Газета Спорт-Экспресс № 111 (4391) от 21 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 4

21 мая 2007

21 мая 2007 | Горные лыжи

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

Бернд ЦОБЕЛЬ: "ДРУЗЬЯ СКАЗАЛИ: "ТРЕНИРОВАТЬ РУССКИХ - КЛАССНАЯ ИДЕЯ!"

Как уже сообщал "СЭ", знаменитый австрийский тренер Бернд Цобель возглавил мужскую сборную России по горным лыжам. Несмотря на то, что соглашение рассчитано лишь на год, ожидается, что оно будет продлено и Цобель проработает с нашими горнолыжниками до Олимпиады в Ванкувере-2010.

ПОРА ЗА РАБОТУ!

-Г-н Цобель, вы полгода работали в российской сборной в качестве консультанта, а теперь подписали полноценный контракт, заняв пост старшего тренера мужской сборной. Означает ли это, что вы верите в перспективы российских горных лыж?

- Безусловно. Полугода, что я провел со сборной России, хватило, чтобы увидеть многие недостатки. К примеру, у команды совершенно отсутствовала скоростная подготовка. Были проблемы и с техникой. Сейчас нелегко сказать, как далеко удастся продвинуться вперед за последующий год, но в любом случае первое, что нам предстоит сделать, - поставить тренировочный процесс на профессиональные рельсы.

Если удастся договориться, проведем несколько совместных занятии с ведущими сборными мира. Это многое дало бы как ребятам, так и их наставникам. Кстати, на взаимодействие тренеров внутри сборной я также хотел бы обратить пристальное внимание, ибо в прошлые годы у главного тренера, бывало, отсутствовал тесный контакт с наставником юниорской сборной. Еще одна первостепенная задача - повышение, если позволите, технического сопровождения занятии. Абсолютно все тренировки и соревнования нужно снимать на видео, чтобы детально разбирать действия каждого на трассе.

-Как ваши коллеги, друзья, семья, наконец, отреагировали на то, что вы будете работать со сборной России?

- (Улыбается.) Мою семью, молодой человек, таким выбором не удивишь. Россия - уже пятая национальная сборная, с которой мне предстоит поработать, а вообще 30 лет минуло с тех пор, как я стал тренировать. К примеру, три года, вплоть до Олимпиады в Нагано, прозанимался с Канадой, позже - с Чехией (между прочим, чешский воспитанник Цобеля Ондрей Банк, представлявший, прямо скажем, далеко не самую горнолыжную страну, занял в Турине достойное шестое место в комбинации. - Прим. С.Б.). Поэтому, когда я принял предложение русских, все восприняли это как должное. Более того, подбадривали: "Старина, это же классная идея!"

-Даже не знаю, стоит ли нам вообще затевать разговор о медалях в Ванкувере...

- (Перебивает) А почему нет? Говорить - не делать, верно? Ладно, если серьезно, то нам пора приступать к работе. Не просто, знаете ли, там работать, а РАБОТАТЬ (Цобель при этих словах зачем-то сделал страшные глаза и сжал кулаки. - Прим. С.Б.) . Получится из ребят толк или нет, в любом случае хотя бы мечтать об олимпийских медалях они просто обязаны. Пока же нужно сосредоточиться на том, чтобы заработать как можно больше очков на Континентальном кубке, чтобы на следующий год не стыдно было показаться на этапах Кубка мира.

-По какому принципу вы намерены формировать команду? Ведь нынешние старожилы сборной никогда не занимали высоких мест на международных стартах, а юниоры еще не готовы к подвигам.

- Я думал над этим и пришел к выводу, что необходимо нащупать золотую середину. В команде обязательно должны быть как опытные спортсмены, так и юниоры.

-Иными словами, Хорошилов, Шестаков и Сац станут в обновленной команде этакими "дядьками"?

- Ну что-то в этом роде. Правда, Саца в команде больше не будет. Он поставил нас в известность о том, что завершает международную карьеру. Возможно, будет продолжать выступать на национальных турнирах, зарабатывая этим на жизнь, но в Европу со сборной больше не отправится. Что же касается Хорошилова, то его потенциал еще отнюдь не исчерпан.

НА "ЭКСКЛЮЗИВ" РАССЧИТЫВАТЬ НЕ СТОИТ

-Какие впечатления остались у вас после мартовского чемпионата России в Саяногорске?

- Встречали хорошо, грех жаловаться. Люди там очень радушные и гостеприимные. Но со спортивной точки зрения, то, что я увидел там, не порадовало. Начнем с того, что сама гора, по европейским меркам, слишком короткая, а значит, простая. Плюс к этому организаторы попытались в слаломе расставить едва ли не в два раза меньше створов, чем это необходимо по правилам FIS (Международной лыжной федерации. - Прим. С.Б.) , но я это дело пресек в зародыше. Как вообще в такой ситуации прикажете делать выбор между спортсменами?

Другая проблема заключается в том, что у россиян существуют серьезные пробелы в базовой технике, и, когда они приезжают в Европу, это чувствуется сразу. В Австрии каждый ребенок, образно говоря, рождается на лыжах, у него с самого раннего детства поставлена техника. Это то, чего мне здесь (то есть в России. - Прим. С.Б.) не хватает.

-Я как раз собирался задать вам вопрос на эту тему. Одно дело - стоять у руля сборной Австрии, помогая спортсменам подойти к соревнованиям в лучшей форме, и совсем другое - столкнуться с ситуацией, когда половина сборной не умеет правильно стоять на лыжах...

- (Перебивает) Насчет половины сборной вы, вероятно, утрируете, но, по сути, правы. Повторю еще раз, упор в тренировках будет сделан на скоростную подготовку и отработку технических элементов. Последний пункт, могу сказать уже сейчас, будет поставлен во главу угла во время летнего периода. Причем начнем с азов.

-Вы в принципе способны поставить заново технику, скажем, 18-летнему парню?

- (После паузы.) Хороший вопрос. Это зависит от парня, разумеется. Правильная техника, если говорить в целом, означает то, что человек совершает движения автоматически, почти инстинктивно. Россияне на тренировках все делают вроде бы правильно, но как только попадают в стрессовую ситуацию, которая всегда сопровождает официальные соревнования, начинают действовать так, как их учили в детстве. Хорошилов - типичный пример, хотя нельзя не сказать, что Александр борется с этим своим грешком.

-А как насчет 18-летней Ляйсан Раяновой, которой специалисты прочат большое будущее?

- (Оживленно.) Ляйсан очень талантлива. Она может вырасти в большого мастера. Но позвольте мне пока на эту тему больше ничего не говорить.

-Одна из наиболее злободневных проблем едва ли не каждой национальной сборной России по зимним видам спорта - недостаток качественной экипировки. Как вы намерены решать проблему в своей команде?

- Хм, я был не в курсе, что это проблема существует повсеместно. В нашем случае вопрос может быть решен довольно просто. Я лично знаком с руководителями фирм-производителей, поэтому мы будем закупать экипировку в Австрии, а в случае брака - спокойно ее обменивать. Сложнее ситуация в скоростных дисциплинах. Не секрет, что крупные компании ведут свои собственные рейтинги сборных и отдельных атлетов. Логично предположить, что лучшие товары они стараются передать лидерам. Так что претендовать на какие-то эксклюзивные лыжи российским ребятам пока не стоит. С другой стороны, мне достоверно известно, что многие компании спят и видят, как им выйти на огромный российский рынок. А это уже наше преимущество.

-Можно ли ожидать появления в команде сервисмена-европейца, новых лиц среди обслуживающего персонала?

- Многие настоящие профессионалы своего дела уже вышли на связь и заверили, что с готовностью откликнутся на любое предложение. "Только позвони", - говорят. Возможно, что приглашение сервисмена, равно как и специалиста по физической подготовке, в сборную России станет нашим следующим шагом.

О ЗЕЛЕНСКОЙ И ГЛАДЫШЕВОЙ

-Как вы намерены выстраивать отношения внутри сборной? Какой язык сделаете базовым? Будете ли жить вместе с командой на протяжении международных стартов?

- Жить - обязательно. С языком сложнее. Русский, давайте откровенно, мне в моем возрасте (Цобель родился в 1948 году. - Прим. С.Б.)вряд ли осилить. Пожалуй, россиянам, в том числе и тренерам, целесообразнее было бы взяться за изучение немецкого или на худой конец английского. Весь горнолыжный мир, за редким исключением, говорит на этих языках, так что это не моя прихоть.

-С женской командой России будут работать два словацких специалиста - Тони Борис и Мирка Попраску. Это ваши протеже?

- Да бог с вами. Я с ними вообще не знаком. Теперь, конечно, мы будем взаимодействовать, и я приветствую их приглашение в сборную России, но не имею к этому ни малейшего отношения.

-Почему вы выбрали мужскую сборную России, а не женскую, которая, по общему мнению, считается более перспективной?

- Не стал бы противопоставлять мужской и женский спорт. В то же время нельзя не признать, что в горных лыжах конкуренция среди мужчин куда выше, чем у женщин. Отсюда и разный уровень интереса со стороны болельщиков и зрителей.

-В разное время вы тренировали таких мегазвезд, как Штефан Эберхартер, Михаэла Дорфмайстер, Рената Гетшль, Александра Майснитцер. Для россиян это всего лишь люди с пьедестала почета. Что вы можете сказать о них как о личностях?

- (Улыбается.) Может, я вас немного разочарую, но ничего особо интересного об их характерах не скажу. Все они в первую очередь трудяги. Невероятно талантливые трудяги. Дорфмайстер, сколько ее помню, постоянно прогрессировала. У нее были хорошие годы и не очень, порой многое зависело от лыж, на которых она выступала. Эберхартер пережил за свою карьеру немало трудных моментов, однако всегда оставался оптимистом. К тому же все, кого вы перечислили, очень приятные в общении люди.

-Вы хорошо помните март 1981-го?

- А что такое?

-Происшедшее тогда вошло в историю горных лыж, как "24 дня русского чуда". Пять побед на этапах Кубка мира одержали Александр Жиров и Валерий Цыганов. Это самая славная страница в истории наших горных лыж.

- (Кивает головой.) Конечно, конечно, мне знакомы эти имена. Но разве можно сравнивать те времена и нынешние? Все было другое, даже горы.

-А что скажете о Варваре Зеленской и Светлане Гладышевой, последних россиянках, занимавших места в тройке призеров на этапах Кубка мира?

- Обе были очень хороши. Гладышева ведь стала второй на Играх в Лиллехаммере, если я не ошибаюсь?

-Не ошибаетесь. Но почему же им не удалось забраться на самый верх?

- Обе были девушками крупными, физически сильными, что позволяло им уверенно чувствовать себя в скоростном спуске и супергиганте. Одна беда: с моей точки зрения, у них была не совсем правильная техника.

-Ну и последний вопрос. Можно ли сказать, что работа со сборной России - главный вызов в вашей карьере?

- Ja, ja, однозначно. Это совершенно новый для меня опыт, и мы все вместе заинтересованы в том, чтобы он оказался успешным.

Сергей БУТОВ