Газета Спорт-Экспресс № 61 (4341) от 21 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

21 марта 2007

21 марта 2007 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Визитом в Зальцбург Оценочная комиссия МОК завершила поездку по городам - кандидатам на проведение Олимпийских зимних игр 2014 года. И вновь, уже по традиции, комиссию сопровождал олимпийский обозреватель "СЭ".

К ПЕРВОКЛАССНЫМ КУРОРТАМ - В ВАГОНЕ ВТОРОГО КЛАССА

Александр PATHЕР

из Зальцбурга

Еще на стадии представления заявочных документов стало ясно: Зальцбург - единственный из кандидатов, кто располагает существующей инфраструктурой для проведения соревнований по большинству видов спорта. В первую очередь - соревнований на снегу. Получается, это сразу же ставит австрийский город в привилегированное положение по сравнению с Пьонгчангом и Сочи.

Вместе с тем, как утверждали знатоки, в Австрии - в отличие от Кореи и России - практически не ощущается общественный интерес к заявочному процессу, а Заявочный комитет испытывает определенные материальные и организационные трудности. Что по логике уравнивает шансы конкурентов. Но как все обстоит на самом деле?

Самое первое впечатление от приема в Зальцбурге - практически полное отсутствие свидетельств того, что город претендует на Олимпийские игры и что в данный конкретный момент в нем находится Оценочная комиссия МОК. И если в дальнейшем мне довелось-таки увидеть несколько десятков баннеров с надписью "Зальцбург-2014" и эмблемой заявки, то отражение факта приезда комиссии я так в итоге и не обнаружил.

Впрочем, комиссия в Зальцбурге и не жила. Ее поселили в пригороде, подальше от суеты. А с журналистов брали расписку, что они не будут пытаться искать путей общения с членами комиссии. Нарушителей ждало лишение аккредитации и отлучение от возможности посещать спортивные объекты вместе с коллегами.

В АВСТРИИ БЕНЗИН ДЕШЕВЛЕ

Прежде чем рассказать о том, как это посещение объектов происходило, несколько слов о концепции Игр, предложенной Заявочным комитетом. Она во многом похожа на концепцию зимних Игр 2006 года в Турине. В самом Зальцбурге или ближайшем пригороде предполагается провести все старты на льду, создать Олимпийскую деревню для участников соревнований по хоккею, фигурному катанию, шорт-треку, скоростному бегу на коньках, бобслею, скелетону и санному спорту, разместить членов МОК и журналистов, оборудовать главный медиацентр, провести церемонии открытия и закрытия. Тогда как соревнования на снегу пройдут на нескольких альпийских курортах, расположенных в относительной близости друг от друга, примерно в 70 - 80 километрах от Зальцбурга.

Экскурсия по объектам началась с санно-бобслейной трассы в германском местечке Шонау-ам-Кенигзее. Это известное сооружение, на котором постоянно проводятся чемпионаты и этапы Кубка мира. К Играм, правда, трассу планируют полностью перестроить, на что - по расчетам специалистов - потребуется более 20 миллионов евро. Но это пока никого не смущает. Как не смущает и государственная граница. О ее существовании узнаешь только по ценам на бензин. В Австрии они почти на 25 процентов ниже, чем в Германии.

Из Кенигзее журналистов повезли в пригород Зальцбурга - Пух-Урштайн. Там предстояло, во-первых, увидеть макет будущего хоккейного стадиона на 12 тысяч мест, а во-вторых, стать свидетелями того, как члены комиссии МОК садятся в поезд, чтобы отправиться в Бишофсхофен - центр соревнований по прыжкам с трамплина. Как мне показалось, это мероприятие было явно заимствовано из программы пребывания комиссии в Сочи. Но наш водитель заблудился, и к месту назначения мы прибыли тогда, когда двери поезда уже захлопывались. Обратило на себя внимание то, что это была запыленная проходящая электричка с пассажирами и членов комиссии загрузили в вагон второго класса.

Надо сказать, что мы все время либо куда-то опаздывали, либо где-то подолгу ждали. В следующий раз делегацию МОК мы увидели только неподалеку от городка Альтенмаркт (примерно в часе езды от Зальцбурга), где по замыслу инициаторов заявки должны пройти соревнования по лыжным гонкам и биатлону, а также построена "снежная деревня" для размещения 1650 олимпийцев. Там члены комиссии сфотографировались на фоне планшета с изображением схем будущих объектов и удалились на обед. Больше в этот день мы с ними не встретились.

Журналистов же вновь посадили в автобус (благо мы все умещались в один) и повезли в горы. Первая остановка в Заухензее. Курорт мирового класса. С массой подъемников и трасс. Еще в 1993 году здесь прошел чемпионат мира по фристайлу. В 2014 году здесь планируется провести соревнования по фристайлу и ряду горнолыжных дисциплин. Два других места проведения старта горнолыжников и сноубордистов - Флахау и Флахаувинкель - также хорошо известны в спортивном мире и относятся к числу наиболее популярных курортов Австрии.

НЕ ВСТУПАЯ В ВОЙНУ БЮДЖЕТОВ

Первым мероприятием следующего дня в программе для журналистов значился ланч с губернатором провинции Зальцбург Габриэлой Бургшталлер. Об этом - подробнее, так как и ланч оказался нетрадиционным, и пришла на него фрау Бургшталлер не одна. Ее сопровождал канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр.

Журналисты ждали хозяев в центре старого города, у памятника, быть может, самому знаменитому уроженцу Зальцбурга - композитору Вольфгангу Амадею Моцарту. Потом мы все вместе прошли через площадь и, наконец, остановились у киоска, где продавались сосиски. Возникла пауза. Ни губернатор, ни канцлер не знали, как поступать. Заказывать еду или не заказывать, платить за нее или нет. "Кто тут распорядитель?" - вдруг нашел выход из положения канцлер.

Ответственным оказался Раймундо Фаби, сотрудник пресс-службы Заявочного комитета, который вместо того, чтобы оказывать внимание руководству, говорил с кем-то по телефону. Надо сказать, что в Заявочном комитете всего-то менее 20 сотрудников, и зачастую трудно понять, кто чем занимается. К тому же у Заявочного комитета нет руководителя.

Фаби махнул рукой продавщице, и та стала раздавать сосиски. Получив свою порцию, глава австрийского правительства отошел от киоска, и о нем, как мне показалось, забыли. Не воспользоваться моментом было нельзя.

-Вы какие сосиски предпочитаете? - спросил я канцлера.

- С сыром, мои любимые, рекомендую попробовать. И возьмите пива.

Сосиски мне, правда, достались другого сорта. А вот пиво нам дали одинаковое.

-Скажите, г-н канцлер, вы специально приехали сегодня в Зальцбург, чтобы лично поддержать заявку?

- Да, конечно. Я с большим энтузиазмом отношусь к идее проведения в Зальцбурге Олимпийских игр. И вся политическая элита страны - тоже. В конце прошлого года был даже принят специальный закон, который гарантирует финансирование олимпийского проекта вне зависимости от того, как сложатся итоги следующих парламентских выборов. Они пройдут в 2010 году.

-А почему практически не ощущается общественного интереса ни к самой заявке, ни к визиту Оценочной комиссии?

- Это в характере австрийцев. Мы всегда сначала прохладно относимся к новым идеям, но потом становимся их активными сторонниками. Взять, к примеру, чемпионат Европы по футболу 2008 года. Только сейчас мы начинаем ощущать интерес к этому мероприятию, а раньше его не было. Если же говорить об Олимпийских зимних играх, тут вообще дело особенное. Любовь к зимним видам спорта - у нашей нации в крови.

-Это понятно. Но ведь за право провести Игры идет борьба .

- Мы не будем вступать в спор бюджетов. Мы предлагаем то, что нельзя купить за деньги, - энтузиазм людей и необыкновенную атмосферу праздника. Нам ничего не надо создавать искусственно.

-Тем не менее подготовка к Играм требует значительных затрат...

- Финансовая сторона дела не доставит нам головной боли. Мы договорились о разграничении ответственности между федеральным правительством, властями провинции Зальцбург и местными муниципалитетами. К тому же то, что нам надо построить, легко просчитать.

-В Лондоне тоже говорили, что затраты будут минимальны. А бюджет Игр 2012 года вырос уже в четыре раза.

- Там другое дело. Там с помощью спорта пытаются трансформировать целую часть Лондона. В Австрии же практически все есть. Игры оставят наследие разве что в виде более совершенной транспортной и спортивной инфраструктуры.

-А вы принимали участие в предыдущей, неудачной для Зальцбурга заявке?

- Нет.

-А с членами МОК уже общались?

- Пока нет. Но собираюсь сделать это в ближайшее время.

-В Гватемалу на сессию МОК поедете?

- Обязательно. А кстати, как у вас в Сочи со спортивными объектами? - перехватил инициативу канцлер.

И когда я рассказал ему об уникальности проекта Сочи, Гузенбауэр заметил:

- Вам проще. У вас есть Путин. Он 23 - 24 мая приедет с официальным визитом в Австрию, и я попытаюсь убедить его в преимуществах Зальцбурга.

-Или он вас - в преимуществах Сочи, - предположил я напоследок.

РЕАЛИСТИЧНЫЙ ОПТИМИЗМ

Еще более курьезной оказалась встреча с президентом Австрийской Республики Хайнцем Фишером. После посещения хоккейного стадиона "Фольксгартен" и манежа, где предполагается провести турнир по керлингу, журналистов доставили на новый футбольный стадион - место вероятных церемоний открытия и закрытия.

С верхнего яруса нам предстояло наблюдать, как этот объект осматривает комиссия МОК. Полукругом в центре поля стояли подростки (их, очевидно, привезли прямо из школы, так как одеты все были по-разному), которые размахивали флагами разных стран. Вдруг (с какой стати никто не понял) зазвучал Олимпийский гимн, и на арену вышли члены комиссии МОК. Потом фонограмма голосом Лучано Паваротти исполнила что-то на итальянском языке, и к членам комиссии вышел президент Австрии. Минут 15 они о чем-то говорили в центре футбольного поля, фотографировались, а потом Фишер ушел.

Он появился в зоне прессы в тот момент, когда уставшим журналистам принесли бутерброды. Так как нас не предупредили о том, что президент Австрии намерен пообщаться с прессой, а в лицо его никто не знал, на него вообще сначала не обратили внимание. Потом, правда, мы внимательно выслушали его краткую речь, лейтмотивом которой было то, что у Зальцбурга масса достоинств, что уж раз Тиролю дважды довелось принимать Игры, то Зальцбургу сам бог велел и что надо ждать решения МОК, проявляя "реалистичный оптимизм".

Заключительная пресс-конференция руководителя Оценочной комиссии японца Чихару Игайи проходила в маленьком тесном зале в пригороде Зальцбурга. Она была короткой и формальной. Игайа начал с констатации факта: Австрия и Германия уже провели столько соревнований, что нет сомнений в том, что они на это способны. К сильным сторонам заявки Зальцбурга глава комиссии МОК отнес то, что зимние виды спорта - это часть австрийской культуры, что уже существуют все объекты, необходимые для соревнований на снегу и на них регулярно проводятся крупнейшие мероприятия, что заявка пользуется сильной поддержкой правительства. Наследием Игр, по словам руководителя Оценочной комиссии, должны стать новые сооружения для соревнований на льду. К "вызовам" он отнес некоторые вопросы транспорта и логистики, связанные с перемещением большого количества людей к местам проведения соревнований на снегу.

P.S. Эту неделю члены Оценочной комиссии МОК проведут в Лозанне, чтобы подвести итоги своей работы. Читатели "СЭ" одними из первых узнают о главных выводах их доклада.