Газета Спорт-Экспресс № 268 (4548) от 21 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

22 ноября 2007

22 ноября 2007 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Владимир КРАМНИК: "ВЫИГРАТЬ МАТЧ У АНАНДА
ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ОСТАТЬСЯ ПЕРВЫМ В РЕЙТИНГЕ"

Это интервью с победителем Мемориала Таля экс-чемпионом мира Владимиром Крамником состоялось сразу после того, как завершилась его партия с украинцем Василием Иванчуком. Она оказалась самой продолжительной в этом сплошь ничейном туре...

-Владимир, турнир в Москве был посвящен памяти восьмого чемпиона мира Михаила Таля. Вам довелось встречаться с ним за доской?

- Даже сыграли две быстрых партии. Произошло это в 1991-м, за год до его кончины. Михаил Нехемьевич был уже, конечно, не тот, но за время короткого общения я успел попасть под его неповторимое обаяние. Таль был необыкновенно разносторонним шахматистом. Распространенное клише, что он играл авантюрно, все время что-то жертвовал, не соответствует истинному масштабу этого гениального шахматиста. Несколько лет назад я взял в руки сборник его лучших партий и убедился, что многие из них он провел в блестящем позиционном стиле. В молодости - да, он мог закрутить комбинационный "смерч" на доске, а впоследствии просто переигрывал своих соперников за счет глубокого понимания. Прекрасно, что Российская шахматная федерация проводит турнир в его честь. Таль - самый, наверное, яркий из всех чемпионов мира.

-В этом турнире 20-й категории вам удалось набрать "плюс четыре". Теперь никто не сможет сказать, что вы только "матчевый игрок"...

- Мне в этом году удалось выиграть немало турниров. Вот только в Мексике не сложилось... Хотя играл я там не хуже. Просто везения не хватило. А здесь фортуна была на моей стороне.

-В двух таких удачных для вас поединках - с Леко и Шировым - всех восхитила фантастическая техника, которую вы продемонстрировали, реализуя микроскопический перевес. Поговаривали, что она даже выше, чем прославленная техника Капабланки.

- С Капабланкой я бы себя не стал сравнивать, это, пожалуй, слишком... Но с тем, что у меня сейчас, возможно, лучшая эндшпильная техника в мире, похоже, нынче никто не спорит (с улыбкой).

-А вот в партии с Мамедьяровым из предпоследнего тура вы играли совершенно в другом ключе: остро, рискованно. Эта партия напомнила мне времена прекрасных турниров в Новгороде Великом.

- Многое ведь зависит от соперника. Мамедьяров - шахматист принципиальный, играет остро, идет вперед, хочет победить. А я никогда не избегал острой игры, но зачастую она не получается, ибо соперник играет с повышенной степенью надежности. Поэтому в партиях и с Мамедьяровым, и с Алексеевым удалось показать, что я умею играть и в другие шахматы, не только в те, которые были в поединках с Леко и Шировым.

-Возможно, придет время и вы сдадите в архив ваш знаменитый тезис о матчевой стратегии: белыми - на победу, черными - на уравнение?

- Проблема некоторая остается. Для более успешной игры в турнирах у меня, может быть, несколько суховат репертуар за черных. На Мемориале Таля это не сказалось, благо удалось выиграть почти все партии белыми. А вот в других турнирах такой подход порой мешает достижению более высоких результатов. Но, как вы, наверное, заметили в Мексике, я стараюсь играть универсальнее.

-На этом турнире вам помогал голландец Люк ван Вели, хотя, насколько я знаю, в России, и в Москве в частности, у вас много друзей-гроссмейстеров. Чем вызвано ваше сотрудничество с голландцем?

- Что касается моих друзей и коллег в России, то они в этот момент все были заняты. Но, независимо от этого обстоятельства, я все равно бы взял в Москву Люка ван Вели. Он веселый парень и нравится мне как человек. Как специалист он меня тоже устраивает - у него много интересных идей. Работать с ним мы начали перед Мексикой, и я с удовольствием буду сотрудничать с ним и дальше.

-Ван Вели будет одним из участников январского супертурнира в Вейк-ан-Зее и не сможет вам помочь. Кстати, как надеетесь выступить в Голландии?

- Да, Люк играет в основном турнире, мне будет помогать другой секундант. Раньше в Голландии по каким-то неведомым мне причинам игра у меня не очень шла. Но на сей раз я настроен весьма решительно. Это будет очень важный турнир, состав ведь выдающийся. Мне очень хочется выиграть его - и для того чтобы упрочить свое лидирующее положение в рейтинге, и чтобы доказать что-то еще самому себе. Я буду очень серьезно готовиться к Вейк-ан-Зее, хорошо, что до турнира есть еще больше месяца.

-Один из ведущих в мире специалистов по статистике - международный арбитр Эдуард Дубов, оперативно подсчитывающий текущие рейтинги всех ведущих шахматистов, сказал мне, что после успеха в Москве вы будете возглавлять январский мировой рейтинг. Этот факт много значит для вас?

- Конечно, приятно выйти на первое место в рейтинг-листе. Было не так много людей, которым удавалось достичь этой вершины. Но не могу сказать, что я придаю этому факту какое-то особое значение. Один раз я уже был первым. Правда, было это уже довольно давно - в 1996-м. Сейчас вот вновь удалось это сделать. Я не знаю, сколько получится продержаться наверху, постараюсь, конечно, чтобы это было как можно дольше. Но для меня гораздо важнее выиграть предстоящий матч на первенство мира с Анандом.

-С матчем все в порядке?

- Могу сказать, что с моей стороны нет никаких проблем. Я контракт подписал и отослал его. Знаю, что Ананд ведет переговоры с ФИДЕ, но деталей не знаю. Об этом лучше спросить у руководства ФИДЕ и у Ананда.

-Что думаете об этом матче?

- Ананд - очень серьезный соперник. Наши шансы примерно равны. Все будет зависеть от деталей: как удастся подготовиться, кто придумает больше новых идей, соберет лучшую команду. Очень много мелочей, которые на самом деле вовсе таковыми не являются. Я никогда не загадываю наперед, всегда стараюсь делать все, что в моих силах. И если этого окажется достаточным для победы, буду очень рад.

-Матч состоится осенью будущего года. До него где собираетесь играть?

- После Вейк-ан-Зее сыграю в Монако, летом - в Дортмунде. И, надеюсь, еще что-то будет.

-В Линаресе играть не собираетесь?

- Нет, Линарес я пропущу. Это было бы перебором, в смысле нагрузки.

-В день выхода в свет номера "СЭ" с вашим интервью в выставочном зале ГУМа состоится чемпионат мира по блицу. У вас в прошлом неплохой послужной список в этом виде игры. Достаточно вспомнить завершившийся вничью блиц-марафон, который вы провели с Каспаровым в гостинице "Космос", или выигранный чуть ли не с сухим счетом один из крупных блиц-турниров в Москве. Какие надежды на этот раз?

- Те подвиги, которые вы вспомнили, были очень давно (с улыбкой). Нынче я в блиц играю крайне редко и смотрю на него как на развлечение, каким оно, по сути, и является. В этом виде игры очень важно, чтобы была, что называется, "набита рука". Постараюсь, конечно, перед турниром немного потренироваться, вспомнить прежние навыки. С молодыми будет не так просто. Они, я знаю, сутками сидят на разных сайтах, играют в блиц. Это забавно, но не думаю, что полезно. Я этим не занимаюсь. Но в любом случае надеюсь выступить не очень плохо. Каких-то амбициозных задач перед собой не ставлю. Просто постараюсь получить удовольствие.

-А что думаете относительно матча с Анандом в так называемые продвинутые шахматы с помощью компьютеров?

- Это шоу в чистом виде. В этой разновидности игры вклад компьютеров надо оценивать на 80 процентов, а наш - только на 20. Но наш вклад - решающий. Надо уметь грамотно оперировать компьютером, знать, когда включать программу, а когда не стоит. Надеюсь, справлюсь по ходу игры.

-Ваша жена, Мари-Лор, поддерживала вас во время турнира?

- Жена очень сильно болеет за меня. Она звонила мне и до партии и после нее. Она очень эмоционально реагирует на мои победы. Воспринимает их как нечто необыкновенное, историческое. Мне это кажется забавным, я каждый раз пытаюсь ей объяснить, что это нормально, что иногда я выигрываю (с улыбкой). Но она всякий раз радуется, как дитя. Мне приятно доставить эту радость и ей, и моим родителям, и моему брату. И всем, кто болел за меня. В Москве я очень остро чувствовал поддержку. И это придавало мне дополнительную энергию.

Юрий ВАСИЛЬЕВ