже в полуфинале их ждало жестокое разочарование.

- Нет ничего хуже, чем проиграть Германии на "Уэмбли"! - картинно возмущался на пресс-конференции Энди Приоль. - И какого черта их вообще пригласили?!

- Ну сегодня обошлось без мячей и ворот, - парировал, с трудом сдерживая улыбку, Шумахер. - К счастью для нас. Потому что там, где речь идет о колесах и моторах, шансов у вас нет.

В итоге именно Германия, которую помимо Шумахера представлял молодой Себастьян Феттель из команды "Формулы-1" "Торо Россо", стала победительницей Кубка наций, опередив в финальных заездах финский дуэт Ковалайнен - Гронхольм. Причем решающий вклад в итоговую победу внес 20-летний гонщик, выигравший оба своих заезда.

В ФИНАЛЕ ВСЕ РЕШИЛ ТРЕТИЙ ЗАЕЗД

Впрочем, при всем уважении к национальным флагам, приоритетным в "Гонке чемпионов" является все-таки личный зачет. В Лондоне гонщики подарили зрителям сразу несколько головокружительных заездов. Уже в 1/8 финала Ковалайнен сумел поквитаться с Феттелем, опередившим его в Кубке наций. Дженсон Баттон в отличном стиле еще раз разобрался с шотландским ветераном Алистером Макреем, чтобы в четвертьфинале в жесткой борьбе уступить дорогу Шумахеру.

Один из лучших заездов дня выдали Приоль и Ковалайнен. Практически весь первый круг гонщики прошли, что называется, "ноздря в ноздрю", и лишь к выходу на финишную прямую англичанину - к оглушительному восторгу трибун - удалось опередить оппонента. Судя по всему, последний такого развития событий не ожидал, потому что потерял управление и в какой-то момент оказался на трассе "задом наперед". Понятно, что на разворот у такого опытного гонщика, как Ковалайнен, ушли считаные секунды, но к тому времени соперника уже и след простыл. Правда, победой над финским гонщиком "Макларена" подвиги Приоля в итоге и закончились - в полуфинале англичанин без особого сопротивления уступил Экстрему.

Суперфинал Экстрем - Шумахер затмил собой все предыдущие события. Публика, потерявшая было после вылета Приоля интерес к происходящему и встретившая первый заезд достаточно сдержанно, со второго завелась на полную катушку и принялась поддерживать шведа так, словно это был какой-нибудь Джеррард или Крауч в отборочном матче с Хорватией.

К слову, по регламенту итоговая дуэль Гонки чемпионов состоит из трех заездов, в каждом из которых участники пересаживаются в новый автомобиль. Первый этап на двухдверной Solution F с 3,5-литровым двигателем Экстрем выиграл за явным преимуществом. Второй заезд на агрессивного вида багги остался за Шумахером. В решающем поединке гонщики снова должны были вернуться в Solution F. Тут между оппонентами произошла достаточно жесткая перепалка из-за права выбора автомобиля. В итоге Шумахер вышел на старт... за рулем того самого авто, на котором Экстрем обыграл его в первом заезде суперфинала. И в середине первого круга захватил лидерство. Но метров за 400 до финиша Экстрем совершил впечатляющий рывок, чуть не "вытолкнув" оппонента со своего пути.

- А ведь это было, черт возьми, непросто! - воскликнул Экстрем, появившись после награждения перед журналистами. Ведь мне противостоял семикратный чемпион мира.

В свою очередь, Шумахер вновь вспомнил о колесах. Разве что в менее шутливом контексте, нежели после Кубка наций.

- Я привык видеть колеса своего автомобиля, - признался знаменитый немец. - Потому во второй гонке суперфинала на багги я оказался сильнее. А вот в гонках на кузовных автомобилях у меня всегда возникают проблемы.

Лишь оправдавшись за поражение, Шумахер, видимо, вспомнив о неофициальном, "товарищеском", статусе мероприятия, позволил себе улыбнуться. "Когда можно будет увидеть меня на трассе в следующий раз? Возможно, здесь же через год", - честно ответил немец на вопрос корреспондента "СЭ".

-Как насчет возвращения в "Формулу-1"? - спросил я у него на прощание.

- Ни за что! - прозвучало в ответ.

Росс УИЛЬЯМС

из Лондона