Газета Спорт-Экспресс № 244 (4524) от 24 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

24 октября 2007

24 октября 2007 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Кими РАЙККОНЕН: "МОЖЕТ, ЭТО И ЕСТЬ СЧАСТЬЕ?"

В воскресенье в Сан-Паулу, как уже сообщал "СЭ", финн Кими Райкконен сенсационно стал новым чемпионом мира, занимая перед последним этапом лишь третье место в общем зачете.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДАВНЫМ-ДАВНО НЕ ОТМЕЧАЛ

-Кими, примите наши многократные поздравления: с победой в "Гран-при", с выигрышем чемпионата мира, а также в связи днем рождения, который вы отпраздновали на днях в Бразилии.

- Спасибо, но с возрастом о таких датах думаешь все меньше. В 10 лет еще можно радоваться торжествам, но сейчас это для меня обычный день.

-Неужели совсем не праздновали?

- Нет.

-Может, наверстаете теперь? После победной гонки сам Бог велел.

- Может, и отпраздную, но только не в Бразилии. Если честно, я вообще не помню, когда в последний раз по-настоящему что-то праздновал. Всегда по горло занят разными проблемами.

-То, как развивались события на чемпионате мира, придавало вам нервозности?

- Я всегда нервничаю перед гонкой, но только чуть-чуть. Моя задача перед решающим финалом и заключалась в том, чтобы волнение не переходило определенных рамок. Я, как всегда, постарался выложиться полностью, выиграть гонку, сделать так, чтобы "Феррари" заняли оба первых места. Остальное от нас уже не зависело.

-В Интерлагосе вы уже трижды были вторым. И, наверное, во что бы то ни стало хотели улучшить свой результат. Но нравится ли вам бразильская трасса?

- Она довольно приятная, здесь можно хорошенько испытать свои возможности. Да, история моих гонок на ней довольно сложная, тем не менее я ее, без преувеличения, люблю. С другой стороны, асфальт был новый, поэтому я ждал любых сюрпризов.

-Все сходятся на том, что нынешний сезон не похож на другие. Ведь так много всего произошло...

- Для меня он как-то очень быстро завершился. Что касается остального, то серьезных изменений, пожалуй, не нахожу.

-Но давайте все по порядку. Скажем, как прошли ваши тренировки в пятницу? Сначала вы были первым после девяти кругов, затем четвертым после 30...

- Обычно в пятницу трудно понять себе цену. Сравнивать себя с конкурентами также бессмысленно. На сей раз, пожалуй, вопросов оказалось еще больше - из-за условий на трассе. Дело в том, что утром, когда мы проверяли состояние своих машин, на дороге были лужи и мокрые пятна. А когда они исчезли, на трассе возникло плотное движение.

-Не было предчувствия, что завоюете чемпионский титул?

- Мне нравилось, как вели себя наши болиды, но в то же время я знал: их можно еще немного улучшить.

-Потом была квалификация, где вы выступили не самым лучшим образом.

- Понятно, завоевать поул было бы лучше, но и третье место определенно не самый худший вариант, если вспомнить о нашем явном превосходстве в техническом плане.

-Где же вы, собственно, проиграли поул?

- Во время прохождения четвертого виража я допустил ошибку, вот и потерял драгоценное время. Иначе результат был бы значительно лучше. Машина, кстати, вела себя не так уж и плохо. В ходе первой попытки мне не удалось заставить покрышки работать так, как я этого хотел, во второй - было уже несколько лучше, правда, до того самого момента, о котором мы только что говорили.

У НАС С МАССОЙ БЫЛА ОДНА ЦЕЛЬ: ОБОГНАТЬ ХЭМИЛТОНА

-Что вы думали перед гонкой о возможной борьбе с Хэмилтоном?

- Думал, что она, как всегда, будет тяжелой, что тот из нас, кто сможет продуктивнее использовать ресурс покрышек, извлечет для себя максимальную пользу.

-Кстати, именно англичанин помешал вам показать во время квалификации ваш самый быстрый круг.

- Меня тогда немного вынесло с трассы, в результате я получил третью позицию на старте, однако от этого надежд на окончательный успех у меня не убавилось.

-Вы считали, сколько времени потеряли в квалификации из-за Хэмилтона?

- Нет, за меня это обычно делают наши специалисты. Мой оппонент, понятно, мог бы посторониться, тогда мне было бы проще. С другой стороны, что сейчас ворошить прошлое.

-А потом вы чудесным образом стали чемпионом мира. И это после того, как сказали, что все уже практически кончено.

- Не могу припомнить, чтобы такое когда-либо говорил. Может, это сказал кто-то другой? Я видел, что у нас есть резервы для улучшения результатов, верил в нашу команду, которая и в более тяжелые для себя времена демонстрировала единство и не сдавалась до последнего. И это себя полностью оправдало.

-Не падали духом даже тогда, когда сильно отставали по очкам от главных конкурентов?

- Да, мы были убеждены, что общими усилиями сможем сократить разрыв. И тут я хотел бы сказать спасибо своим механикам и инженерам, которые в тяжелый для меня период многое сделали для этой победы.

-Вы очень чисто провели бразильскую гонку: на первом же повороте обогнали Хэмилтона, а затем, после второй остановки в боксе, вообще стали безоговорочным лидером.

- Да, старт мне действительно удался. Сначала я оказался бок о бок с Массой, но мы не хотели вести борьбу друг с другом, у нас была иная цель - чтобы я обогнал Хэмилтона. А потом в зеркале заднего вида увидел: у англичанина на повороте возникли проблемы. Я подумал, что сейчас он вылетит с трассы и тогда у меня появится хороший шанс стать чемпионом мира. Обе машины "Феррари" имели отличную скорость, и если бы потребовалось, мы могли бы ее еще увеличить, просто берегли резину.

-Есть ли рецепт вашего сенсационного успеха?

- Этот рецепт - отлаженная до мельчайших деталей работа команды. Причем не только сейчас, а в течение всего сезона.

-Вас считают человеком с железными нервами. Опишите, пожалуйста, свои ощущения, когда вы пересекли финишную черту. О чем в тот момент подумали?

- Толком ни о чем. Честно. Я не был уверен в том, что в череде машин, которые еще были на дистанции, ничего не изменится. А вдруг столкновение - и Хэмилтон поднимется на несколько ступенек? Время тянулось удивительно долго, но наконец я услышал по радио, что стал чемпионом. Что ж, сказал я себе, все вышло просто замечательно, так как вопрос решился даже не на последних минутах, а на секундах. Грандиозный для меня день!

-Могли ли вы предположить в начале сезона что удастся завоевать титул?

- Должен сказать, что стартовали мы хорошо. В первой же гонке в Австралии - победили. Получалось, что мы сохранили за собой прежние позиции с прошлого сезона. И одно это уже обнадеживало. Но потом начались проблемы. Мы подарили соперникам слишком много очков, было даже время, когда в нас уже, по сути, никто не верил. Только мы сами не теряли надежды. И доказали, что скептики глубоко заблуждались.

-С какими чувствами вы приехали в воскресенье на автодром?

- С теми, с которыми приезжаю на любую гонку. По пути мне попадались знакомые, которые уверяли, что я выиграю, однако их прогнозы я серьезно не воспринял. Уж больно много всего должно было произойти, чтобы это свершилось. Впрочем, все, что они мне предрекали, произошло уже во время первого круга. У нас, повторяю, был хороший старт, в чем-то нам повезло, но, главное, у нас были отличные машины. С их помощью мы могли задавать темп, диктовать остальным участникам заключительного "Гран-при" свои условия. Что мы и делали на протяжении всей гонки.

-Переломным стал тот момент, когда прямо на старте вы обогнали Хэмилтона?

- Да, я был готов к этому, ведь в последние три или четыре гонки болиды "Ферарри" на старте вели себя замечательно. Я даже мог бы вырваться на первое место, но мы - Фелипе и я - решили не рисковать. Главное, как я уже говорил, было опередить Льюиса. И эта задача оказалась выполнена.

-Ваш темп и правда был феноменальным...

- Да, причем стоило нам захотеть - и вы удивились бы еще больше, ведь мы были способны ехать быстрее - на секунду на круге. Короче, машина была вне конкуренции, и даже покрышки, к которым было много вопросов (говорили, что они могут не выдержать) заслужили хорошую оценку.

-Когда Масса отправился на дозаправку, у вас еще оставалось бензина на несколько кругов...

- Этот сценарий был заранее обговорен. Должен сказать очередное спасибо команде, которая распланировала все до мельчайших подробностей. Поэтому нам, партнерам, и не пришлось бороться друг с другом.

ТАНЦЕВАТЬ НА ФИНИШЕ? ТОЛЬКО НЕ ЭТО!

-Какие слова во время круга почета вы говорили в эфире командного радио?

- Их было не слишком много. Выразил благодарность команде, а в основном просто ждал хороших вестей. В тот момент, когда их получил, был очень рад. Как-никак ваш покорный слуга многие годы добивался именно этого, два раза был близок к свершению мечты, но...

-Сочувствуете Хэмилтону, от которого в последний момент ускользнул главный приз?

- Знаю, что ему сейчас больно. Знаю, как никто другой, как бывает горько за досадную ошибку. Работаешь как проклятый весь год, а из-за нее все летит вверх тормашками. Знаю и то, что должно пройти время, чтобы появились силы начать все с самого начала.

-Вас с ним разделяет всего-то одно очко...

- Два года назад я не добрал до победы два очка, а теперь счастье было на моей стороне.

-Насколько подробно информировала вас команда о том, что происходит с Алонсо и Хэмилтоном?

- Я и сам многое видел. Например, как Алонсо обогнал Хэмилтона. Не остались незамеченными мной и его последующие приключения. И я понял, что на сей раз судьба ко мне благоволит. Теперь главное было оказаться на финише первым.

-Не кажется ли вам, что ваша победа - торжество справедливости после известной шпионской истории с участием "Макларена"?

- Трудно сказать, но, возможно, определенная доля истины в этом есть. Однако ведь весь этот скандал далек от спорта. Будем исходить из того, что ничего подобного больше никогда не произойдет.

-Что хочется делать человеку, который только что стал чемпионом мира? Может, танцевать?

- Только не это. Событие, конечно, для меня из ряда вон выходящее, все-таки я всего год езжу за "Феррари", а уже кое-чего смог добиться. Однако я сейчас не в том состоянии, чтобы танцевать.

-Подобное в составе "Скудерии", согласно нашим данным, удалось сделать только Хуану Мануэлю Фанхио в 1956 году и Джоди Шектеру в 1979-м...

- Если честно, я не очень-то верил, что смогу пойти по их стопам. Уж больно недосягаемым казался мне триумф с самого начала. Но мы смогли сделать то, во что мне до сих пор, положа руку на сердце, трудно поверить. Я чувствую себя превосходно, но, думаю, пройдет еще достаточно времени, пока я начну получать настоящее удовольствие от своего чемпионства.

-До сих пор у вас была слава неудачника. Теперь, когда вы стали чемпионом мира, наверное, следует говорить об обратном?

- Я никогда не размышлял на тему о том, кто я - счастливчик или наоборот. Да и не очень-то я во все это верю. По мне если ты упорно работаешь, то только тогда к тебе приходит успех. Но сегодня мне нужна была помощь со стороны других пилотов. И я ее, слава богу, получил. Может, это и есть счастье? В любом случае этот подарок судьбы я принял с благодарностью.

-Скажите, ничего не дрогнуло, когда вы оставили с носом "Макларен" - команду, в которой провели много лет?

- Я был просто рад за свою новую семью. В ней, по разным причинам, которые я бы не хотел сейчас обсуждать, мне работается лучше, чем в предыдущей команде. Для "Феррари" я готов стараться и дальше.

-Не боитесь, что вас поразит звездная болезнь?

- Придется больше бывать на людях, тут ничего не поделаешь. Но я не изменюсь. Буду таким, каким вы меня знали и раньше.

-А если сравнить вас с другими чемпионами мира?

- Попробуйте об этом спросить Алонсо. Он выиграл титул до меня, может, он скажет, изменила его слава или нет. Я же живу своей жизнью и что-либо менять не собираюсь.

-Вы выиграли шесть "Гран-при". Какая из этих побед была лучшей?

- Трудно сделать выбор. На ум приходит пока только бразильский этап, ведь он был самым важным из всех.

-Один гражданин Финляндии - чемпион мира в "Формуле-1", второй - Маркус Гронхольм - может стать чемпионом в ралли...

- Это хорошо для нашей страны. Я, конечно, буду рад, если мой соотечественник победит, но в моей жизни от этого ничего не изменится. Если честно, то меня радуют только мои собственные успехи, а то, чего добиваются другие, - лично для меня не представляет особого интереса.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за организацию этого интервью.