Газета Спорт-Экспресс № 273 (4553) от 27 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

27 ноября 2007

27 ноября 2007 | Авто-мото - Мотоспорт

МОТО

МОТОКРОСС ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА РОДИНУ

Как уже сообщал "СЭ", в московском спорткомплексе "Олимпийский" впервые в истории нашей страны прошел этап Мировой серии по супермотокроссу SX Tour, сдобренный красочным мотофристайл-шоу.

ЗЕМЛЮ - КРОССМЕНАМ!

Давным-давно, когда люди еще пользовались преимущественно гужевым видом транспорта, один литературный классик сосчитал и даже перечислил основные беды нашей державы. С тех пор кто только с ними не боролся - но и цари, и генсеки, и прочие главы всея Руси в итоге только подорвали на этом неблагодарном поприще свое бесценное здоровье. В то время как вопрос решается просто, стоит лишь проявить определенную гибкость ума. Раз уж с этими бедами нельзя справиться, надо заставить их работать на себя. А в качестве наглядной иллюстрации такого подхода идеально подходит... мотокросс!

Действительно, где, как не в России, созданы все условия для езды по пересеченной местности на рычащем двухколесном драндулете, не соответствующем ни одной европейской экологической норме? Поэтому возьму на себя смелость утверждать: в "Олимпийском" блудные дети мирового мотоспорта вернулись на свою историческую родину. Впрочем, возвращение было хоть и желанным, но непростым - организаторы Мировой серии два года рассматривали кандидатуру Москвы, прежде чем решились на освоение доселе нетронутого российского рынка.

Вообще-то серия является "мировой" лишь условно, на деле это не что иное, как открытый чемпионат Франции по суперкроссу - из восьми этапов лишь два проходят не во франкоязычных странах - в Испании и с этого года в России, а две трети участников представляют родину молодого Божоле.

Кстати, для тех, кто до сих пор не понял: суперкросс - это гонки на мотоциклах в закрытых помещениях на специально сооруженных по такому случаю грунтовых трассах. А их сооружение - дело довольно хлопотное. Для придания арене "Олимпийского" необходимых неровностей организаторам пришлось завезти более 4000 тонн стремительно дорожающего в России товара - подмосковной земли. Но их старания окупились сторицей: трасса удалась на славу. 480 метров дистанции с 36 препятствиями высотой от 1,5 до 3 метров - такие масштабы заставили уважительно качать головами даже видавших виды французов.

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ... БУДЕМ СЧИТАТЬ, ПОБЕДИЛ

И вот, наконец, настала долгожданная для российских любителей мотоспорта суббота. Рекламная артподготовка дала свои плоды: на трибунах главной арены спорткомплекса собралось, по скромным оценкам вашего корреспондента, не менее 8000 зрителей, и это в день футбольного матча Израиль - Россия! Причем поразило обилие представительниц второго по силе пола, с неподдельным интересом наблюдавших за процессом единения мужчин и мотоциклов. Вот так бы и в жизни!

Надо сказать, что неподготовленному зрителю без подсказок спортивного комментатора и ведущего вечера пришлось бы ох как нелегко. Когда перед вашими глазами, без остановки рыча и подрыгивая конечностями, проносятся эдакие механизированные кентавры в костюмах бескомпромиссных расцветок, очень трудно сконцентрироваться непосредственно на болении за какую-то конкретную личность. Тем более если имена спортсменов мало что вам говорят.

Впрочем, к окончанию четвертьфиналов зрители кое-как научились определять, кто едет на первом месте, а кто отстал на два круга, и симпатии болельщиков стали понемногу обретать осязаемые формы. Кто-то начал переживать за француза Бенджамена Коизи - безусловного лидера всей серии, "привозившего" соперникам по секунде на круге. Кто-то - за его соотечественника - совершенно "безбашенного" Сирилла Кулона, который постоянно лез в обгоны, при этом нередко попадая в завалы, но снова и снова выбираясь наверх.

Однако главными любимчиками публики стали, конечно, россияне: самый молодой и горячий - 17-летний Евгений Тылецкий и, как позже выяснилось, самый успешный - Александр Иванютин, ставший первым нашим гонщиком, которому удалось пробиться в финальный заезд этапа SX Tour. Особенно подкупал сердца болельщиков тот факт, что выступление в суперкроссе стало для наших спортсменов первым (!) в жизни, ведь до сих пор в нашей стране культивировался только классический мотокросс. К сожалению, "порвать" всех с листа не получилось, однако, набираясь опыта по ходу гонок, наши ребята сократили отставание от лидеров с 10 секунд на круге до полутора-двух к концу второго дня соревнований. Такой результат в сложившихся условиях можно назвать настоящей победой!

Но не будем долго оправдываться, мы все-таки не на футболе. К тому же следующим номером программы шло "крышесрывательное" шоу под названием

МОТОФРИСТАЙЛ

Для большинства российских любителей спорта эта дисциплина сродни местности Гоа - все про нее слышали, но совсем немногие знают, где это находится, и лишь единицы видели ее своими глазами. Как человек, уже несколько дней принадлежащий к сонму избранных, авторитетно заявляю: оно того стоит (в смысле фристайл, хотя в Гоа тоже, наверное, неплохо)!

Правила игры просты: человек на мотоцикле, разогнавшись по очень крутому трамплину и уйдя по окончании оного в свободный полет, должен в течение приблизительно трех секунд парения в воздухе произвести с байком нечто, что заставит почтенную публику вскрикнуть от изумления (раскрыть рот от восхищения, зажмуриться от страха - нужное подчеркнуть). Хотя обычно гамма эмоций гораздо шире.

В Москве зрителям щекотали нервы показательными выступлениями четверо фристайлистов, которые, впрочем, отнеслись к своей части шоу очень даже всерьез, показав почти весь арсенал трюков, что доступны мировому моточеловечеству. Как вам, к примеру, такой поворот: человек в полете сползает с мотоцикла и начинает смешно перебирать ногами, как будто бежит рядом с ним. Или делает стойку на руках, опершись на руль, в чем больше всех преуспел невысокий мотоэкстремал из Японии Дайсе Сузуки, выступавший почему-то на "Хонде", - он буквально выпрыгивал из своей боевой футболки.

Еще одна соблазнительная фигура высшего пилотажа под названием "супермен": пилот вытягивается в струнку, держась за седло байка, затем подтягивает его к себе и снова седлает свою машину. Наиболее отчаянные ребята исполняли этот номер в разновидности "индейский супермен", когда в полете надо еще сделать замысловатое па ногами. Ну и, конечно, знаменитый бэк-флип - сальто назад - трюк сверхсложной категории, исполняемый лишь самыми отчаянными парнями. Причем некоторые индивиды, как, например, заслуженный ветеран этого сумасшествия - Маню Труа, умудряются усложнить и его. Француз сорвал бешеные овации зала, сумев в верхней точке траектории покинуть седло мотоцикла, исполнить ногами на весу "ножницы" и благополучно приземлиться на оба колеса! А на закуску вся четверка продемонстрировала групповые упражнения - четыре бэк-флипа подряд с интервалом в полсекунды.

Жаль, что все так быстро закончилось. Но за расставанием может последовать новая встреча. Главный организатор шоу - президент Российской федерации мотоспорта Александр Нифонтов пообещал договориться о проведении в Москве уже весной 2008 года этапа Кубка мира по мотофристайлу. И, судя по реакции публики, это начинание ждет грандиозный успех.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИДУТ ПОЗЖЕ

В общем, представление удалось на славу. И пусть в итоговом протоколе лучший из наших гонщиков - Александр Иванютин - занял лишь 16-е место, отстав от победителя, Бенджамена Коизи, больше чем на круг, но, как заверил болельщиков Нифонтов, через три-четыре года на сцену выйдет новое поколение кроссменов, которым с детства будут созданы все условия для подготовки.

Свои слова президент подкрепил наглядной демонстрацией - заездами совсем юных ребят на маленьких, но весьма грозно рычащих мотоциклах мощностью 65 "кубиков". И когда их абсолютный победитель - 11-летний Илья Рыжих, стоя на подиуме, сказал, что намерен вернуться на эту трассу и победить здесь уже среди взрослых, я поверил, что так и будет.

Потому что у этих людей слова не расходятся с делом.

Илья ПОЛЯКОВ