Газета Спорт-Экспресс № 220 (4500) от 26 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

26 сентября 2007

26 сентября 2007 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

В 10-м туре Владимир Крамник и Вишванатан Ананд сыграли вничью.

АНАНД БЕЗ ЧЕТЫРЕХ МИНУТ - ЧЕМПИОН

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Мехико

Турнирный чемпионат мира выходит на финишную прямую, осталось провести всего четыре тура, и шахматный мир получит нового чемпиона. Только какое-то невероятное происшествие может помешать индийскому виртуозу Вишванатану Ананду завоевать шахматную корону. Например, если в 11-м туре он вдруг проиграет белыми Морозевичу. Ниспровергатель авторитетов в принципе может сотворить и такое. Обыграл же он Крамника, почему бы ему не выиграть у Ананда? А что касается цвета фигур, то черными у Морозевича получается даже лучше... Но об этой крайне любопытной партии мы поговорим в следующий раз, когда буду рассказывать об 11-м туре.

А сегодня - о том, как протекала центральная партия не только 10-го тура, но и второй половины турнира. Речь пойдет о поединке чемпиона мира Крамника и первого номера мирового рейтинга Ананда.

От этой партии зависело очень многое, если не все. У чемпиона мира были белые фигуры, и, как выскажется потом на пресс-конференции его соперник, "играть черными с Крамником - это не пикник".

Крамник деловитой походкой подошел к столу, где его уже ждал индийский гроссмейстер. Во всем облике Крамника чувствовалась особая собранность и некая, я бы сказал, мрачная решимость. По лицу Ананда невозможно определить, волнуется он или нет. Разве что, если приглядеться, можно прочесть смесь легкой озабоченности с вежливым интересом. Не более того.

Мне кажется, даже если бы Владимир надел на голову белую маску Кетцалькоатля (главного божества ацтекского пантеона), это все равно не произвело бы на потомка индийских брахманов никакого впечатления. Чтобы заставить Вишванатана волноваться, недостаточно внешних эффектов - нужны очень сильные ходы.

Был лишь один игрок, заставлявший сердце Ананда сжиматься в предчувствии беды, когда тот садился напротив него за шахматный стол. Но сейчас он задействован в других играх. Теперь вся надежда - на Крамника.

В том, что чемпион двинет вперед ферзевую пешку, сомнений не было. Ведь на 1.е4 Ананд выбрал бы не сицилианскую защиту, а чего-нибудь симметричное и особо прочное. Он не хуже Владимира может исполнять "Русскую". А вот на 1.d4 возможны разные варианты.

В начале года на турнире в Вейк-ан-Зее Крамник выиграл у Ананда в каталонском начале блестящую партию. Но у индийского гроссмейстера было достаточно времени, дабы поработать над ошибками. Что косвенно подтвердила и его партия с Борисом Гельфандом, в которой Ананд легко уравнял шансы именно в этом дебюте.

Значит, нас ждало что-то другое. Но что? И когда соперники на огромной скорости воспроизвели пользующийся ныне самой большой популярностью гамбитный вариант славянской защиты, стало ясно - предстоит исключительно принципиальное сражение. Этот острейший вариант является грозным оружием в руках Ананда, его он применяет постоянно и весьма успешно. Здесь, в Мехико, предложив сильную новинку в одном из разветвлений славянского гамбита, индиец выиграл во 2-м туре черными партию у Ароняна.

И сам Крамник, и его помощник на данном чемпионате - голландский гроссмейстер Люк ван Вели - тщательно изучили партии матча по быстрым шахматам Ананд - Раджабов, где Вишванатан отстаивал это построение. Кто же первым применит новый ход? В том, что в таком сражении без новинки не обойдется, сомнений не было. Иначе зачем белым жертвовать пешку, если за душой нет новых идей?

У Крамника было припасено для Ананда в этом варианте самое острое из возможных продолжений.

Это положение возникло на доске после 14-го хода белых. На первый взгляд кажется, что слоны белых сейчас разнесут в клочья резиденцию черного короля. Когда я сказал об этом гроссмейстеру Александру Мотылеву, считающемуся одним из самых искушенных знатоков этой системы, он лишь улыбнулся: "Пока все - теория".

Как же далеко простирается нынче теория, если даже жертва качества, предпринятая индийским гроссмейстером на 21-м ходу, как потом рассказал Ананд, тщательно рассматривалась им и его секундантом датчанином Нильсеном!

Изучал, конечно, эту жертву и Крамник. Вопрос лишь в том, чья оценка возникающей позиции была точнее и глубже?

К этой финальной позиции соперники пришли после серьезных размышлений. Как видим, у черных не хватает качества, но пара связанных проходных является более чем достаточной компенсацией: хотя тяжелые фигуры белых - ферзь и ладья - проникли в чужой лагерь, но угрозы черному монарху не таят.

Сейчас (см. 2-ю диаграмму) белые объявили шах черному монарху. Тот на распутье: идти вниз, на поле b4, чтобы в будущем поддержать продвижение черных пешек, или вернуться на поле b6 и согласиться на ничью?

Непростая дилемма: если стремиться к победе, то надо идти вперед. Если не рисковать, лучше вернуться. Ананд склонялся к тому, чтобы вернуться. Однако ход 41... Крb6 на доске воспроизведен не был. На помощь Ананду пришел чемпион мира: он предложил ничью. Ананд принял ее без раздумий.

Решение вполне в духе прагматичного игрока, каким является индийский гроссмейстер. Он всегда предпочитает синицу в руках журавлю в небе.

На вопрос четырехкратной чемпионки мира, почетного гостя чемпионата Жужи Полгар: "Поступил бы он аналогично, если бы отставал в счете от Крамника", он ответил:

- После жертвы качества у черных возникли неплохие перспективы. Я был доволен своей позицией. С помощью трюка (28... Kf4) сумел косвенно защитить пешку g5, перевел коня на сильную позицию. Признаться, меня смущала возможность 34. Лаd1, препятствующая продвижению е6 - е5, но Владимир предпочел сыграть на атаку. После того как конь черных утвердился в центре, моя позиция мне нравилась. Черные не рисковали проиграть. Но и путей для победы мне тоже не удалось найти. Конечная позиция неясная: мой король подвергнется опасности, если он пойдет вперед - на b4, но и на b6 он тоже слишком открыт. Я не видел, как черные могут привести в движение свои проходные пешки... Поэтому принял ничью.

Ананд не стал говорить, что каждая ничья приближает его к заветной цели. Ведь у него в запасе "плюс 3". Но наедине с самим собой, полагаю, думает именно так.

Чемпион мира на вопрос: "Чувствует ли он, что корона от него все дальше и дальше", сказал, что не теряет надежды, но спасти его может только резкая игра на выигрыш в каждой из оставшихся четырех партий. И ему придется рисковать, независимо от цвета фигур.

Оправившийся от болезни Левон Аронян заиграл так, как он умеет и как ожидали от него многочисленные почитатели его таланта. Уверенно и точно он опроверг довольно рискованную стратегию Александра Грищука, который черными развил резкое наступление на королевском фланге. Москвич очень долго думал в дебюте и в середине игры и попал в сильнейший цейтнот. Белые провели красивую атаку и за ход до мата Грищук остановил часы.

Гельфанд после окончания партии признался, что играть против Леко ему было исключительно трудно, ибо венгерский гроссмейстер "все варианты принес из дома". Во избежание худшего, израильтянин решил форсировать ничью вечным шахом. Однако в разговоре со мною Леко сообщил, что в каталонском начале, которое встретилось в их партии, даже с "принесенными из дома вариантами" больше ничьей черным не светит.

Принципиальнейшая дуэль в защите Каро-Канн развернулась во встрече россиян Петра Свидлера и Александра Морозевича. Почти всю партию игравший белыми петербургский гроссмейстер владел инициативой, но после его грубой ошибки на 29-м ходу ситуация изменилась на 180 градусов. Однако Морозевич, не готовый, видимо, к такому повороту событий, играл недостаточно активно, и партия пришла к мирному исходу.

10-й тур. Аронян (Армения) - ГРИЩУК (Россия) - 1:0. Ничьи: КРАМНИК (Россия) - Ананд (Индия), СВИДЛЕР (Россия) - МОРОЗЕВИЧ (Россия) и Гельфанд (Израиль) - Леко (Венгрия).

После 10-го тура: Ананд - 6,5 очка, Гельфанд - 5,5, КРАМНИК, Аронян и Леко - 5, ГРИЩУК и МОРОЗЕВИЧ - 4,5, СВИДЛЕР - 4.

Диаграммы партий смотрите в формате PDF