Газета Спорт-Экспресс № 284 (4263) от 9 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

9 декабря 2006

9 декабря 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

Накануне вылета в Москву защитник легендарной пятерки Алексей Касатонов, постоянно проживающий в Нью-Джерси, дал интервью корреспонденту "СЭ". В российскую столицу он прилетел вчера вместе с женой Жанной и сыном Леонидом.

Алексей КАСАТОНОВ: "ДЛЯ МАКАРОВА, КРУТОВА И МЕНЯ МАТЧ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ СТАНЕТ ПРОВОДАМИ ИЗ БОЛЬШОГО ХОККЕЯ"

ДО ТИХОНОВА ПОЛНЫХ ПЯТЕРОК НЕ СОЗДАВАЛ НИКТО

-Стало ли для вас неожиданностью проведение матча на Красной площади?

- Сейчас по срокам совпало сразу несколько юбилеев отечественного хоккея, поэтому большого праздника можно было ожидать. 60 лет назад хоккей в СССР появился на свет, 50 лет назад была одержана первая победа на Олимпиаде, совсем скоро будет 35 лет легендарной суперсерии 1972 года, четверть века - нашему единственному триумфу на Кубке Канады... Все эти события стали вехами в истории мирового хоккея, подняли его на новый уровень - а значит, не отметить их с размахом было бы неправильно. Для меня же лично эта игра будет иметь особый смысл. Если Вячеслав Фетисов и Игорь Ларионов проводили свои прощальные матчи, то Сергея Макарова, Владимира Крутова и меня из хоккея так и не провожали. Будем считать, что это произойдет на Красной площади. Но самое главное, что мы сможем сказать свое последнее "прощай" именно как пятерка.

-В чем, по-вашему, ее уникальность?

- В истории отечественного хоккея просматривается определенная тенденция. Вначале были отдельные звезды - к примеру Всеволод Бобров. Потом появились выдающиеся тройки - Локтев - Альметов - Александров, братья Майоровы - Старшинов, Михайлов - Петров - Харламов. А потом Виктор Тихонов пошел новаторским путем и решил создать монолитную, играющую всегда вместе пятерку. До него этого не делал никто. Мы познакомились еще во времена юношеского хоккея - ведь Слава и Сергей 1958 года рождения, я - 59-го. Фетисов, Макаров, Крутов и я признавались лучшими на молодежных чемпионатах мира. Тихонов почувствовал, что из нас можно сделать мини-коллектив, и нанес последний штрих, добавив к нам Ларионова.

Кстати, когда мне первый раз позвонили с сообщением, что состоится такой матч, я сразу набрал номер Виктора Васильевича и пригласил его на игру. А уже потом стало известно, что Тихонов будет главным тренером нашей команды.

-Можно сказать, что в субботу состоится матч вашей мечты?

- Нельзя, потому что ни о чем подобном я даже не мечтал и не ждал. Мы ведь закончили игровые карьеры довольно давно (Касатонов провел свой последний сезон за ХК ЦСКА в 1996/97 году - Прим. И.Р.). Я, к примеру, играю за ветеранов "Нью-Джерси" и, как в прошлом году, сборной, но чтобы сыграть нашей пятеркой, да еще и на Красной площади...

ЛАМОРЕЛЛО ЧЕРЕЗ ЛАРИОНОВА ПРЕДЛАГАЛ ФЕТИСОВУ БЕЖАТЬ, НО ТОТ ОТКАЗАЛСЯ

-Когда выходили на лед вместе в последний раз?

- Кажется, это было на чемпионате мира 1989 года в Швеции. После того первенства в Союзе оставался я один, остальные уезжали в НХЛ. То первенство мы выиграли.

-Какие страсти тогда кипели вне льда, забыть невозможно.

- О многом, кстати, еще нигде не писалось. Недавно в Штаты приезжала съемочная группа из России, которая записывала интервью с генеральным менеджером "Дэвилз" Лу Ламорелло для фильма о нашей пятерке. Я на этом интервью тоже присутствовал, а мой сын его переводил. Наша встреча с Лу глубоко уважаемым мною менеджером и человеком (правда, допускаю, что Малахов с Могильным могут считать иначе), получилась очень теплой, он дал доброе интересное интервью, причем рассказал ряд вещей, которых не знал даже я сам.

-Какие же тайны раскрыл Ламорелло?

- Оказывается, во время нашей последней суперсерии в конце 88-го - начале 89-го года Лу предлагал Фетисову убежать из команды и остаться в Америке, а переводчиком во время этого разговора был Ларионов! Но Фетисов отказался. Выяснилось, что к тому времени Ламорелло уже давно проводил очень серьезную работу, чтобы заполучить нас в НХЛ и, называя вещи своими именами, разрушить нашу пятерку. Ставка поначалу была сделана на Фетисова, а я обо всем, что происходит, не имел вообще никакого представления. Лу подчеркнул, что прекрасно понимает и не осуждает Тихонова, потому что каждая сторона билась за свое дело. Терминов вроде "угнетения", "рабства" и других, широко использовавшихся тогда в нашей прессе, Ламорелло не применял, признавая, что и американская сторона, и российская имели право бороться за свои корпоративные интересы так, как считали нужным. Он знает, о чем говорит, потому что именно Лу со своей неистощимой энергией стал архитектором развала нашей пятерки. "Ванкувер" и "Калгари" последовали уже за ним.

-Какой момент в истории пятерки считаете самым ярким?

- Возможно, Олимпиаду 1984 года в Сараево. Может быть, Кубок Канады-81. Да каждый выигранный чемпионат мира был по-своему ярок. Не правы те, кто считает, будто мы их поставили на поток, и эти победы, поскольку приходили часто, не вызывали у нас бури эмоций. Если бы это было действительно так, мы бы ничего не выиграли. Многое вспоминается и на клубном уровне - к примеру противостояние 1985 года с "Динамо". Бело-голубых тогда возглавил наш бывший второй тренер Юрий Моисеев, полсезона из-за перелома ноги пропустил Фетисов. Отчаянная борьба за золото шла до последнего момента, но в решающем матче мы сломали "Динамо" психологически и разгромили их - 11:1. Разве такое забудешь?

-Когда последний раз встречались с другими хоккеистами пятерки?

- С Крутовым - в прошлом году в Торонто, на церемонии включения Валерия Харламова в Зал хоккейной славы НХЛ. С Фетисовым - там же. В ноябре 2005 года ветеранская сборная СССР, в числе которой был и я, проводила турне из семи матчей. Слава там не играл, а приехал на церемонию. С Макаровым виделись на дне рождения Павла Буре два года назад. А с Ларионовым - даже уже и не помню.

О ВСТРЕЧЕ С ФЕТИСОВЫМ И ЛАРИОНОВЫМ НЕ ДУМАЮ

-Всем известны ваши непростые отношения с Фетисовым и Ларионовым. Не беспокоитесь по поводу того, какой окажется встреча?

- Как будет - так и будет. Не думаю и не гадаю об этом, потому что все мы - взрослые и самодостаточные люди. Да и вообще на эту тему в такие дни говорить не хочется. Мы же вместе будем играть на Красной площади - вот что сейчас главное! Надо порадовать трибуны, и далеко не самым умным в такой момент будет думать о том, у кого с кем какие отношения. Когда люди выходят на лед, они обо всем этом забывают.

Кроме того, мы с тем же Фетисовым три года играли в "Нью-Джерси" - и это был настоящий хоккей, мы бились друг за друга! И на турне "Звезд России" по стране во время локаута 1994 года, если кто не помнит, мы тоже выходили на площадку вместе, да и вся наша пятерка была в полном составе. Так что ничего невероятного в том, что мы будем на льду вместе, не вижу.

Мы обязаны отдать дань нашему хоккею, который родил нашу пятерку и позволил нам добиться в жизни того, чего мы достигли. Есть вещи более важные, чем мои личные отношения с тем же Фетисовым. Мы должны победить - этот матч ни в коем случае не будет товарищеским. Какой хоккей без настоящего адреналина? Для чего тогда играть, если не мечтать о победе?

О ДЕНЬГАХ ДАЖЕ НЕ СПРАШИВАЛ

-С каким событием в истории мирового хоккея можно сравнить матч на Красной площади?

- Думаю, все же не стоит преувеличивать и с пафосом сравнивать эту игру с первой суперсерией или другими историческими моментами. Даже с приездом сборной звезд в Россию в 94-м году я бы предстоящий матч не сравнил, потому что тогда впервые приехала на родину сборная всех действующих российских звезд НХЛ. Сейчас же, как ни крути, будут играть ветераны, пусть и знаменитые. Далеко не у всех есть возможность регулярно тренироваться, не говоря уже о совместной подготовке. В одном из интервью Фетисова я прочитал, что он готовился к этому матчу три месяца и по-хорошему ему позавидовал. Увы, у меня нет такого количества свободного времени, как у министра.

Тем не менее ажиотаж вокруг матча, конечно, огромный, и это понятно: тут сошлись и звездные имена, и место проведения. Встречу не стоит рассматривать как некое принципиальное противостояние, но спортивная составляющая будет обязательно - наши характеры же не изменились! Мы обсуждали это еще в Нью-Йорке с Гленом Андерсоном. Многократный обладатель Кубка Стэнли в составе "Эдмонтона" очень хотел приехать, но из-за контракта с телекомпанией Fox (Андерсон работает на матчах "Рейнджерс") не смог. Для меня будет большим удовольствием выйти на лед и тряхнуть стариной - но кататься ради катания ни я, ни кто-либо другой не собираемся. Будет борьба!

-Чьи шансы считаете более предпочтительными?

- Наши. Во-первых, играем дома. Это наш лед, ни пяди которого мы не отдадим! Во-вторых, у нас будут два человека с действующими НХЛовскими контрактами - Малахов и Могильный. Плюс Каменский, которому, знаю, сейчас предлагают в период дозаявок контракт в суперлиге. Если б еще Павел Буре с нами вышел!

-Такое возможно?!

- Когда матч проводится на Красной площади, шанс есть всегда (улыбается).

-Какой-то гонорар для участников матча предусмотрен?

- За других говорить не буду, но сам я о деньгах даже не заговаривал. Не говорили о них и со мной. Еду на этот матч, чтобы получить огромное удовольствие, и мне даже не пришло в голову ставить какие-то условия.

-А как вам само место проведения матча?

- Это огромная популяризация хоккея. Кадры игры на Красной площади, без сомнения, обойдут весь мир, и, возможно, многие дети в России, увидев такое, пойдут в хоккейные секции. Ну а для меня воспоминание об игре на Красной площади будет незабываемым. На всю жизнь.

Игорь РАБИНЕР