Газета Спорт-Экспресс № 72 (4352) от 3 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

3 апреля 2007

3 апреля 2007 | Хоккей

ХОККЕЙ

Максим СОКОЛОВ: "МИХАЙЛОВ РЕШИЛ "ЗАКУСАТЬ РАНЕНОГО"

Впервые за без малого десять лет вратарь СКА Максим Соколов не рассматривается в числе кандидатов на "пост номер один" в сборной России. Что думает по этому поводу сам игрок, а также мнение питерского голкипера о провальном сезоне клуба из Северной столицы и некоторых подробностях жизни СКА в чемпионате-2006/07 - в интервью "СЭ".

СКА - ЭТО ДИАГНОЗ?

-Первый вопрос напрашивается сам собой, так как пришло время подводить итоги сезона, напрочь проваленного СКА. В чем, на ваш взгляд, главная причина такого результата?

- Причин выступления СКА, которое, бесспорно, можно назвать неудовлетворительным, несколько. Хотя нужно отметить, что лично у меня буквально до последнего мгновения оставалась надежда, что задача на сезон все-таки может быть выполнена. Вообще, если говорить о моем личном отношении, нынешний сезон стал для меня таким разочарованием, которое сопоставимо лишь с тем, что я испытал после поражения от словаков в финале ЧМ-2002. А причины? Наверное, во-первых, это тренерская чехарда. Во-вторых, то, что по разным причинам не смогли сыграть в свою силу лидеры команды. К этой категории, наверное, отношусь и я, так как мое выступление в этом сезоне тоже можно признать неудовлетворительным. Кому-то - как, например, Дмитрию Юшкевичу или Мартину Прусеку - помешали травмы. Но в целом многие лидеры СКА так и не вышли на свой уровень. И еще один фактор, который необходимо отметить: очень трудно добиваться успеха, если у команды нет собственного хоккейного поля. Постоянные перемещения СКА из "Юбилейного" в ледовый дворец и обратно создают суматоху, которая осложняет подготовку команды. Очевидно: для того чтобы всерьез бороться за медали, СКА нужен свой ледовый дом, которого пока нет. Комплекс всех этих причин и привел к неудаче.

-Год назад, подводя итоги сезона, вы в интервью "СЭ" отметили, что для прорыва наверх СКА необходимо приобретать звезд калибра Максима Сушинского. В итоге звезды, включая Сушинского, в СКА появились, но выступила команда даже хуже, чем в прошлом сезоне.

- Как я уже говорил, некоторые игроки не смогли сыграть на своем уровне, и почему это произошло - тема для отдельного разговора. В меньшей степени это относится к Максиму, который провел, возможно, и не лучший свой сезон, но сыграл, считаю, вполне достойно. Тут есть один очень важный момент - необходимо, чтобы приглашенные игроки звездного уровня сразу вливались в коллектив. По уровню игры и по своей философии они должны идеально вписываться в команду. Это достаточно трудоемкий процесс, а времени на то, чтобы справиться с этой задачей по ходу сезона, у нас, как выяснилось, не было. Все мы надеялись, что какой-то запас этого самого времени у нас все-таки имеется, но на деле это оказалось не так.

-При хорошем подборе игроков в СКА на протяжении всего сезона происходила перетасовка звеньев, и, по сути, за все это время тренерам не удалось сформировать даже первую тройку. Это ведь тоже фактор, влияющий на результат?

- Да, согласен с этим. Как таковых первых двух звеньев, которые в современном хоккее решают почти все и "везут" за собой всю команду в СКА создать так и не удалось. Были вариации, перестановки в составе, но, к сожалению, все это оказалось далеко не так эффективно, как должно быть на самом деле. Да и вообще настолько частые перестановки в первых двух звеньях в современном хоккее, наверное, неприемлемы.

-В Петербурге однажды уже прозвучала фраза: "СКА - это диагноз". У вас, на протяжении долгого времени имеющего отношение к питерскому хоккею, есть какая-то надежда увидеть свет в конце тоннеля безнадежных неудач клуба?

- В том, что он появится, у меня нет ни малейших сомнений. Все мы вправе надеяться, что СКА непременно проснется, и к этому есть все предпосылки. Но для этого нужно еще очень многое сделать. Если создается новая команда, то, из каких бы хороших игроков она ни состояла, мгновенного результата ждать трудно. Все равно элемент какой-то притирки хоккеистов друг к другу необходим. Сейчас, для того чтобы сделать шаг вперед, СКА, наверное, нужно сохранить костяк нынешней команды и дополнить его новыми хоккеистами, исходя из требований тренера, который будет возглавлять СКА в следующем сезоне, - будь то Юрий Леонов или кто-то другой.

ПОДДЕРЖКИ МИХАЙЛОВА ТАК И НЕ ДОЖДАЛСЯ

-Вы сами признали этот сезон неудачным для себя. А с какими внутренними ощущениями встречали его? Было какое-то предчувствие будущих проблем?

- Если говорить о предсезонке, то этот период мне, по-моему, удался. Я получил призы лучшему вратарю на турнирах в Паюлахти и в Санкт-Петербурге, играл довольно уверенно. Правда, потом не слишком удачно провел турнир в Череповце , и именно по этому турниру тренерами были сделаны выводы - предпочтение отдали парню, который если и выходил из лазарета, то совсем ненадолго. Это меня несколько задело, и я совершил глупую ошибку, обидевшись на создавшуюся ситуацию. Естественно, надо было вести себя по-другому, но в итоге старт чемпионата у меня не удался. А дальше? Дальше мне нужна была помощь тренера, чтобы собраться и начать показывать ту игру, на которую я способен. Но тренер предпочел повести себя по-другому - скажем так, "закусать раненого".

Для Бориса Петровича Михайлова это очень простая задача.

-Не секрет, что на вашем психологическом состоянии в начале сезона очень сказались и серьезные личные проблемы...

- К сожалению, даже зная об этом, тренер иногда позволял себе какие-то колкости по отношению к моей семье. А суть дела была такова, что летом меня ждал страшный удар - болезнь ребенка, из-за которой он провел восемь месяцев в больнице. Сейчас он, к счастью, возвращается к нормальной жизни, но это был очень тяжелый период. Когда в семье двое маленьких детей, а супруга постоянно находится в больнице со старшим ребенком, то все это очень непросто. Особенно если учесть, что девять последних сезонов я провел, что называется, "от" и "до" - когда все ребята отдыхали по три месяца, я отдыхал только по одному. Все это - и психологический, и эмоциональный кризисы, - наверное, как-то наслоилось друг на друга. В этот момент мне как раз и была очень нужна поддержка тренера, которой я, к сожалению, не дождался.

-На протяжении всей вашей карьеры у вас с Михайловым складывались очень доверительные отношения - и в клубе, и в сборной России. Почему все это вдруг перевернулось с ног на голову?

- Честно говоря, я этой причины не знаю. У меня никогда не было каких-то конфликтов с тренерами, так как я всегда старался выполнять все их требования. Возможно, все произошло из-за каких-то сиюминутных моментов. Так или иначе, выбор тренера был сделан, и, если бы Михайлов оставался главным тренером СКА, я бы заканчивал сезон в другой команде. Уже были предложения, и я готов был их рассматривать, хотя никогда не являлся сторонником того, чтобы покидать корабль, который еще может плыть, если за это как следует побороться. Не в моих правилах искать какие-то выходы для себя лично отдельно от команды. Даже если очень трудно.

В ПЛЕЙ-ОФФ БЫЛ ГОТОВ ПОЙТИ ВА-БАНК

-В итоге смена главного тренера в СКА все-таки произошла. Какие впечатления остались у вас от совместной работы с Юрием Леоновым?

- Недавно прочитал в одном издании его слова о том, что мне пора заканчивать с хоккеем. Наверное, не в его компетенции предлагать мне такой вариант - тем более что Юрий Владимирович толком не знает меня ни как человека, ни как спортсмена. Все-таки тренерского опыта в большом хоккее для такого рода заявлений у него маловато. Но, несмотря на эти его слова, скажу, что работать с Леоновым было интересно. Я уважаю его за то, что он никогда не отводил глаз в момент, когда мы обменивались рукопожатиями, - это говорит о характере человека. И еще, если выразиться образно, - за то, что Леонов не ел в тренерской булку в момент, когда в раздевалке у ребят был только черствый сухарь. Он всегда был вместе с командой. Я думаю, что у него вполне может быть неплохое тренерское будущее.

-От ваших партнеров по команде приходилось слышать, что к весне вы набрали неплохую игровую форму. Не удивило, что в плей-офф главный тренер сделал ставку на не имеющего серьезной практики матчей такого уровня Сергея Белова?

- Конечно, удивило. Я чувствовал в себе и силы, и желание играть. Был уверен в себе. Но тренер принял другое решение. К счастью, Сергей - по крайней мере в матчах в Уфе - выглядел на площадке очень прилично. Но, видимо, на серию буллитов третьего матча с "Салаватом" его психологически просто не хватило. Вы даже не представляете, как я был разочарован итогами сезона. И все-таки была какая-то надежда на плей-офф - можно даже сказать, желание пойти ва-банк. Настраивался именно на это, но, к сожалению, тренерского доверия не получил. Отчасти виноват в этом сам, так как по ходу сезона не смог убедить тренера, что способен помочь команде в плей-офф. Однако последние высказывания Леонова свидетельствуют о том, что мне едва ли удалось бы это сделать. Если главный тренер команды составил об игроке именно такое мнение, то очень трудно на что-то надеяться.

-Буллиты вообще считаются одним из ваших коньков. Не было мысли, что хотя бы на эту серию тренер все-таки выпустит вас на лед?

- Что касается меня, то сам я психологически был полностью на это настроен. Тем более что в принципе неплохо знаю большинство ребят, которые в "Салавате" могли исполнять штрафные броски, и практически полностью угадал все действия, которые они предприняли в ходе серии. Но это был опять-таки выбор тренера - можно сказать, его ставка. Сережа Белов просто еще чуть-чуть не готов к этим моментам. Матчи - матчами, но подобные серии требуют определенной психологической стойкости, которая вырабатывается только с возрастом. Молодые вратари нечасто выигрывают серии буллитов.

ИГРАТЬ БУДУ ТАМ, ГДЕ ПОДПИШУ КОНТРАКТ

-Как вообще складывались отношения внутри вратарской бригады СКА в этом сезоне?

- Не знаю, как бы ответили на этот вопрос другие ребята.

О себе могу сказать, что всегда старался поддерживать с ними нормальные дружеские отношения. У нас с Сережей Беловым вообще сложились очень доверительные отношения - когда ему нужен был какой-то совет, я всегда старался помочь. Что же касается Мартина Прусека, то он, честно говоря, немного озадачил своими нестандартными решениями, которые - по крайней мере у нас в России - во вратарской среде не приняты. Имею в виду возможность неожиданно "подставить" друг друга, когда он то играет, то вдруг, оказывается, не может этого делать. Хотя чисто человеческие отношения у нас с ним были очень неплохие.

-Контракт со СКА у вас заканчивается. Как вы сами видите свое будущее?

- Я буду играть в следующем сезоне там, где подпишу контракт. Пока сезон в России еще продолжается, и идут разного рода переговоры. Знаю, что мой агент встречался с руководством СКА, но говорить о будущем можно будет только тогда, когда появятся какие-то конкретные результаты переговоров.

-Исходя из обычной логики, можно предположить, что в СКА вы останетесь только при условии, что в команде сменится главный тренер. Это действительно так?

- Полагаю, что как вратарь я тренеру Юрию Леонову не нужен. Но что уж делать? В таком случае придется куда-нибудь уезжать.

МОТИВАЦИЯ В БУДУЩЕМ СЕЗОНЕ БУДЕТ МАКСИМАЛЬНОЙ

-Какие-нибудь контакты со штабом сборной России у вас на протяжении этого сезона были?

- Перед чешским этапом Евротура я был вызван в сборную, но в связи с семейными обстоятельствами, о которых мы уже говорили, попросил паузу в выступлениях за сборную и получил согласие. Я поехал со СКА на турнир в Череповец, и перед одним из матчей этих соревнований мне позвонил Игорь Тузик и сказал, что из-за травмы Сергея Звягина необходимо мое присутствие в Чехии. Я ответил, что готов приехать, но после матча раздался еще один звонок - меня поблагодарили за готовность помочь, сказав, что необходимость в экстренном приезде отпала. Это и был мой последний в нынешнем сезоне контакт с представителями сборной России.

-То есть сейчас вы впервые за последние годы без оглядки на какие-нибудь неожиданности готовитесь уйти в отпуск по графику?

- Да, так получилось, что именно сейчас готовлюсь уйти в отпуск - достаточно свежим и полным сил. Возможно, это будет и во благо - отдохну с семьей, завершу все свои дела, залечу травмы. Если говорить о следующем сезоне, то намерен выложиться полностью и полностью отдать себя игре. Может быть, будущий сезон станет для меня последним, но в любом случае хочу чтобы он получился достойным.

-Наверное, неудавшийся сезон-06/07 стал в этом смысле серьезной дополнительной мотивацией?

- Вне всякого сомнения - да. Если еще раз вернуться к упоминавшимся уже словам Леонова, то что-то подобное я слышал еще четыре года назад. И сразу после этого выиграл чемпионат России. Надеюсь, что в каком-то смысле эта фраза поможет мне в следующем сезоне. В этом году я действительно получил очень болезненный удар, и мотивация в будущем сезоне у меня будет просто максимальная.

Владимир ЮРИНОВ

Санкт-Петербург