Газета Спорт-Экспресс № 107 (4387) от 16 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

17 мая 2007

17 мая 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Первым собеседником специальных корреспондентов "СЭ" в Австрии, куда они прибыли в рамках турне по странам - организаторам Euro-2008, стал один из самых знаменитых представителей сегодняшнего тренерского цеха Европы.

Джованни ТРАПАТТОНИ: "ВООБЩЕ-ТО Я ЕЩЕ МОЛОД. НО ДЛЯ РОССИИ, ПОЖАЛУЙ, СТАРОВАТ"

Георгий КУДИНОВ, Борис ТОСУНЯН

из Зальцбурга

Когда накануне приезда в Зальцбург мы прощались в Мюнхене с легендой немецкого и мирового футбола Францем Беккенбауэром (его интервью было опубликовано во вчерашнем номере "СЭ"), он, узнав о том, что от него мы оправляемся к другой живой легенде - итальянцу Джованни Трапаттони, без тени сомнения объявил: "Вот и молодцы, правильно делаете!" - "Почему?" - "Потому что Трапаттони - это и есть футбол, олицетворение нашей великой игры во всех ее проявлениях", - ответил человек, который о футболе знает все и даже больше.

Достаточно посмотреть на вехи карьеры 68-летнего Трапаттони, возглавляющего ныне австрийский "Зальцбург", чтобы понять: Кайзер, безусловно, прав. Уроженец Кузано Миланино - одного из пригородов Милана - Трап, как зовет его вся Европа, действительно являет собой олицетворение футбола. Как и игра, которой итальянец отдал всю жизнь и в которой изведал и яркие взлеты, и крутые падения, он непредсказуем.

Кто-то злорадно скажет: Трапу уже шестьдесят восемь, а потому трудно ждать от него новых чудес. А вот мы скажем вам: шестьдесят восемь - вообще не возраст! Скажем со знанием дела, потому что еле поспевали за ним, когда он подгонял свою команду на тренировке, а затем восхищались его горящими глазами, когда он отвечал на наши вопросы. Такие слова, как "старик" или "пенсионер", по отношению к Трапаттони звучат просто оскорблением.

Когда Трап пулей вылетел из прилегающего к стадиону "Зальцбурга" лесопаркового массива, где в девять утра гонял свою команду (при том, что она за несколько туров до финиша с огромным отрывом выиграла чемпионат Австрии), то удивил нас своей суровостью. "Какие еще, к черту, русские?! - возмутился тренер, наткнувшись на нас по дороге к тренировочному полю. - Да, меня предупреждали, что вы приедете, но не мешайте мне проводить тренировку! И вообще у меня сегодня весь день занят разными встречами!" С этими словами он умчался заканчивать занятие, а мы уныло поплелись следом, недоумевая: за нас же замолвили слово такие проверенные люди, которым Трап никогда не отказывает...

И в итоге он, конечно же, нам не отказал. Уже после окончания тренировки, за которой нам было позволено без всяких помех наблюдать на расстоянии пяти шагов от мэтра, мы сначала с изумлением узнали, что у новоиспеченного чемпиона Австрии будет еще и послеобеденное занятие, а затем удостоились хитрого взгляда и добродушной реплики Трапаттони: "Вот что, ребята, приезжайте часам к пяти вечера - тогда и пообщаемся". Мы, разумеется, приехали пораньше, чтобы понаблюдать еще за одной тренировкой. Правда, как только она закончилась, оказалось, что тренера срочно вызывают к руководству клуба. Но он вновь приказал нам не унывать, пообещав, что дела с начальством уладит быстро, а потом обязательно пообщается: "Что уж поделаешь с этими настырными русскими".

Слово Трапаттони сдержал, и в итоге мы побеседовали. Разговор шел в VIP-зоне одного из тех симпатичных стадионов, что примут в следующем году чемпионат Европы.

-О вас написаны книги, сняты документальные фильмы. За свою жизнь вы раздали столько интервью, что по их материалам можно составить футбольную энциклопедию. Так с чего же нам с вами начать разговор?!

- А, не знаете, с чего начать? Ну а что же тогда бегали за мной весь день?! Шучу-шучу, не волнуйтесь. Давайте начнем с Яшина и Численко.

-Давайте! А почему именно с них?

- За сборную Италии я провел семнадцать матчей, и два из них - против сборной СССР в 1963 году. И, представьте, мне те игры против вашей команды запомнились, несмотря на то что в том же году у меня были с точки зрения результатов два куда более знаменательных поединка - против Австрии и Бразилии. В ворота Австрии я забил в Вене свой единственный гол за сборную, а у Бразилии мы выиграли на "Сан-Сиро" со счетом 3:0, причем я удачно сыграл против самого Пеле...

Так вот, в Москве (в первом из двух матчей в рамках чемпионата Европы. - Прим. "СЭ") мы проиграли со счетом 0:2, и один из голов нам забил Численко. Ух, и сборная у вас тогда была! Мастеровитая, организованная, злая. Один из ваших игроков так завел нашего Паскутти, что того удалили с поля за удар соперника. Перед ответным матчем в Италии мы рассчитывали поквитаться за Москву, но победить ваших ребят не сумели и в Риме. И во многом виной тому стал ваш великий Лев Яшин, отразивший знаменитый пенальти в исполнении Сандро Маццолы. Загипнотизировал, представьте себе, тогда ваш вратарь нашего Сандро, а ведь Маццола - один из самых выдающихся игроков за всю историю итальянского футбола!

-Кого-то еще из того яркого советского поколения кроме Яшина и Численко можете назвать?

- Могу, почему нет? Был в СССР такой великолепный полузащитник-универсал, как Воронин. Талант и невероятная работоспособность позволили бы ему играть в любом зарубежном чемпионате. Да и сегодня Воронин мог бы в той же серии А быть на виду. В середине 60-х Воронин в составе "Торпедо" так ярко сыграл против легендарного "Интера" Элленио Эрреры, что итальянские ветераны до сих пор его вспоминают.

А еще в товарищеском матче 1966 года на "Сан-Сиро", который наша сборная выиграла - 1:0, у вас в составе был один игрок - лысый и на первый взгляд какой-то неловкий - по фамилии Стрельцов. Когда мне рассказали историю его жизни, я не сразу поверил. Каким же мастерством и любовью к футболу надо было обладать, чтобы после того, что он пережил, вернуться - и не только в клуб, но еще и в национальную сборную! Нет, недаром то ваше поколение наводило ужас на всю Европу.

Окончание - стр. 4