Газета Спорт-Экспресс № 127 (4407) от 8 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

9 июня 2007

9 июня 2007 | Футбол - Чемпионат Европы

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

EURO-2008

ХОРВАТИЯ - РОССИЯ - 0:0

В ИСТОРИЮ НЕ ВОШЛИ. НО И НЕ ВЛЯПАЛИСЬ

Окончание. Начало - стр. 9

С этой травмой, как выяснилось, не все так просто. За день до матча я разговаривал с представителями "Локомотива", и они поведали вот какую историю. По их словам, врачи клуба попросили своих коллег из сборной, чтобы Билялетдинову, Сычеву и Ефимову дали лишние сутки на восстановление после 120 минут финала Кубка России, проведенного в жару на лужниковской синтетике. Но этого сделано не было, вместо 72 часов локомотивцы отдыхали 50, что в случае с Билялетдиновым и дало о себе знать. Тем более что молодой хавбек, находящийся в отличной форме, и сам рвался тренироваться на полную мощь.

Не собираюсь в этой истории адресовать кому-то упреки. Это рабочая ситуация. Но говорит она о том, насколько важна на таком уровне каждая деталь. Где-то что-то упустили, не рассчитали - и из механизма сборной выпала важнейшая деталь, заменить которую было невозможно. Кстати, разговоры о том, что появление Билялетдинова на "Максимире" определится в последний момент, были, похоже, блефом нашего штаба. Еще за день до матча представители "Локо" сказали мне, что хавбек не будет играть со стопроцентной вероятностью. Более того, ему нужно еще три-четыре дня на восстановление, и даже выход Билялетдинова на игру с "Зенитом" в понедельник находится пока под вопросом.

БИТАЯ СТАВКА НА АРШАВИНА

Признаться, после матча с Андоррой я с недоумением читал в прессе убийственные комментарии, посвященные игре Андрея Аршавина. Да, у него совсем не шел дриблинг - но в той игре он по крайней мере старался постоянно обострять игру передачами вразрез, и нередко они получались. Не забитый с линии вратарской гол выглядел, конечно, верхом легкомыслия, да и беззаботный смех Аршавина после этого промаха был, пожалуй, не лучшей реакцией, но это в любом случае были частности. Пусть у капитана сборной многое не получалось - однако в отличие, скажем, от матча ЦСКА - "Зенит" он хотел играть.

Будь иначе, Хиддинк наверняка предпочел бы выпустить в стартовом составе на "Максимире" находящегося в гораздо лучшей форме Сычева. Но в среду тренер Аршавину в доверии не отказал - и, видимо, прогадал. Если его партнер по атаке Кержаков без устали барражировал от одного фланга к другому, пытаясь найти хоть какие-то зоны для открываний, то об Аршавине впору было давать объявление в газету: "Пропал без вести".

Хиддинк тем не менее верил в капитана до конца. Только этим можно объяснить, что заменил на Сычева не его, а Кержакова. При том что форвард "Севильи" по крайней мере внешне выглядел к тому моменту свежачком, а крупный телевизионный план пылающего всеми красками Аршавина показывал, что у игрока, вроде бы не блиставшего неутомимостью, едва ли не язык наружу вываливается. Но на поле он остался.

Видимо, прошлогодний образ Аршавина, который несколько раз солировал в важнейших моментах матчей (вспомнить хотя бы голы Израилю и в Скопье), все еще довлел над голландским специалистом и не позволил ему объективно оценить нынешнюю удручающую форму зенитовца. Которую не спасали бутсы любой расцветки - за матч в Загребе Аршавин успел поиграть в желтой, белой и черной обуви!

На протяжении всего матча у меня возникали ассоциации с отборочным матчем ЧМ-2002 Югославия - Россия, состоявшимся в Белграде весной 2001 года. Сербы тогда тоже весь матч давили, но ближе к концу прострел Гусева нашел в штрафной хозяев Бесчастных. И форвард, который в тот момент сидел в глухом запасе в "Расинге", забил, возможно, решающий для выхода на чемпионат мира мяч. Бесчастных оказался способен на запредельное усилие, несмотря на большие клубные проблемы, с которыми нынешние аршавинские в "Зените" не идут ни в какое сравнение. Он играет в своей стране, в родном городе, постоянно выходит в стартовом составе, у него самый большой из российских футболистов контракт. Мы знаем, на что он способен, а потому и требовать имеем право от него по максимуму.

Аршавин - большой талант. Но он родился и живет в России. А тот же Хиддинк уже имел не одну возможность убедиться, что одним из основных качеств почти любого российского футболиста является нестабильность. Проснулся он с ощущением куража - ждите шоу. Встал с другой ноги - как ни ищи на поле, не увидишь.

Когда я в 16 лет начинал репортерскую карьеру, у меня было порочное представление, что журналист для создания сильного материала должен сидеть и ждать вдохновения. Старшие товарищи посоветовали это слово из лексикона вычеркнуть. Потому что к профессионалу, когда он садится за пишущую машинку (теперь - за компьютер), вдохновение должно приходить автоматически, в любое время дня и ночи.

Так же, на мой взгляд, должно быть и у футболистов, которые, как и спортивные журналисты, имеют счастливую возможность заниматься любимым делом, за которое еще и деньги платят. Они не имеют права ждать, как у моря погоды, Его Величества Куража. Этот кураж должен приходить к ним вместе с адреналином, в ту самую секунду, когда они выходят из подтрибунного помещения и видят болельщиков.

А в Загребе был тяжелый труд, которым наша команда "накопала" ничью. Хорошо, что усилия не пропали даром. Но Хиддинк-то с его достижениями прекрасно понимает: чтобы встать на следующую ступень и что-то весомое выиграть, одних шахтеров и металлургов недостаточно. Нужны поэты - причем не прозябающие в глухой тоске, а зажигающие своим глаголом толпу. А потому особенно велик спрос с тех, кто таким даром наделен. Помните об этом, капитан сборной России Андрей Аршавин!

Игорь РАБИНЕР