Газета Спорт-Экспресс № 275 (4555) от 29 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

29 ноября 2007

29 ноября 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Специальный корреспондент "СЭ" встретился в Южной Африке с одним из самых ярких защитников чемпионатов России последних лет.

Джейкоб ЛЕКХЕТО: "В "ЛОКО" МЫ БЫЛИ НАЕМНЫМИ СОЛДАТАМИ"

Александр ПРОСВЕТОВ

из Йоханнесбурга

В расцвете футбольных лет, в 2004 году, Джейкоб Лекхето неожиданно покинул "Локомотив" и закончил с футболом. Пропал. В Москве прошел слух, что он, один из лучших легионеров в истории российских чемпионатов, погиб в автокатастрофе. Болельщики красно-зеленых скорбели. У некоторых отложилась в памяти как раз ложная информация, а не последовавшее позже опровержение.

Но Бобо, или Яша, как его прозвали в России, жив-здоров, бодр, только похудел по сравнению с московскими годами. И все же почему он вдруг уехал? Что делает? Как живет? Лежит на печи или, скорее, африканском топчане?

Южноафриканские коллеги сказали мне, что Лекхето категорически отказывается давать какие-либо интервью. При встрече экс-защитник "Локомотива" это подтвердил: "Я не разговаривал с журналистами с тех пор, как уехал из России. Не хочу, чтобы на родине склоняли мое имя".

В то же время о российском прошлом он не только не забывает, но и очень им дорожит. Выпросил у меня даже рабочую распечатку из интернета на русском языке с результатами и составами "Локомотива" в Лиге чемпионов. Расспрашивал, что поделывают сейчас бывшие партнеры: Сеня (Сенников), Олег (Пашинин), Маминов, Овчинников, Нигматуллин, Хохлов, Бузя (Бузникин), Гури (Гуренко), Чери (Черевченко), Сычев, "у которого всегда были травмы", Чугайнов, который постоянно подстегивал (при этом Лекхето продемонстрировал, что отлично помнит русское непечатное слово).

- Билялетдинова и Игнашевича видел по телевизору, когда они за сборную играли. А Марат, кажется, в "Боавиште"?

-Нет, в "Спортинге".

- Вы правы. Очень хочу снова приехать в Москву. Сделайте мне хоть кто-нибудь приглашение. Где, кстати, Хасан (Биджиев. - Прим. А.П.)?

Как мог, я удовлетворил любопытство собеседника. Про то, что Евсеев покинул "Локо", южноафриканец слышал, про уход Лоськова - нет. И, конечно же, он не знал, что клуб занял только седьмое место и расстался с Юрием Семиным, его любимым Палычем. От этой новости Лекхето открыл рот и не закрывал его добрые полминуты, осмысливая полученную информацию.

- Юрий Палыч ведь был президентом после Валеры (Филатова. - Прим. А.П.) , - изрек Лекхето после паузы. - Он в "Динамо" уходил?! Надо же! А кто был в последнее время тренером?

У меня дома столько фотографий! Люди снимали во время матчей, а я у них покупал.

В МОСКВЕ Я ЖИЛ, КАК КОРОЛЬ

...На встречу в центре Йоханнесбурга бывший железнодорожник опоздал ровно на час. Впрочем, предупредил, что задерживается. "Ремонт делают в доме, который я сдаю, - извинился Лекхето по-русски. - Как сказать "ремонт" по-английски?"

- Живете по-прежнему в Соуэто (четырехмиллионном черном районе Йоханнесбурга. - Прим. А.П.) ? - поинтересовался я уже при встрече.

- Нет. Купил два дома в коттеджном комплексе в Миридэйле, на юге города. Кроме того, обеспечил жильем мать и брата.

-Бассейн в доме есть?

- Нет. Три спальни, столовая, холл и кухня. Но сейчас я собираюсь этот дом продать и купить что-нибудь просторнее. Я вообще сейчас на перепутье. Временно прикрыл в Соуэто из-за нерентабельности заведение типа "Макдоналдса", который назвал наполовину по-русски. Somashesh Chicken ("Сумасшедший цыпленок"). Там готовили кур на гриле с острым соусом пири-пири. Смысл имени таков: ты ешь эту курятину с "картушка" - и у тебя от перца глаза на лоб лезут, так что ты сходишь с ума. Собираюсь продать бренд. Это очень выгодно.

-Почему же вы ушли из "Локомотива"? Никто этого до конца не может понять.

- Скажу вам честно: в Москве я жил, как король. Радовался жизни. Но деньги - это еще не все. Мы все умрем - и вы, и я, - и они будут не нужны.

-Скучали у нас по Южной Африке?

- Я уезжал в Москву, ничего не зная о России, и сделал там такую карьеру, о которой и не мечтал. Спасибо за это Юрию Палычу. Но потом я пришел к выводу, что с меня хватит. Вы понимаете?

-Не совсем. Может, у вас в Москве были какие-то проблемы?

- Ни-ка-ких! Я же сказал, что жил, как король.

-И проявления бытового расизма не доставали?

- Скажите, вы сейчас с кем путешествуете по Южной Африке?

-Вообще-то один, если не считать, что мне помогают старые друзья. В том числе знакомый вам Виктор Бондаренко.

- На самом деле вы не один. С вами Господь. Если ему захочется, чтобы вы закончили свой путь в Южной Африке, так и произойдет. Точно так же, если бы он захотел, чтобы я имел какие-то серьезные проблемы в России, которые привели бы к моей гибели, ничего сделать было бы нельзя. Но вместо этого он говорил: "Езжай туда, радуйся жизни, играй в футбол, относись с любовью к людям, которые там живут, и они будут отвечать тебе такой же любовью. А потом возвращайся домой". Это мой путь в жизни.

Я всегда старался относиться к людям с любовью, заводить с ними дружбу, потому ходил в ночные клубы. И так далее. Однажды кто-то сказал Юрию Палычу, что я нарушил режим. Он меня вызвал: "Бобо, ты опять был на дискотеке..." А я ему в ответ: "Коуч, давай на поле! Ты меня там проверишь". В "Локомотиве", как и в других серьезных клубах, мы не играли в футбол. Все мы были солдатами, которые зарабатывали очень большие деньги. За 90 минут, которые отведены тебе на поле, ты должен был умирать. Пять дней готовишься, ходишь на тренировки, чтобы потом завоевать заветные три очка.

Окончание - стр. 5