Газета Спорт-Экспресс № 198 (4478) от 31 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

31 августа 2007

31 августа 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ГЛОБУС

ФУТБОЛЬНЫЕ ТРАГЕДИИ XX ВЕКА

В НЕБЕ НАД ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКОМ

11 августа 1979 года

В тот день в 13 часов 35 минут в небе над Днепродзержинском произошло столкновение двух самолетов Ту-134А, совершавших рейсы по маршрутам Ташкент - Гурьев - Донецк - Минск и Челябинск - Воронеж - Кишинев. Погибли 178 человек - 13 членов экипажей и 165 пассажиров, в том числе 17 представителей футбольного клуба "Пахтакор" (Ташкент).

Небо в юго-западном секторе Харьковского авиационного районного центра было затянуто облаками. И инструктируя очередной наряд авиадиспетчеров, старший смены Сергеев обратил внимание коллег на неблагоприятную метеообстановку. Но в то же время наиболее ответственный участок доверил наименее опытному из семи заступивших на дежурство диспетчеров Жуковскому, а контролировать его работу поручил Сумскому, ответственному за полеты литерных рейсов.

Как потом рассказывал Сумской, и без того напряженную обстановку в воздухе усугубил как раз литерный рейс, которым, по его словам, следовал на юг генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Для его Ил-62 полностью освободили один из воздушных коридоров, предельно уплотнив остальные.

В то время контроль за движением самолетов осуществлялся диспетчерами вручную. И Жуковский неверно нанес расчетное время пролета Харькова молдавским и белорусским Ту, посчитав, что интервал между ними составляет три минуты. А самолеты между тем сближались на высоте 8400 метров. Сумской почувствовал неладное и отдал команду белорусскому экипажу набрать высоту 9000 метров. В ответ в эфире прозвучало: "Понял"... а дальше неразборчиво. До столкновения оставалось чуть больше минуты, однако никто из диспетчеров не проконтролировал выполнение указания. Оказалось же, что ответ на команду Сумского принадлежал другому экипажу. Позднее Сумской объяснял, что обстановка в воздухе на тот момент оказалась исключительно напряженной, неподвластной человеческим возможностям - в харьковской зоне собралось около 50 самолетов. В то же время, согласно должностной инструкции, он не имел права самостоятельно корректировать действия Жуковского - это мог сделать только старший по смене Сергеев, однако он в ситуацию не вмешался. Все это, вместе взятое, и привело к катастрофе - молдавский Ту врезался под углом в 95 градусов на высоте 8400 метров в белорусский лайнер.

Суд приговорил Жуковского и Сумского к 15 годам лагерей каждого, а старший смены Сергеев не привлекался к делу даже в качестве свидетеля.

Свершилась страшная беда, но советские СМИ молчали. Матч с минским "Динамо", на который спешил "Пахтакор", не состоялся, но о причинах отмены нигде не было ни слова. Первой сообщила о несчастье узбекская пресса - некрологом от имени ЦК партии и правительства республики, и только потом сверху дали отмашку центральной. Извещать родственников о гибели молодых людей, находящихся в расцвете сил, доля нелегкая. И ее взвалила на себя коллегия Спорткомитета Узбекистана, в полном составе посетившая семьи погибших. Каждой семье была назначена пенсия в связи с потерей кормильца, нуждавшимся предоставили новые квартиры. На всем пути траурного кортежа из аэропорта на Боткинское кладбище люди стояли стеной, провожая в последний путь своих любимцев. В церемонии похорон принял участие главный шеф "Пахтакора", председатель ЦК компартии Узбекистана Шараф Рашидов.

11 августа 1979 года трагически оборвалась жизнь лучших игроков в истории "Пахтакора". Полузащитник Михаил Ан, например, был одним из лидеров молодежной сборной СССР - чемпиона Европы 1976 года, а на следующий год блестяще провел турне в составе олимпийской сборной по Северной Америке, считался реальным кандидатом в первую сборную. Кстати, Ан был травмирован и не собирался в Минск, приехал в аэропорт пожелать товарищам по команде успеха. Но по семейным обстоятельствам не смог полететь защитник Анатолий Могильный и занять освободившееся место - не пропадать же билету - команда уговорила Ана.

Нападающий Владимир Федоров стал лучшим бомбардиром молодежки-1976 и уже дебютировал в первой сборной. Его безуспешно пытались переманить московские гранды, киевское "Динамо". Вместе с опытнейшим Владимиром Макаровым, перешедшим в "Пахтакор" из одесского "Черноморца", и еще одним перспективным форвардом, Виктором Чуркиным, молодые ташкентские звезды образовали на поле блестящую атакующую связку на зависть многим московским клубам. 1979 год счастливо начался для других незаурядных игроков "Пахтакора" - вратаря Сергея Покатилова, защитников Алимжана Аширова, Юрия Загуменных, полузащитников Александра Корченова, Константина Баканова, вместе с Федоровым успешно сдавшими госэкзамены в институте физкультуры.

Заслуженный тренер трех союзных республик Вячеслав Соловьев, незадолго до печальных событий покинувший команду, говорил о своих недавних подопечных:

- Мне в моей тренерской жизни сильно повезло, что наткнулся на такую богатую "жилу" целой плеяды молодых парней, чрезвычайно способных и влюбленных в футбол. Игра была главным делом их жизни. Это были простые, в чем-то наивные ребята со здоровым, незамутненным какими-то иными соображениями честолюбием. Большинство - из сельской местности, многодетных семей, они были близки по воспитанию, образованию и даже характеру. К тренировкам относились добросовестно - так, как приучены были с детства относиться к любой работе. Во время матчей иногда забывал, что я - тренер, настолько увлекался их нестандартными, артистичными действиями. Они, кстати, быстро поняли свою силу не только в игре, но и в жизни, осознали, что многое могут сделать сообща и держались друг за друга.

Вместе с лучшими игроками "Пахтакора" погибла и молодая поросль узбекского футбола Равиль Агишев, Сирожиддин Базаров, Шухрат Ишбутаев, Николай Куликов, Владимир Сабиров, а также врач Владимир Чумаков, администратор Мансур Талибджанов. Трагедия унесла жизнь и тренера "Пахтакора", из лучших игроков первого поколения, капитана команды в 60-е годы Идгая Тазетдинова.

Главный тренер Олег Базилевич после победы своей команды над ворошиловградской "Зарей" решил провести денек с семьей, которая отдыхала в Сочи, и прилететь в Минск к матчу дублеров. Когда ему сообщили о случившемся, Олег Петрович расплакался и первым же рейсом вылетел в Ташкент.

Однако уже спустя 12 дней "Пахтакор" вновь вышел на поле, на матч в Ереване против "Арарата". Трагедия Узбекистана стала трагедией всего Советского Союза. На помощь "Пахтакору" пришла вся страна. ЦСКА отрядил в Ташкент защитника Михаила Бондарева, "Спартак" - полузащитника Валерия Глушакова, "Черноморец" - защитника Владимира Нечаева, кутаисское "Торпедо" - форварда Зураба Церетели, московское "Динамо" - полузащитника Андрея Якубика, а затем и Алексея Петрушина, минское - нападающего Петра Василевского, "Локомотив" - полузащитника Анатолия Соловьева, "Памир" - форварда Нуритдина Амриева. Игроки ехали в Ташкент не по разнарядке, а по зову сердца. В итоге почти полностью обновленная команда финишировала в чемпионате 9-й, хотя было принято решение о незыблемости ее прописки в высшей лиге в течение трех лет независимо от турнирных результатов.

"Пахтакор" вновь стал радовать игрой и победами, но тот красивый, техничный, артистичный футбол, который показывала команда Ана и Федорова, Макарова и Корченова, к большому сожалению, остался лишь в памяти ее благодарных поклонников середины 70-х годов.

Павел АЛЕШИН