Газета Спорт-Экспресс № 198 (4478) от 31 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

31 августа 2007

31 августа 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ГЛОБУС

ФУТБОЛЬНЫЕ ТРАГЕДИИ XX ВЕКА

МИНУТА МОЛЧАНИЯ РАСТЯНУЛАСЬ НА 100 ДНЕЙ

6 февраля 1958 года

Этот февральский четверг стал одним из самых черных дней в истории британского футбола. Взлетая с полосы мюнхенского аэропорта Рием, разбился самолет, доставлявший на родину команду "Манчестер Юнайтед".

За день до этого в ответном четвертьфинальном матче "МЮ" гостил в Белграде у "Црвены Звезды". Первый тайм англичане выиграли 3:0, но после перерыва хозяева счет сравняли. Однако победа в первом матче обеспечила выход в полуфинал англичанам. Они вздохнули с облегчением, отправились на банкет в британское посольство, а утром был запланирован вылет в Манчестер через Мюнхен.

Стоит отметить, что в те годы редко кто пользовался чартерными перелетами. Однако у "Юнайтед" был повод спешить: за полгода до этого, возвращаясь из Праги, команда едва успела на очередной календарный матч чемпионата из-за задержки рейса по причине плохой погоды в Манчестере. Чтобы избежать повторения нервотрепки (через два дня предстоял важнейший матч с лидером чемпионата - "Вулверхэмптоном"), было решено заказать чартерный рейс в Белград и обратно с дозаправкой в Мюнхене.

Из столицы Югославии в Мюнхен перелет прошел нормально, хотя приземление далось нелегко: в Мюнхене шел мокрый снег и взлетно-посадочная полоса промерзла - пришлось включить некоторые системы аварийной посадки. Через два часа (за это время самолет заправили) G-ALZU (известный как Zulu Uniform) компании British European Airways оторвался от земли, однако вскоре возгорелся один из моторов. Продолжать полет было невозможно, и - пилот даже не успел принять решение о посадке - самолет рухнул с высоты 150 метров. Экипажу, правда, удалось максимально смягчить приземление, однако удар был более чем чувствительный.

К моменту вылета на борту находились 44 человека: экипаж судна, футболисты, тренеры, журналисты, фотографы, а также несколько членов семей сотрудников посольства Югославии в Великобритании. Для 23 человек тот полет оказался последним в жизни. Это была первая авария самолетов модели G-ALZU: с 1952 года они перевезли свыше 3 миллионов пассажиров, и все всегда было нормально.

Среди жертв трагедии - восемь футболистов: капитан команды и игрок сборной Англии Роджер Берн (29 лет); несравненный Данкан Эдвардс (22 года) - самый талантливый полузащитник той поры, который за несколько лет до трагедии стал самым юным футболистом, надевавшим футболку английской сборной; форвард Томми Тейлор (26 лет) - самый дорогой футболист команды (он был приобретен за 29 999 фунтов - рекорд тогдашнего трансферного рынка); прекрасный крайний хавбек Дэвид Пэгг (22 года), которому прочили место в основном составе английской сборной; Эдди Колман (21 год), Джефф Бент (25 лет), Марк Джоунс (24) и Лиам Уилан (22), игрок сборной Ирландии.

Помимо них погибли второй тренер Берт Уолли, тренер по физподготовке Том Керри, секретарь клуба Уолтер Крикмер, а также восемь журналистов (среди них - легендарный игрок "Манчестер Сити" Франк Свифт, летевший в Белград в качестве комментатора), второй пилот, стюард, один югославский дипломат и один болельщик по имени Вилли Сатинофф - он напросился полететь с командой, ссылаясь на неотложные обстоятельства дома.

Слава богу, в авиакатастрофе многие уцелели: если бы мотор возгорелся чуть позже, скорее всего, в живых не остался бы никто. Выжить удалось легендарному Мэтту Басби, тренеру, который к тому моменту уже создал великолепную молодую команду, призванную быть одной из самых сильных в Англии и не только. Busby Babes - "Малыши Басби" - именно с таким прозвищем команда осталась в истории. Среди счастливчиков, уцелевших тем морозным утром в Мюнхене - Бобби Чарльтон, тогда еще 21-летний центральный полузащитник, Джекки Блэнчфлауэр, Билли Фоулкс, Дэннис Вайолетт, Рей Вуд, Альберт Скэнлон, вратарь сборной Северной Ирландии Харри Грегг, Джонни Берри и Кен Морганс.

Мэтту Басби пришлось фактически строить новую команду. В тот год на оставшихся матчах "Юнайтед" (более трех месяцев) царила гробовая тишина - болельщики, начинавшие матчи с минуты молчания, не прерывали его до финального свистка. "МЮ" занял девятое место, хотя еще до трагедии претендовал на чемпионство.

Уже через год Басби удалось вернуть клуб на верхние ступени - второе место было достигнуто во многом благодаря тому, что "МЮ" дали немало послаблений в трансферных операциях, позволив клубу встать на ноги. Окончательно это удалось лишь к сезону-63/64, когда строительство команды закончилось приобретением великолепного Джорджа Беста. В 65-м "Юнайтед" наконец стал чемпионом, так же, как и в 67-м. А в 1968-м, спустя десять лет после трагедии, "МЮ" в финале Кубка чемпионов разгромил "Бенфику" со счетом 4:1, воцарившись на европейском троне. Счет в том матче открыл не кто иной, как Бобби Чарльтон - единственный из игроков, оставшийся в составе со времен мюнхенской трагедии. А на тренерском мостике стоял сэр Мэтт Басби, не сумевший сдержать слезы при вручении кубка.

Арег ОГАНЕСЯН