Газета Спорт-Экспресс № 72 (4352) от 3 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

3 апреля 2007

3 апреля 2007 | Хроника

ХРОНИКА

ФЕНОМЕН

СТРИЖЕНОВ

Роли боксеров предусмотрены не во всех фильмах подряд. Тем не менее в киношколах, особенно американских, обязательно учили боксу. И в наших, судя по воспоминаниям о двадцатых годах минувшего века, - тоже. Не проверял, как обстояли дела позднее, однако Нонна Мордюкова утверждала, что у нее во ВГИКе была по боксу пятерка, во что, по беглым наблюдениям, охотно верю.

Наш сегодняшний герой - Олег Стриженов - заканчивал Щукинское училище. И боксу для знаменитого когда-то фильма "Мексиканец" по рассказу Джека Лондона учился у мастеров-боксеров перед съемками, в подготовительный период.

Любовь к Лондону предваряла наше повальное увлечение Хемингуэем на подходе к шестидесятым. Но фильм "Мексиканец", если не ошибаюсь, начали снимать несколько раньше, чем вышел двухтомник автора "Старика и моря". И мужчины - герои Лондона соперничали в нашем воображении с мужчинами из "Трех товарищей" Ремарка.

Любопытно, что "Мексиканец" имел в России и театральную историю, но... непосредственно связанную с кинематографом. В 1921 году мхатовский режиссер Валентин Смышляев поставил пьесу по рассказу Лондона на сцене Первого рабочего театра Пролеткульта. А декорации к тому спектаклю сделал не кто-нибудь, а Сергей Эйзенштейн. Но это лишь часть истории.

Кто помнит содержание рассказа, согласится, что кульминация его - поединок профессионального боксера с юношей-мексиканцем, бьющимся за деньги на покупку винтовок повстанцам. Роли боксера и мексиканца у Смышляева по очереди исполняли два приятеля-красноармейца, одновременно приехавшие из провинции в столицу. Режиссер придумал спектаклю открытый финал - в театре дрались по-настоящему. И в зависимости от того, кому на этот раз доставалась победа, поворачивался сюжет.

Скажу теперь главное: роли бойцов исполняли будущие знаменитые советские режиссеры-комедиографы Иван Пырьев ("Трактористы", "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки") и Григорий Александров ("Веселые ребята", "Волга-Волга", "Весна"). Рассказ об этом спектакле я слышал от Любови Петровны Орловой. Она резюмировала: все дальнейшее соперничество между Пырьевым и Александровым проистекало именно оттуда.

Постановщик кинематографического "Мексиканца" Владимир Каплуновский с классическим сюжетом не экспериментировал. Дело было в конце пятидесятых, и режиссер видел несомненным героем самого популярного молодого артиста тех лет Олега Стриженова, уже снявшегося - с оглушительным успехом! - и в "Сорок первом" у Чухрая, и в "Оводе". А для полной достоверности в ключевой сцене постановщик пригласил на роль боксера-профессионала экс-чемпиона страны в полутяжелом весе Геннадия Степанова (родного брата Анатолия Степанова, сыгравшего Рогова в "Первой перчатке").

Дело стало за небольшим - обучить Стриженова азам бокса (и в самый короткий срок). В педагоги к артисту призвали лучших тренеров - и, конечно же, Константина Градополова, который и сам снимался в кино ("Кружева" и "Частная жизнь Петра Виноградова"). Не обошлось и без спарринг-партнеров, причем контакты с ними оказались для кумира миллионов не вполне безболезненными. Мастер спорта Новичков (не тот, что выступал в семидесятые, а тот, что дрался в послевоенных турнирах) рассказывал потом, что режиссер велел ему сильно Стриженова не бить, но "интересно же врезать настоящему артисту". И случалось разное...

Тем не менее Олег Александрович Стриженов вышел из отлично им сыгранной роли окрепшим. А навыки боксера пригодились ему еще раз - к примеру, когда изображал он прославленного одессита Сергея Уточкина, авиатора, велосипедиста и вообще выдающегося спортсмена начала XX века.

В дальнейшем народный артист Стриженов держал иные, чем на ринге, удары. Кинематограф не слишком позаботился о новых ролях для любимца публики. И когда относительно недавно я увидел Олега Александровича в фильме, где партнером у него необычайно модный сегодня Сергей Безруков, не мог не подумать с поздним сожалением, что даже знаменитый Стриженов у нас недооценен и не использован в полную силу своих возможностей.

В МХАТе Олег Александрович поработал недолго, но роль Мексиканца исполнялась им с полной верой в предлагаемые обстоятельства. И, похоже, вера в свое боксерское предназначение угнездилась в Стриженове надолго. Однажды, уже много лет назад, пришлось мне оказаться свидетелем, как в "Красной Стреле", мчавшейся к Ленинграду, он крупно повздорил со своим коллегой. И стать бы тому жертвой стриженовского рукоприкладства, но попутчики своевременно вмешались и удержали Олега Александровича от опрометчивого поступка. Тем не менее Стриженов, крепко схваченный за чесавшиеся руки, все повторял: "В жизни я - один, а на ринге - другой".

Вместе с тем умел он и ценить боксерские таланты, превосходившие его собственный. Так, он встал на колени перед встретившимся ему Виктором Агеевым. Правда, встреча случилась возле дверей ресторана гостиницы "Ленинградская", но великий Агеев был чрезвычайно польщен.

Александр НИЛИН