Газета Спорт-Экспресс № 261 (4541) от 13 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

13 ноября 2007

13 ноября 2007 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

Интервью "СЭ" дал олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, голкипер сборной Чехии, несколько дней назад подписавший контракт с "Салаватом Юлаевым".

Милан ГНИЛИЧКА: "КАЖДЫЙ, КТО НЕ ИГРАЕТ В НХЛ, ПЫТАЕТСЯ ПОДПИСАТЬ КОНТРАКТ В РОССИИ"

Разговор "СЭ" с Гниличкой начался в Финляндии в воскресенье вечером. Сразу после окончания матча Кубка "Карьяла" Россия - Чехия Милан согласился ответить на вопросы нашего корреспондента Сергея ЛИТВАКА.

-Милан, вы говорите по-русски или будем общаться по-английски?

- Я немного знаю русский язык.

-Наверное, вам известно, что сейчас, после подписания контракта с "Салаватом Юлаевым", к вашей персоне повышенный интерес. Можете рассказать, как возник этот вариант?

- Завтра (в понедельник. - Прим. С.Л.) будет пресс-конференция, посвященная этому событию. Могу лишь сказать, что мне было приятно, что в моих услугах оказалась заинтересованна столь сильная команда, и я с удовольствием принял это предложение.

-Думаю, вы в курсе того, что сегодня ворота противоположной команды защищал ваш новый одноклубник Александр Еременко. Можете ли вы что-то сказать о прошедшей игре в этом аспекте?

- Александр сыграл очень хорошо. У нас было не много моментов, но он отбил почти все шайбы и не сделал ни одной ошибки.

-А как оцените свою игру? Могли сыграть лучше?

- Если пропускаешь четыре шайбы, значит, точно где-то мог сыграть лучше.

-Что знаете о российском чемпионате?

- Немногое. Слышал, что сейчас это сильнейшая лига в Европе. Теперь получил возможность увидеть это своими глазами.

-У себя в "Либереце" вы были твердым номером один. Кроме Еременко и вас в Уфе есть еще один очень хороший вратарь Вадим Тарасов, который в настоящий момент травмирован. Не боитесь, что не станете твердым первым номером и что играть придется по очереди?

- Если бы я этого боялся, то не стал бы подписывать контракт. Приеду в Россию и постараюсь проявить себя.

-Что скажете о российских расстояниях и дальних перелетах?

- Для меня это будет в новинку. Хотя после шести сезонов в НХЛ не вижу в этом ничего страшного. Впрочем, слетать в Хабаровск, например, для меня будет в новинку.

А уже поздно ночью, во втором часу по московскому времени, когда чешская сборная вернулась на родину, Гниличка согласился дать "СЭ" более обстоятельное интервью. Этим жестом доброй воли можно лишь восхититься - особенно если учесть, что на все сборы и прощание с семьей Милану оставалось меньше суток.

-Сегодня утром вас, насколько знаю, в Либереце ждет пресс-конференция...

- (Перебивая.) Да, ситуация непростая, поскольку оба клуба договорились до начала пресс-конференции никому ни о чем не сообщать. В чем лично я не вижу ничего странного.

-В России тем не менее все уже прекрасно знают о вашем приезде, и в Уфе вас ждут. А сами вы от завтрашнего дня чего ждете? Легко, например, будет объяснить родным журналистам свой отъезд в Россию посреди сезона?

- Думаю, они меня поймут. Все-таки, Уфа - это топ-команда в российской лиге, а российская лига - лучшая в Европе. Мне сделали отличное предложение, да и мой клуб "Либерец" останется не в накладе.

-Правильно ли я вас понял, что "Либерец" за ваш отъезд получит от "Салавата" финансовую компенсацию?

- Совершенно верно.

-Не знаете, сколько именно?

- Нет. Меня это и не касается, сумма компенсации обсуждалась без моего участия.

-А как насчет болельщиков "Либереца"? Поймут они вас?

- Очень на это надеюсь. Вообще, должен вам сказать, у нас в городе великолепные болельщики. Кроме того, я далеко не первый, кто меняет команду в середине сезона. В Европе это достаточно распространенное явление во время перерывов в чемпионатах. Не хотелось пренебрегать таким шансом.

-Когда лучшие игроки чемпионата уезжают на заработки в Россию, в Чехии относятся к этому так же, как если бы они уезжали в НХЛ?

- Не сказал бы. Однако все прекрасно понимают, что мы едем в лучшую лигу Европы, в которой играют почти все лучшие игроки, собранные на нашем континенте. Вы прекрасно и сами это знаете: каждый, кто не играет в НХЛ, пытается подписать контракт в России.

-Лично у вас стремление поиграть в России возникло еще до того, как вами заинтересовались в Уфе?

- Честно говоря, нет. Я провел в НХЛ около шести сезонов и был счастлив вернуться домой. У меня семья, две маленькие дочки, и мне отлично живется в родной стране. И все-таки, когда несколько зарубежных клубов проявили ко мне интерес, я начал задумываться над отъездом и в конце концов решил попробовать.

-Что вам известно о вратарской бригаде "Салавата Юлаева"?

- Я знаю Алекса Еременко, поскольку не далее как прошедшим днем сыграл против него за национальную сборную. Да и раньше случалось выходить против него в матчах Евротура. Что тут говорить, Еременко - отличный вратарь. Значит, у Уфы будет два хороших голкипера, и команде от этого может быть только польза.

-Скажу вам больше: есть еще парень по имени Вадим Тарасов, у которого лучшая в суперлиге статистика и который сейчас залечивает травму паха...

- (Перебивая.) Да-да, я знаю. Руководство клуба рассказало мне о травме Тарасова и объяснило, что именно поэтому они ищут вратаря. Впрочем, что они планируют делать с голкиперами - не моя забота. Когда на лед выйду я, постараюсь изо всех сил помочь команде. Что еще в этой ситуации от меня зависит?

-Вас разве не удивил сам факт заинтересованности "Салавата" в ваших услугах, с учетом класса вратарей, которые у клуба уже есть?

- Как объяснили ситуацию мне, Тарасов травмирован всерьез, и до конца сезона в Уфе на него не рассчитывают.

-Свою роль в команде с руководством клуба оговаривали? Иными словами, вы едете в столицу Башкирии играть "первым номером" или будете страховать Александра Еременко?

- Мне сказали, что играть я буду. Сколько именно - мы не обсуждали, но это лучше решать тренеру. Его мнение в этом вопросе должно быть определяющим. Моя задача - постараться как можно быстрее быть готовым играть. Какое-то время на адаптацию в новой лиге мне понадобится наверняка, но надеюсь, что готов буду в самое ближайшее время.

-Устроит ли вас, скажем, дележ игрового времени пополам с Еременко?

- Пока не задумывался, устроит ли меня такая роль (смеется).

-Знаете, на каком месте идет сейчас ваш новый клуб?

- Шутите?! Конечно, знаю. На первом! Неужели вы думаете, что я согласился бы ехать за тридевять земель, даже не поинтересовавшись, как дела у команды в чемпионате? Естественно, первым делом изучил турнирную таблицу суперлиги. Увидел тогда, что Уфа лидирует с пятиочковым отрывом.

- Перед тем как принять решение, общались с кем-нибудь из своих соотечественников, играющих в суперлиге?

- Я подробно обсудил ситуацию с Владимиром Вуйтеком-младшим. Он ведь еще в бытность игроком выступал в России под руководством того же тренера, который сейчас тренирует Уфу. Того, что объяснил мне Владимир, было достаточно. И еще, конечно, много раз общался с ребятами из нашей сборной, которые в разные годы играли или продолжают играть в российском чемпионате. Вce они очень довольны.

-Насколько контракт с "Салаватом" превосходит ваш нынешний договор с чешским клубом?

- Извините, но на этот вопрос ответить не могу. Могу лишь сказать, что он существенно лучше.

-Эта сумма больше или меньше той, которую вы получали в "Атланте"?

- Знаете, сам я совершенно не против обсуждения денежных вопросов. Но в европейском хоккее так уж все устроено, что говорить о финансовых аспектах не принято. Некоторые люди меня просто не поняли бы. Поэтому вы уж меня простите и постарайтесь понять, что я не отвечаю на ваш вопрос не из-за собственной скрытности, а из-за моральных обязательств к другим.

-В НХЛ вы не играли с долокаутных времен. Осталось еще желание под конец карьеры туда вернуться?

- Иногда очень этого хочу, иногда - не очень. Как уже говорил, я, как и вся моя семья, были абсолютно счастливы жить в Либереце. Безусловно, НХЛ - лучшая лига мира, и любой хоккеист, поигравший там и покинувший ее, по ней скучает. Иногда скучаю и я. Если и дальше буду играть достаточно хорошо, и какой-нибудь энхаэловский клуб проявит заинтересованность - обязательно подумаю над предложением. А так, какой смысл терзать себя этими мыслями?

-Из двух Олимпиад и шести чемпионатов мира, куда вы приезжали в составе сборной Чехии, какой турнир запомнился больше всего?

- О, таких много. В Нагано в 1998-м, хотя я там ни разу и не сыграл, была потрясающая атмосфера. На ЧМ-2001 в Ганновере, где мы победили, я провел турнир на очень хорошем уровне. Запомнился Турин (ОИ-2006. - Прим. П.С.), где мы выиграли бронзу и где мне наконец удалось выйти на олимпийский лед и сыграть в трех матчах. Запомнилась Рига, где мы вопреки всему пробились в финал. Считаю, что мне невероятно повезло быть частью многих выдающихся чешских команд, играть бок о бок с величайшими из наших мастеров.

-Кстати, за Нагано золотую медаль получили?

- Конечно! В сборную-то я пробился!

- Николай Хабибулин в 1992-м в олимпийскую сборную СНГ тоже пробился, но свою медаль за Альбервилль не мог получить десять лет.

- (Смеется.) Нет-нет, меня никто так не обижал.

-Помню, что во время своего последнего чемпионата мира, в Риге-2006, вы напропускали немало курьезных шайб. Но свою сборную все же дотащили до финала. Тот турнир для вас - приятное воспоминание?

- Еще бы! Да, смешных голов на мою долю там хватило, это точно. Но по ходу чемпионата я прибавлял от матча к матчу, и таким этот турнир мне и запомнился. Потом, в четвертьфинале, мы победили в овертайме сборную России, которую все называли фаворитом в борьбе за золото, а после россиян еще и финнов в полуфинале одолели. Вы же были в Риге, вспомните: нас ведь вообще там всерьез не воспринимали! Говорили: "А, эти чехи с таким составом в лучшем случае шестое место займут". Меня по ходу турнира даже знакомые ребята из команд Финляндии и Швеции спрашивали: "Что, это все? Это и есть ваша сборная? Больше никто не приедет?" Все были уверены, что Чехия просто не может выступать на чемпионате мира таким составом. И я отвечал им всем: "Да, это и есть наша сборная. И вы еще увидите, на что мы способны".

-Тренерский штаб сборной Чехии не делает секрета из того, что на ближайший чемпионат мира собирается комплектоваться в основном игроками из НХЛ. Как оцениваете свои шансы удержаться в основе?

- Уверен в этом. Мне уже случалось бывать единственным игроком сборной, не играющим в НХЛ. Так что, если я и дальше буду выступать на том же уровне, на каком провел три последних сезона, хороший шанс поехать в Канаду у меня будет обязательно.

-Тем, как играете сейчас, довольны?

- В этом сезоне у меня пока примерно такая же статистика, как и в двух предыдущих: пропускаю в среднем около двух голов за матч, отражаю 94 % бросков.

-Когда собираетесь прибыть в Уфу?

- Сегодня. Точнее, сегодня вечером (в понедельник. - Прим. П.С.) я только вылечу из Чехии, а до Уфы доберусь во вторник. Хочу оказаться там как можно скорее и начать готовиться.

-Семью с собой возьмете?

- Сейчас нет. Посмотрим, как я там устроюсь. Я ведь в той части света никогда не был, надо хотя бы осмотреться. Но потом, конечно, мне очень хотелось бы их туда перевезти.

-Сейчас, накануне отлета в Уфу, на какой главный вопрос о своем ближайшем будущем вам хочется получить ответ сильнее всего?

- У меня в голове столько вопросов, что выделить какой-то один я просто не в состоянии (смеется). Я еду в абсолютно неведомый мне мир. И пока не представляю себе даже самых элементарных вещей: где буду жить, как буду добираться на тренировки, где и чем буду питаться. Но надеюсь, что уже завтра получу на них ответы, и тогда в моей голове появится совсем другой набор вопросов. Более хоккейных.

Павел СТРИЖЕВСКИЙ