Газета Спорт-Экспресс № 255 (4535) от 6 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

6 ноября 2007

6 ноября 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Сергей ФУРСЕНКО: "СИТУАЦИЯ ПРОСТАЯ - ВСЕ В НАШИХ РУКАХ"

Окончание. Начало - стр. 1

У НИХ СТАТЬЯ, У НАС - БЮДЖЕТ

-Вы упомянули о лучших мировых образцах. Благодаря сотрудничеству "Зенита" с "Шальке", обмену опытом с другими ведущими западными клубами вы теперь, наверное, хорошо представляете себе, как работают схемы футбольного бизнеса в той же Европе.

- Постараюсь объяснить их упрощенно. Средний бюджет хорошего европейского клуба - около 200 миллионов евро. На 40 процентов он наполняется за счет продажи телевизионных прав, на 30 - благодаря коммерческой деятельности (спонсорство и реклама) и на 30 - за счет билетной программы и той же коммерческой деятельности в дни матчей. Соответственно, легко подсчитать, что каждая из трех основных доходных статей европейских клубов способна в одиночку полностью обеспечить бюджет лучшего клуба России. Это путь, по которому надо идти. И, в частности, развивать рынок телевизионных прав. В прошлом году "Зенит", если не ошибаюсь, получил по этой статье около миллиона долларов. В этом году сумма составит порядка трех миллионов. Однако этого явно недостаточно для существования клуба, который привлекает футболистов и тренеров из-за рубежа и должен платить им всем адекватную зарплату. С другой стороны, мы должны создавать собственный рекламный рынок, включив в него индивидуальную рекламу игроков, способных стать кумирами для наших болельщиков. И наконец, сейчас в России исключительно перспективный экономический рынок, так что футбол должен стать составной его частью. Особенно с учетом того, что у нас начинают строиться новые стадионы-пятидесятитысячники. Я абсолютно уверен, что достаточно скоро российский футбол окажется на совершенно другом экономическом уровне.

Кстати, если вернуться к вашему вопросу о перспективах взаимодействия бизнеса и футбола, то не стоит забывать, что одна из главных составляющих любого бизнеса - репутация, без которой он попросту невозможен. Одна из побудительных причин создания хартии как раз и заключается в том, чтобы репутационный капитал нашего футбольного сообщества формировался и повышал капитализацию всего нашего футбола. Сделать это можно, не закрывая глаза на те негативные явления, которые существуют в нашем футболе, а объединив усилия для их вытеснения.

-Футболом у нас занимаются очень многие структуры - от РФС, РФПЛ и КФА до детских школ. Найдет ли хартия понимание на всех уровнях?

- Думаю, да, поскольку знаю многих людей во всех перечисленных вами структурах. Называется-то документ "Хартия российских футболистов". А работают там люди, которые посвятили свою жизнь футболу.

-Кто из клубов премьер-лиги готов присоединиться к вашей инициативе?

- Как известно, подпись под хартией уже поставил глава "Локомотива" Сергей Липатов. Мы приглашаем сделать то же самое все футбольные клубы - не только премьер-лиги, но и первого, и второго дивизионов. Чем больше - тем лучше. Но при этом совершенно не хочется превращать этот процесс в PR-акцию или ни к чему не обязывающую формальность.

-Во время матча "Зенит" - ЦСКА на стадионе "Петровский" были развешаны лозунги "Футбол эпохи возрождения", которые украшают арену и до сих пор. Это ваша идея?

- Знаете, многие говорят, что нам в России нужно найти национальную идею. А мне кажется, она лежит на поверхности - необходимо возродить все то хорошее, что было потеряно за предыдущий век. Прежде всего - веру, национальное и собственное достоинство, конкурентоспособность и многое другое. Это те базовые ценности, без которых не развить ни государство, ни отечественный футбол.

-Раз вы упомянули о вере, позвольте задать и такой, не совсем обычный вопрос. Говорят, начиная с выездной игры с "Рубином" "Зенит" все время берет с собой на матчи священника?

- В русской культуре всегда было принято благословлять на доброе дело. Поэтому возрождение этой традиции абсолютно оправдано и с точки зрения возрождения российской культуры и отечественного футбола.

КЛУБ - РОССИЙСКИЙ, ТЕХНОЛОГИЯ - ГОЛЛАНДСКАЯ

-Вы говорите о высоких материях, о развитии отечественного футбола, а сами приглашаете в "Зенит" дорогостоящих легионеров. Нет ли тут противоречия?

- Когда строишь долгосрочные планы, прежде всего надо четко представить себе цель, которую перед собой ставишь, и выработать философию ее достижения. Еще при Петржеле было очевидно, что "Зенит", по сути, самый европейский клуб премьер-лиги. За что, собственно, он всем и нравился. Как и Петербург - самый европейский из городов России. Исходя из этой философии, мы и начали создавать новый клуб. Помните, в свое время для строительства Петербурга были приглашены архитекторы со всей Европы, которые тем не менее создавали именно русский город. Вот и мы привлекли голландского тренера для того, чтобы он помогал нам строить российский клуб.

Да, у нас много иностранцев. Но они играют во имя Питера и развивают российский футбол. Иными словами, сегодня при создании мощного европейского клуба мы используем самые современные технологии. А какой на данный момент тренер лучше, российский или голландский, - дело второе, поскольку на первом месте стоит именно технология. На сегодняшний день она голландская. Но при этом она всегда должна быть самой передовой. Чтобы "Зенит" постоянно рос и развивался.

-Получается, иностранные игроки - тоже часть технологии строительства клуба?

- Отчасти. Во всяком случае, мы стараемся приглашать только очень сильных легионеров, которые позволяют резко повысить конкуренцию в команде. Как следствие, повышается уровень конкуренции и в чемпионате России. Проблема не в наличии в наших клубах легионеров вообще, а в засилии посредственных иностранцев, вытесняющих из состава талантливую российскую молодежь.

-Почему в таком случае "Зенит" с самого начала чемпионата не заиграл по-настоящему сильно?

- Для того чтобы сильные игроки притерлись друг к другу, требуется время. Будь наши новички классом чуть ниже, притирка, уверен, произошла бы намного раньше. Но поскольку все они классные футболисты, причем каждый - с ярко выраженными лидерскими качествами, - процесс шел тяжелее. И именно поэтому начало чемпионата оказалось у "Зенита" несколько смазанным. Ведь переступить через свое "я" ради команды всегда непросто. Но этот этап уже позади. Поэтому в будущее "Зенита" я смотрю с оптимизмом.

"ЗЕНИТ" ПОЙДЕТ В ШКОЛУ

-Как бы вы сформулировали стратегию "Зенита" в плане приглашения новых игроков?

- Она звучит так: приглашать легионеров, которые сильнее тех, что уже играют в команде, российских игроков, способных усилить состав, плюс растить собственных воспитанников.

-Вопрос о последних волнует в Петербурге многих, ведь в главной команде их осталось всего четверо: Малафеев, Денисов, Радимов и Аршавин.

- Действуя в этом направлении, мы всерьез взялись за наш дубль. Он был существенно обновлен, причем в основном за счет воспитанников питерского футбола. Хотя хороших иногородних ребят мы тоже не отвергали. Сегодня работаем над созданием собственного интерната, в качестве первого шага отобрав ребят для команды возрастом 14 лет. В семь раз увеличили инвестиции в школу "Смена". Взаимодействуем со многими зарубежными клубами, а с "Шальке" нас и вовсе связывает соглашение о партнерстве. В его рамках, помимо прочего, обмениваемся тренерами и молодыми футболистами. Устраиваем международные товарищеские матчи детских команд. Один из примеров - турнир памяти Юрия Андреевича Морозова, в котором играли московский ЦСКА, киевское "Динамо", "Шальке", "Смена-Зенит", петербургский "Локомотив", молдавская "Буюкань". К слову, "Смена-Зенит" этот турнир выиграла. Со временем эта работа поможет и в комплектовании первой команды "Зенита".

-В свое время селекционеры выискивали талантливых мальчишек в общеобразовательных школах. Эту традицию возрождать не собираетесь?

- Мы разработали программу работы с общеобразовательными школами региона, которая сейчас согласовывается с администрацией Санкт-Петербурга и Министерством образования. Этот совместный проект будет реализован с тем, чтобы, с одной стороны, поддержать преподавание физкультуры в школах, а с другой - иметь возможность уже на ранних стадиях отбирать ребят, которые впоследствии могли бы воспитываться в нашем интернате и стать футболистами "Зенита". Когда в 5-миллионном городе всего одна команда премьер-лиги, это накладывает определенную ответственность.

НОВИЧКИ БУДУТ. НО НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ

-Будет ли "Зенит" усиливаться в межсезонье?

- Полагаю, будет, но приобретать собираемся не больше двух-трех игроков. Вместе с тем уже сейчас пытаемся ориентироваться на собственных воспитанников. На сегодняшний день из дубля в основной состав пришли Лебедев, Лапин, Ионов, на подходе еще несколько. В конце сезона будут возвращены некоторые игроки, отданные в аренду.

-Какова ситуация с клубной инфраструктурой?

- Строительство новой базы в Ленинградской области уже практически началось. Проектом предусмотрено, что основная команда, дубль и зенитовский интернат будут тренироваться на соседних полях. Это даст молодым дополнительный стимул.

-А что можно сказать о новом стадионе?

- Работа идет, и довольно активно. Новая арена будет рассчитана на 62 000 болельщиков. Очень надеемся, что она поможет обеспечить рентабельность футбольного бизнеса "Зенита". Строители обещают завершить все работы к сезону-2009, который, надеюсь, начнем на новом стадионе.

-Председатель Совета директоров хоккейного СКА на страницах "СЭ" высказал недавно мысль о том, что к 2014 году хоккей в России может стать рентабельным. Вы тоже произнесли это слово...

- В хоккее ситуация несколько отличается от футбольной. Это несколько другой бизнес. Кстати, со СКА мы идем в довольно тесной связке. В частности, запущенная нами радиостанция "Радио "Зенит" будет работать как на футбол, так и на хоккей. Однако в футболе рентабельность во многом будет зависеть от того, как пойдут дела с продажами прав на телетрансляции, в том числе и в еврокубках, с заполняемостью нового стадиона и развитием рекламного рынка. Мы работаем по всем трем направлениям.

Сергей ЦИММЕРМАН,
Владимир ЮРИНОВ

Санкт-Петербург