Газета Спорт-Экспресс № 291 (4571) от 18 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

18 декабря 2007

18 декабря 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Жюст ФОНТЕН: "СБОРНОЙ РОССИИ ПОЙДЕТ НА ПОЛЬЗУ ЗИМНИЙ ПЕРЕРЫВ"

Окончание. Начало - стр. 1

-Правда, что в ваших жилах течет испанская кровь?

- Так и есть. Моя мама - француженка испанского происхождения. Меня и назвали в честь деда - Хусто. А изменив это имя на французский лад, получили Жюст. Когда был пацаном, уменьшительно звали Жюсту.

-Вас иногда и теперь зовут Жюсто, читая по французским правилам имя в испанском написании.

- Не знаю, почему. Никогда никого не поправлял. Если кому-то нравится Жюсто, пусть так и будет.

-Вашим братьям и сестрам тоже дали испанские имена?

- Нет, только мне. Такова традиция испанцев - называть одного из детей в честь деда. А остальных нарекли обычными французскими именами: Жозеф, Ги, Жорж, Мари, Люси...

ЧТО ИЗ ЛИЦЕЯ ВЫГНАЛИ, - ОНО И К ЛУЧШЕМУ

-Вас можно считать воспитанником марокканского футбола?

- Именно. Начинал в клубе "АС Марракеш". С ним выиграл в 1948 году звание чемпиона Марокко среди кадетов. А перед тем как предстояло сдать экзамены на степень бакалавра, меня исключили из лицея. Преподаватель решил, что я устроил массовые беспорядки, и нажаловался директору, хотя в кои-то веки я ни в чем не был виновен. Доучиваться отправился в Касабланку а "ЮС Мароккен", за который я стал играть, оплатил мою учебу

-В Марракеше никак нельзя было завершить образование?

- Там был только один лицей. Любопытно, что мне тогда предложили перейти в другой клуб из Марракеша, обещая в этом случае восстановить на учебе, но я на это пойти никак не мог. Как бы то ни было, что ни делается, все к лучшему. Если бы не уехал тогда в Касабланку может быть, и не сделал бы футбольную карьеру. Между тем "ЮС Мароккен" стал чемпионом Марокко, а я - лучшим бомбардиром. При этом мы завоевали Кубок Северной Африки-52/53, который разыгрывали клубы из Марокко, Алжира и Туниса.

-В сборную Марокко не приглашали?

- Приглашали. Я выступал за нее в трех или четырех товарищеских матчах - Кубок Африки в то время еще не проводился. А поскольку Марокко было тогда французским протекторатом, я смог впоследствии без проблем играть и за сборную страны-метрополии.

ВО ВРЕМЯ АЛЖИРСКОЙ ВОЙНЫ СЛУЖИЛ В ПАРИЖЕ И ИГРАЛ В "НИЦЦЕ"

-Когда вы перебрались во Францию?

- В 1953 году я подписал профессиональный контракт с "Ниццей". Играл за нее на протяжении трех лет, стал в ее составе в 1956-м чемпионом Франции, а двумя годами ранее выиграл Кубок страны. Параллельно в течение 30 месяцев проходил воинскую службу. Причем в Париже. Я, тогда 20-летний, ужасно злился, что постоянно приходилось играть на выезде - садиться в поезд и колесить через всю страну.

-Неужели армейское начальство никак не препятствовало вашим постоянным футбольным отлучкам?

- Нет. Даже несмотря на то, что шла война в Алжире. Но меня туда не могли отправить. Не потому что я был футболистом. Знал многих игроков, которые воевали в Алжире. Например, Мишель Леблон и Рене Блияр, выступавшие со мной затем в "Реймсе" и сборной. Дело в том, что в Алжире служил мой брат. Тогда же существовал закон, согласно которому из одной семьи нескольких человек на войну не отправляли.

-Движемся по вашей биографии дальше. В 1956 году вы перешли в "Реймс", который встречался в финале первого розыгрыша Кубка европейских чемпионов с "Реалом".

- Примечательно, что мой трансфер состоялся в день этого финала.

-Так совпало, очевидно, потому, что вас взяли на место Копа, который сразу после матча перешел в "Реал"?

- Да. Хотя мы с ним играли в разном стиле. Копа был диспетчером, а я - завершителем атак. Еще в "Ницце" часто отличался. А в "Реймсе" в первый же год забил 30 мячей и стал вторым бомбардиром чемпионата. Спустя год на моем счету было 34 гола, а клуб сделал дубль.

Еще раз лучшим снайпером оказался в 1960 году, хотя закончил чемпионат досрочно: 20 марта сломал ногу. Но к тому моменту уже забил 28 голов. К сожалению, из-за того перелома не смог принять участие в чемпионате Европы, который проходил во Франции. Наша сборная играла без Копа, Пьянтони и меня. В полуфинале она уступила Югославии со счетом 4:5, хотя за четверть часа до конца вела - 4:2. Думаю, если бы наша троица участвовала в том матче, такого не случилось бы. И Франция сыграла бы в финале со сборной Советского Союза.

-Вы когда-нибудь встречались с советскими командами?

- Было дело. В 1959 году "Реймс" совершил предсезонную поездку в Москву. Провели матча три. "Динамо" проиграли, если память не изменяет, со счетом 1:2, но я все-таки забил гол Льву Яшину. Было это вскоре после того, как "Реймс" опять проиграл в финале Кубка чемпионов "Реалу". Между прочим, в том розыгрыше я стал с 10 голами лучшим бомбардиром турнира. Так что мне удавалось забивать больше всех в различных соревнованиях. А за сборную Франции я записал на свой счет 31 гол в 21 матче, хотя не бил ни штрафные, ни пенальти. Неплохой показатель, не правда ли?

БОЯТЬСЯ ДОЛЖНЫ ВРАТАРИ, А НЕ НАПАДАЮЩИЕ

-Подозреваю, что вас об этом постоянно спрашивают, и все-таки: проще было забивать в те времена, чем сейчас?

- Некоторые люди, претендующие на понимание футбола, утверждают, что проще. У меня есть в споре с ними два аргумента. Во-первых, хотелось бы напомнить, что Бразилия в четырех матчах на чемпионате мира-1958 до полуфинала с нами не пропустила вообще ни одного мяча. Так что забить ей было совсем не просто. Во-вторых, вслед за мной в списке бомбардиров того турнира оказались немец Ран и Пеле, который, правда, принял участие только в четырех матчах. Оба забили по шесть голов. Если бы было просто, они делали бы это чаще. В общем, забивать было сложно всегда.

-Но то, что в целом теперь голов стало меньше, согласитесь, факт неоспоримый.

- Надо учитывать КПД. Знаете, сколько у меня было голевых моментов на ЧМ-58? Восемнадцать или девятнадцать. Я дважды пробил в штангу, три удара отразили вратари. Лишь однажды запустил мяч выше перекладины. В мое время, когда нападающий выходил один на один с вратарем, страх испытывал голкипер. Теперь наоборот. Между тем, если к воротам в одиночку выбегает мастер, гол должен быть на 95 процентов. Иначе это не настоящий бомбардир.

-Чего же сегодня не хватает нападающим? Хладнокровия? Сильнее стало психологическое давление?

- В наши дни не было ни "Золотой бутсы", ни прочих призов. Возможно, это и было моим преимуществом. Теперь стоит футболисту отличиться, как ему проходу не дают: "Когда в следующий раз забьешь?" А тогда с нами ездили лишь два журналиста. На ЧМ-58 забивал в каждом матче, но о рекорде совсем не думал. В игре за третье место с Западной Германией сделал покер и при этом отказался пробить пенальти. Его реализовал Копа. С другой стороны, теперь в чемпионате мира участвуют не 16 сборных, а 32, оттого лучшие команды проводят на один матч больше. При этом соперники не все одинаково сильны, и кому-то можно целый букет голов привезти. Так что шансов побить мой рекорд стало больше.

-Что же должно произойти для его падения?

- Надо, чтобы нашелся парень, который был бы в хорошей форме и играл в сильной команде. Вот только если кто-то мой рекорд побьет, тотчас скажут: теперь забивать голы стало проще.

С ТРИБУН КРИЧАЛИ: "КАЛЛАС"

-Вы ведь даже песенку записали о том, что рекорд может вас пережить.

- Просто в рифму пришлось: record - mort ("рекорд" и "смерть" по-французски. - Прим. А.П.) . Но шутки шутками, а то был и своеобразный ответ скептикам. А вообще я две пластинки записал.

-Песня жить и забивать голы помогала?

- Я пел, чтобы помочь раскрутиться одному эстрадному исполнителю, который был моим другом еще со времен Марокко. Он и сегодня поет - только в церкви. А тогда мы иногда выступали дуэтом. Но кончилось все анекдотически: на гастроли пригласили не его, а меня. При этом предложили гонорар в 300 тысяч старых франков в день. Для сравнения: как футболист, я зарабатывал 200 тысяч в месяц. Но хотя предложение было выгодным, я от него отказался и петь прекратил. И так, когда играл неудачно, остряки с трибун кричали: "Каллас!"

-В каком стиле пели?

- Фрэнка Синатры или скорее даже Дина Мартина. С пластинок получал те же 6 процентов, что Тино Росси, но говорили, что он продал дисков все же больше.

-Вернемся к вашей футбольной карьере. В 1960 году вы сломали ногу, но играть закончили спустя два года, успев стать чемпионом Франции и в 1962-м.

- Те два сезона я по большому счету уже доигрывал - голеностоп-то как следует не сгибался. В конце концов сломал ногу в том же месте, что и в первый раз. Так что, по сути, моя карьера завершилась всего-то в 26 с половиной лет. Досадно... Платини в этом возрасте уехал в Италию. И я должен был уехать - в "Эспаньол". Думаю, мне сопутствовал бы успех. Тем более на родине одного из предков меня приняли бы как своего.

-"Реймс" сейчас пребывает во втором дивизионе, бывал и в любительском третьем. Почему клуб, который дважды играл в финалах Кубка чемпионов, пришел в упадок?

- Изменились правила содержания команд. Раньше доходы от матча делились между клубами поровну. Играя на выезде, клуб получал половину. Но потом хозяева стали оставлять всю прибыль себе. "Реймс" не мог собирать дома много народа - 15 тысяч максимум. Финансовая ситуация в футболе, конечно, теперь абсолютно другая. В 74-м, когда я, как тренер, выводил "Пари Сен-Жермен" в высший дивизион, клуб еще не принадлежал Canal+ и вся команда не стоила и мизинца одного из тех, кто сегодня бесславно за нее играет. А мы могли в первый же год пребывания в классе сильнейших попасть в Кубок кубков. Три минуты не дотерпели в полуфинале Кубка Франции против "Ланса". Вышли бы в финал - и все, потому что "Сент-Этьен" тогда сделал дубль.

ВНЕДРЯЯ ОБОРОНУ В ЛИНИЮ, ОПЕРЕДИЛ ВРЕМЯ

-Почему, как тренер, вы не получили такую известность, как игрок?

- Не соглашусь с вами. Я даже сборной Франции руководил. На протяжении двух матчей в 1967 году. Тоже рекорд.

-Достаточно, правда, абсурдный. Как получилось, что вы его установили?

- Загвоздка в том, что, будучи игроком, я возглавлял профсоюз футболистов. В результате против меня были настроены все руководители и тренеры. Кроме того, я пытался внедрить систему обороны в линию, которую теперь используют все, но слишком опередил время. Как Джордано Бруно, которого за открытие того, что Земля круглая и движется вокруг Солнца, объявили еретиком и сожгли на костре.

-Но при вас результаты сборной были негативными, чем оппонентам был дан повод.

- При мне сборная сыграла товарищеские матчи с Румынией (1:2) и Советским Союзом (2:4), который к тому времени был финалистом чемпионата Европы и полуфиналистом первенства мира. К перерыву мы вели - 2:1, и все руководители французского футбола молили Бога, чтобы положение изменилось. Иначе пришлось бы оставить меня тренером сборной еще на некоторое время.

-А что не сложилось, когда работали впоследствии со сборной Марокко?

- С ней я проработал значительно дольше - два года. Но когда министром спорта назначили человека, который принялся вмешиваться в работу тренера, полагая, что создать команду может сам, я сказал: "Раз патрон не я, до свидания". Контракта у меня все равно не было. Трудовые отношения были скреплены только рукопожатием с королем Марокко. В отборочном цикле ЧМ-82 мы проиграли в последнем матче Камеруну. Тогда на чемпионат мира от Африки попадали только две сборные, а Камерун, напомню, в Испании не проиграл ни одного матча. Он вылетел после трех ничьих. Италия, будущий чемпион мира, обогнала его в группе только благодаря тому, что забила на один гол больше. Так что за поражение от Камеруна мне не приходилось краснеть.

-Но все-таки тренером в целом вы работали не очень много. Почему?

- Потому что не терпел вмешательства в свои дела, не выносил, когда меня доставали. В конце концов, мне и без тренерства хватало денег, поскольку я занимался торговлей. Когда работал со сборной Марокко, получал меньше, чем если бы оставался во Франции.

-Вы, насколько я знаю, создали сеть магазинов спорттоваров Justo Sport? Какова их дальнейшая судьба?

- Их больше нет. Последний я продал еще в 1990 году. Вместо них открыл два магазина фирмы Lacoste.

САМЫЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФУТБОЛ У "АРСЕНАЛА"

-За какой-то клуб болеете?

- Слежу за результатами "Нанта", "ПСЖ", "Тулузы" и "Реймса".

-За "Реймс" вы играли, "ПСЖ" и "Тулузу" тренировали, а при чем тут "Нант"?

- Прежде мне нравился футбол, который показывал этот клуб.

-А теперь кто нравится?

- Вот они (Фонтен показал пальцем на экран телевизора, где "Арсенал" как раз забил гол в ворота "Челси". - Прим. А.П.) . Ушел Анри, но на первые роли вышли другие - Фабрегас, Фламини, Диарра, Эбуэ, и "Арсенал" по-прежнему играет привлекательно. Даже лучше, чем при Анри. Может, в этом году выиграет первенство Англии и даже Лигу чемпионов, чего от команды перед началом сезона никак не ждали.

-Ваше мнение о нынешней "Тулузе", с которой в среду предстоит встретиться нашему "Спартаку"?

- В прошлом году, когда команда заняла третье место, произошло чудо: с тем составом, что имеется у "Тулузы", она должна находиться где-то между шестым и десятым местами. У клуба, безусловно, нет набора футболистов, чтобы достойно участвовать в евротурнирах, даже в Кубке УЕФА. Это, собственно, и доказала практика.

ХОРВАТИЯ - ТОЖЕ ФАВОРИТ

-Не могу не расспросить вас о предстоящем чемпионате Европы. Кого считаете фаворитами?

- За полгода до начала турнира трудно что-либо сказать. Проблема финальных турниров чемпионатов мира и Европы в том, что они проводятся в очень неудачные сроки - когда в подавляющем большинстве стран Старого Света сезон заканчивается, а футболисты чрезвычайно утомлены. В итоге талантливая команда с усталыми игроками может оказаться слабее посредственной. Классический пример - победа Греции на прошлом европейском чемпионате. Это была единственная команда, применявшая в обороне "бетон", но она оказалась свежа, благодаря чему при наличии отдельных хороших исполнителей и дисциплины, которую привил ей немецкий тренер, сумела победить.

Классический пример противоположного свойства - сборная Франции на ЧМ-2002, на который наши игроки приехали "мертвыми". В 2006 году перед турниром, по указанию ФИФА, ввели перерыв - и у футболистов уже было время восстановиться. Постепенно пришли в себя Зидан, Виейра, Анри, Тюрам. И дело пошло. А вот сборная Англии постоянно сталкивается с проблемами, потому что чемпионат в этой стране длинный и физически сложный. Впрочем, теперь ее даже нет среди финалистов.

-В этом сезоне национальные чемпионаты опять завершат раньше, чем обычно.

- Значит, на первые роли должны выдвинуться те, кто их обычно и исполняет: Италия, Франция, Испания, Португалия. Может, чехи себя покажут.

-А хорваты?

- Почему бы и нет, если они дважды обыграли англичан?

-Франция и без Зидана способна на многое?

- Безусловно. Подросла хорошая смена. Прежде всего выделил бы нападающего Бензема.

-А как же два поражения в отборочном турнире от Шотландии?

- Они были как под копирку. Не было должного развития игры, потому что не хватает классных полузащитников. И дело не только в Зидане. Когда соперник стоит сзади, надо же иметь в команде двух-трех человек, способных пробить с 25 30 метров! Франция и Италия играли в финале чемпионата мира потому, что у них самая крепкая оборона. Но у обеих сборных не самая интересная атака.

-Что думаете о шансах России, попавшей в одну группу с Испанией, Грецией и Швецией?

- Из этой группы может выйти любая сборная. В России длинный зимний перерыв. Может быть, это пойдет вашей сборной на пользу и как раз летом она будет в порядке. Повторю: если средняя команда хорошо готова физически, ее шансы возрастают. Я видел по телевизору матч Англия - Россия на "Уэмбли". Ваша команда могла сравнять счет. Она, впрочем, его и сравняла, да судья ошибся, не засчитав гол. То, что Россия попала на чемпионат Европы - благо для нее. Но уровень ее игры заставляет задавать вопросы. Например, как можно с трудом побеждать Андорру? Впрочем, в других группах тоже были сюрпризы. Взять те же два поражения Франции от Шотландии. Но несмотря на них, наши едут на чемпионат Европы.

-Сами собираетесь на Euro?

- Спонсор пригласил посетить два-три матча сборной Франции. Может быть, и поеду, несмотря на свои 74 года.

Александр ПРОСВЕТОВ

Тулуза