Газета Спорт-Экспресс № 183 (4463) от 14 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 6

14 августа 2007

14 августа 2007 | Авто-мото

АВТО

Леонид МАЩИЦКИЙ: "24 ЧАСА СПА" - ЭТО СПЛОШНОЙ АДРЕНАЛИН В КРОВИ!"

В октябре 2006 года наша газета писала об успехах российского автогонщика Леонида Мащицкого в британском чемпионате по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе "Гранд-туризм". На звании чемпиона Великобритании Мащицкий не остановился - в нынешнем году он выступает в самом мощном кузовном чемпионате Международной федерации автомобильного спорта "Гранд-туризм" за рулем "Порше 997" класса GT2 английской команды Tech 9 Motorsport. Самой удачной из шести прошедших в чемпионате гонок для Tech 9 стала последняя - сложнейшая 24-часовая в Спа, где Мащицкий вместе со своими напарниками Шоном Эдвардсом и Сашей Маассеном взошел на третью ступень пьедестала. Этот успех - настоящая сенсация знаменитой гонки. Ведь и Tech 9, и Мащицкий, и Эдварде - дебютанты и бельгийского суточного марафона, и чемпионата FIA GT, и даже класса GT2.

Российский пилот рассказал корреспонденту "СЭ" об изменениях в своей карьере, о новой команде, новом автомобиле, 24-часовом марафоне в Спа и планах на будущее.

-В прошлом году вы более чем достойно выступали на уровне Великобритании, в нынешнем осваиваете самый авторитетный из мировых кузовных чемпионатов, неофициальный чемпионат мира - ФИА "Гранд-туризм".

- FIA GT действительно самый сильный в мире чемпионат в классе GT. Как возникла идея выступления? С моим нынешним напарником Шоном Эдвардсом мы познакомились еще в прошлом сезоне. Он тогда стал чемпионом европейского GT3, где гонялся и я. Еще до этой встречи мы обсуждали с хозяином команды Tech 9 Motorsport Филом Хиндли идею перехода в класс GT2. И вот, когда мы встретились в сентябре прошлого года, Фил предложил мне для выступления в ФИА "Гранд-туризм" место в своей команде - с Шоном, с "Мишлен", с хорошей поддержкой от "Порше". Отказаться было невозможно.

-Насколько сложно было перестраиваться? Вы ведь поменяли не только гоночный класс, но и автомобиль - с "Астон Мартина" на "Порше".

- Если честно, я еще не до конца перестроился! И "Порше" пока не понял! Эта машина - загадка, и я пытаюсь ее разгадать. Опытные гонщики рассказывают, что в какой-то момент понимание придет и в дальнейшем пилотирование будет легким. Это как надевать новые перчатки: в первый раз со скрипом, а во второй - уже без проблем. Вообще-то марка автомобиля меня не слишком интересует. Поеду хоть на "Запорожце", главное, чтобы он был хорошо подготовленным и быстрым.

Чего я почти не почувствовал, так это смены класса с GT3 на GT2. На некоторых трассах разница в скорости между этими автомобилями совсем невелика. Скажем, в Спа GT2 быстрее GT3 всего на 3 секунды, на коротких или скоростных трассах и того меньше.

-Прошло шесть гонок чемпионата: пять традиционного формата, одна - 24-часовая. Поделитесь впечатлениями.

- Первые же гонки показали, в какой водоворот я попал. Одни имена гонщиков чего стоят: Эммануэль Коллар, Стефан Ортелли, Дирк Мюллер, Марк Либ, Томаш Энге, Саша Маассен, даже Найджел Мэнселл проехал гонку в Сильверстоуне.

Мне, дебютанту, было непросто. Сложно даже сейчас - после шести пройденных гонок, но я для себя решил: нынешний сезон - сезон учебы. В следующем году хочу продолжить выступать в классе GT2. Где? Пока не знаю - у меня сейчас пять предложений, в том числе от команд других классов, но я хочу остаться в GT2. Хватит каждый год перепрыгивать в другой класс и учиться заново.

-Если не брать в расчет гонку в Спа, какая для вас была наиболее сложной?

- Самая тяжелая трасса - городская в Бухаресте. Очень сложно было и в Сильверстоуне. Мы тогда ошиблись с резиной, но все равно держались на третьей позиции и точно финишировали бы на подиуме, но напарник Коллара итальянец Маттео Малучелли своим некорректным действием просто скинул наш "Порше" с трассы.

Я даже в Спа вспоминал об этом случае. Как сейчас помню: шел 24-й час гонки, было совершенно ясно, что мы должны стать третьими - ближайшие соперники в трех кругах впереди и шести позади, надо было просто аккуратно ехать и беречь машину. На последней смене за рулем был я, а тут еще и дождь пошел. Так не хотелось машину ломать! Столько ради третьего места намучались за эти сутки. Я сбросил скорость и ехал, наверное, секунд на пять медленнее, чем обычно.

-Трасса в Спа понравилась?

- Это самая лучшая трасса мира! Хотел бы, естественно, попробовать и Ле Ман. Многие, правда, говорят, что кольцо "Сартэ" скучновато. Еще бы! На трассе в 13,5 километра прямые настолько длинны, что на них и отдохнуть можно. В Спа все гораздо компактнее, и у гонщика нет ни секунды для расслабления. Право, лево, право, лево.

Скажем, в поворот "Пуон" заходят на скорости 200 с чем-то километров в час, а выходят на гораздо более высокой. Здесь тебя в любой момент может выкинуть с трассы. Сплошной адреналин в крови.

-Старта в Спа побаивались?

- Для меня эта гонка была самой сложной в карьере. Считается, что труднее только суточный марафон на Нюрбургринге, но он не входит в календарь чемпионата FIA GT Освещения в Спа очень мало. Я бы сказал - его почти нет. Огни только в районе пит-лейн и боксов, а как только уходишь вверх по "О'руж", тебя обступает темнота. И надо так случиться, что первая моя 24-часовая гонка пришлась именно на Спа! Я нервничал, конечно, когда ехал последнюю смену перед финишем. Нельзя было подвести команду. Психологическое давление чувствовалось.

А больше всего мне понравилась первая смена. Я сел в машину на четвертом часу гонки, машина была еще свежа, будто мы только стартовали. Ночная смена - иная. Как ни странно, ночью я с легкостью развивал большую скорость: оказалось, что в темноте ослабевает контроль и легче пойти на риск. Между прочим, темноты как таковой нет - все прекрасно видно, мучают лишь фары автомобилей более мощного класса GT1, которые норовят тебя ослепить. Зачем, скажите, 20 секунд моргать фарами? Ведь из-за этого другим не видно трассы.

-Основной проблемой этой и без того сложнейшей гонки для Tech 9 Motorsport стала квалификация?

- Возникла неприятность с мотором. При подготовке автомобиля была перепутана одна запчасть, и компьютер показывал, что растет давление воды. В конце концов мотор мог бы взорваться. Необходимо было разобраться, в чем проблема. Для этого и был вскрыт опечатанный по правилам мотор. Как следствие, нас оштрафовали, и стартовать в гонку пришлось с последнего места. Если посмотреть, как на первых кругах пробивался сквозь трафик Саша Маассен, и сравнить это с позицией, скажем, Эммануэля Коллара, путь перед которым был свободен, станет ясно, почему в этот период гонки мы потеряли целый круг. Маассен совершил невероятный рывок: за 6 кругов обогнал около 20 машин, а к концу своей смены был уже в десятке нашего класса. С этого началось восхождение к третьему месту.

-Для дебютантов, а в этой роли выступали и команда, и вы сами, и ваш напарник Шон Эдварде, это прекрасный результат.

- Шикарный результат! Лично для меня это достижение важнее, чем выигрыш в прошлом году британского чемпионата "Гранд-туризма". Репутация у этого чемпионата хорошая, но уровень гонщиков по сравнению с теми, среди которых я гоняюсь сейчас, разумеется, не тот. Здесь в FIA GT все профессионалы. Где еще учиться, как не здесь? Где получать опыт, какие здесь? Мне отец всегда говорил: если уж ставить цели, то самые высокие, если уж ориентироваться на какого-то соперника, то на самого сильного.

-С одним из самых сильных гонщиков, Сашей Маассеном, вам удалось даже поработать в одной команде.

- Мне очень понравились и его характер, и его подход к делу. Если бы в Спа Саши с нами не было, думаю, и такого прекрасного результата, если принять во внимание последнюю позицию в квалификации, не было бы. В паддоке он авторитет. Маассен 24 года занимается автоспортом, то есть столько, сколько мне лет! И всю свою карьеру он ездит только на "Порше".

-После того опыта, что получен в Спа, как вам видится остаток сезона?

- Я закрываю глаза на чемпионат и на очки. Я учусь и не хочу отвлекаться. В прошлом году погоня за чемпионским званием - а я сразу понял, что могу претендовать на общую победу, - стоила мне гонщицкой учебы. В 2007-м выигрыша не получится: отставание по очкам большое, за победу идет битва между заводскими командами "Феррари" и "Порше" AF Corse Motorola и BMS Scuderia Italia.

-В чем же разница между борьбой за титул и учебой?

- Если ты не претендуешь на титул, то можешь позволить себе рисковать. Ведь, рискнув и, возможно, проиграв, ты теряешь всего одну гонку, а не победу в чемпионате.

-А как к вашим рискованным поступкам относится руководитель команды Фил Хиндли?

- Нормально. В Спа я показал, что могу сдержаться и без проблем довести машину до финиша. В нынешнем сезоне у нас в шести гонках было три возможности взойти на пьедестал, и одной из них - в Спа - мы воспользовались. В Сильверстоуне и Бухаресте - нет.

-Намекаете, что на следующем этапе FIA GT в итальянской Адрии можете войти в тройку сильнейших?

- Совершенно верно. И если для этого надо будет рискнуть - я готов. Считаю, что сейчас одно третье место важнее двух пятых. Нынешний успех в Спа для команды - отличный заряд энергии, толчок вперед. Мы поняли, что действительно можем претендовать на многое.

Лина ХОЛИНА