Газета Спорт-Экспресс № 108 (4388) от 17 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 5

17 мая 2007

17 мая 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Гаджи ГАДЖИЕВ: "БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНУСЬ"

Уже полгода премьер-лига и один из корифеев тренерского цеха живут отдельной жизнью, что само по себе странно и, наверное, не совсем справедливо. Но не зря говорят: талантливый человек талантлив во всем. После ухода из "Крыльев" Гаджи Гаджиев довольно быстро нашел себе другое применение.

-Что сейчас отнимает у вас больше времени - семья или футбол?

- Сложный вопрос. Вот мы с вами разговариваем - это ведь тоже в каком-то смысле футбол. А еще есть работа в "Торпедо" в качестве советника президента клуба на общественных началах. С Владимиром Алешиным и Александром Тукмановым давно сложилось хорошее взаимопонимание, поэтому они привлекают меня для обсуждения подготовки резерва для основной команды. Провел семинар и собеседования с детскими тренерами. Недавно с Тукмановым и Алешиным решали, как лучше организовать работу в школе, что можно сделать для развития ее материально-технической базы, хотя у них она и так неплохая. Такие встречи проходят раз в две-три недели. Вот такая общественная нагрузка, которая полезна и для меня и, надеюсь, для тренеров ФШМ "Торпедо". Помимо этого являюсь экспертом в рабочей группе недавно созданного Комитета РФС по развитию игры.

-Программа развития футбола с 2006 по 2016 год - ваших рук дело?

- Нет, к ней не имею никакого отношения. Как и к той большой предварительной работе, которую проделала рабочая группа, изучая зарубежный опыт для поиска эффективных путей реализации программы, о которой вы спрашиваете. Члены этой группы выезжали и изучали на местах опыт работы итальянских, французских, немецких, голландских федераций и центров подготовки футболистов. На базе полученной информации были внесены предложения по развитию футбола в России. И они оказались актуальны. На одном из последних исполкомов РФС было принято решение о создании комитета по развитию футбола в стране. Его возглавил начальник экспертного управления администрации президента РФ, член исполкома РФС Аркадий Дворкович. Сейчас идет формирование состава комитета и двух его рабочих групп. Я же, можно сказать, подключился к процессу на последнем этапе.

-Программа хорошая?

- Дельная. Программой РФС предусмотрено открытие более 70 региональных, 9 межрегиональных и двух федеральных футбольных центров. Один из федеральных будет в Москве, второй - в Сочи. Это большая работа, которую невозможно сделать без государственной поддержки. Я, как член рабочей группы, участвую в разработке различных положений, требований, проектов, которые готовит эта группа либо для своего руководителя, либо для президента РФС и его исполкома.

-Надолго вы стали теоретиком, Гаджи Муслимович?

- Это зависит не только от меня. Тренерская работа, конечно, тот еще наркотик. Но в моем нынешнем положении есть свои плюсы. Можно спокойно что-то анализировать и продолжать самообразование. Совершенству нет предела. Это вам любой нормальный тренер скажет.

-И все-таки не поверю, что такому маститому специалисту не поступают заманчивые предложения.

- Как вам сказать? И есть и нет.

-Какую должность вам предлагал зимой Виталий Мутко?

- Речь шла о том, чтобы я возглавил научно-методический отдел РФС. Со мной по поручению президента РФС говорили Никита Симонян и Михаил Гершкович.

-Почему отказались?

- Я не сказал "нет" не только потому, что категоричность обижает собеседника. Дело предлагалось интересное и мне хорошо знакомое. Просто в тот момент у меня были другие планы.

-В Дагестане есть не чужая для вас команда. Туда не звали?

- Президент "Анжи" Солтан Магомедов - мой друг. Конечно, он предлагал работу в команде, причем в любом качестве. А когда я отказался, попросил переговорить с Тетрадзе, который считал, что вначале ему необходимо поучиться в ВШТ.

-Валерий Петраков в начале тренерской карьеры после каждого поражения звонил Валентину Иванову, которого считал своим учителем. Тетрадзе вам звонит?

- С Омари мы общаемся почти каждый день. У него был непростой период в межсезонье, когда у "Анжи" было всего 13 - 14 полевых игроков. Тетрадзе с честью вышел из той ситуации. Не берусь оценивать перспективы его команды в борьбе за высокие места, но коллектив в "Анжи" уже есть, а это на данный момент главное.

-Про "Торпедо" можно сказать то же самое?

- Конечно, с Мамаевым, Будылиным и Зыряновым торпедовцам было бы проще решить основную задачу. Но и без них "Торпедо" по всем параметрам - клуб премьер-лиги. Нужно только доказать это на поле.

-Алешин и Тукманов - новые люди в первом дивизионе. Вы им не рассказывали о нравах, царящих в этом турнире?

- Они столько лет в футболе, что многие вещи знают лучше, чем я. Кстати, с тех пор, как первый дивизион попал в поле зрения СМИ, в нем стало чище.

-За "Крылья" душа болит?

- Переживаю - не без этого. Правда, в основном за людей, с которыми раньше работал. Это не только футболисты, но и сотрудники клуба, болельщики - люди, преданные футболу и "Крыльям".

-Нравятся ли вам сегодняшние "Крылья"?

- Старт получился успешным - в Кубке был пройден ЦСКА. Дальше возникли какие-то трудности, о которых со стороны судить сложно. Возможно, сказалась травма Гусина - одного из стержневых игроков команды.

-Вы вроде бы обиделись на Сергея Оборина за то, что он шел на "живое место". Или это не так?

- "Живое место" - да, но это не главное. Мешали работать - тоже да. Подковерной возней.

-Ваши недоброжелатели утверждают, что Гаджиев ради своего бизнеса мог отлучиться из команды во время предсезонных сборов, не поставив об этом в известность руководство. Что скажете?

- Кто конкретно? Хотя их так мало, что нетрудно догадаться. Это могут сказать только "любители", люди далекие от профессионального футбола, неспособные освободиться от взглядов и пережитков прошлого. Почему? Потому что есть контракт, где вопросы "можно" и "нельзя" оговорены подробно. Потому что профессиональный тренер должен быть с командой 365 дней в году. Даже в отпуске он работает и живет ее интересами - анализ прошедшего сезона, селекция, планирование подготовки на следующий год... Если ты что-то упустишь сегодня, завтра будет поздно. Моим домом в Самаре была футбольная база, которую я два года либо вообще не покидал с утра до утра, либо покидал позже всех ради встреч с супругой и сыном, приехавшими ко мне только в мае 2006 года. А насчет моих отлучек со сборов... У Высоцкого есть замечательные стихи про ложь и правду.

-Нет ощущения, что для "Крыльев" вы сделали не все, что могли?

- Есть. Это могло произойти и в 2004-м, и в 2005-м. Команде нужна была хотя бы небольшая поддержка губернии, чтобы сохранить ее, а не то что усилить. Добиться большего при новом руководстве было невозможно. Если в команде нет единства, о высоких результатах можно не мечтать. В связи с этим вспоминаю бронзовый 2004 год. Если бы не активная поддержка Германа Ткаченко, который в трудные минуты брал часть ответственности на себя, Самара не получила бы эти медали.

-Колыванов, Слуцкий, Юран, Тетрадзе, Сабитов... Вам не кажется, что молодые тренеры постепенно оттесняют "стариков" на обочину?

- Это естественный процесс. Просто хотелось бы, чтобы новое поколение пошло дальше нас. А в идеале - по мастерству и таланту превзошло бы Маслова, Якушина, Бескова, Качалина, Симоняна, Аркадьева и других представителей той славной плеяды тренеров. Нам это не удалось. Может, у молодежи получится?

-О вашем ресторанном бизнесе ходит много легенд. Внесите, пожалуйста, ясность.

- На самом деле мне принадлежит только один ресторан в Москве. Причем я прихожу туда, только чтобы покушать. Дела ведет зять, а все доходы остаются детям.

-Разве нельзя совмещать футбол и что-то еще?

- Можно, если твои финансовые дела ведут другие люди. Любой из больших тренеров или игроков на Западе имеет бизнес. Многие этим занимаются и у нас, только без такой рекламы, как за границей.

Юрий БУТНЕВ