Газета Спорт-Экспресс № 265 (4244) от 17 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

17 ноября 2006

17 ноября 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

Гус ХИДДИНК: "У РОССИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ. АТАКУЮЩИЙ!"

Игорь РАБИНЕР

из Скопье

"ВРЕМЯ КАПУЧИНО"

В среду в Македонии стало ясно: в российском футболе наступает долгожданное "время капучино". Любимый напиток главного тренера сборной России становится своеобразным символом медленного, трудного, но все-таки вхождения нашей главной команды в цивилизацию. На горизонте вместо многолетней бессистемности мелькнула игровая гармония, вместо трусоватости - обоснованный риск и атакующая страсть, вместо расхристанности - цепкий характер. Кофе заменил "беленькую". Так хочется верить, что это - не случай, а тенденция!

Нельзя, разумеется, делать каких-то долгосрочных прогнозов на основании одного удачного матча. Но нельзя не заметить, что уже много лет наша сборная не выигрывала с таким запасом в выездном матче с крепкими соперниками. Впервые мы увидели, что команда подвластна руке Гуса Хиддинка. Пусть ей еще предстоит по-настоящему объединиться вне футбольного поля, но на самом газоне македонского стадиона "Градски" это единство уже было. И, что очень важно, было подчеркнутое стремление искать счастья у чужих ворот.

"Верю в то, что сборная России способна играть в атакующий футбол, - говорил нам Хиддинк в интервью, опубликованном в "СЭ" в день матча в Скопье. - И мы стремимся к этому. В том числе потому, что, на мой взгляд, характер русского человека - не "оборонительный". Этот характер - сильный, инициативный, нацеленный на то, чтобы идти вперед и брать все своими руками". Кажется, этот человек способен заставить нас поверить в то, во что не верили мы сами. И увидеть то, чего мы не были способны разглядеть - в частности, совсем по-новому раскрывшегося Семшова, в которого голландец в отличие от большинства из нас (что уж греха таить!) верил с первого дня, и в Македонии был за эту веру вознагражден.

А сейчас Хиддинк был счастлив. Нет, наверное, все-таки для человека, который знавал полуфиналы чемпионатов мира, стоит выбрать слово поаккуратнее - удовлетворен. Но когда мы около двадцати минут общались с голландцем у выхода из подтрибунного помещения "Градски" к автобусу, возникло ощущение, что впервые за время работы в России голландец почувствовал уверенность: с этой командой можно чего-то добиться. Здорово, что это произошло сейчас, еще в 2006-м. Потеря еще нескольких месяцев, до следующего отборочного матча, психологически могла бы дорого обойтись и тренеру, и особенно игрокам. Теперь же у всех появилось понимание, что избранный путь работы - верен.

Вовсе не собираюсь утверждать, что голландец работает без недостатков. Но он - в частности, в двух масштабных интервью для "СЭ" - был честен, не уходил от разговоров на острые темы, не боялся анализировать собственную работу и находить в ней ошибки. В его отношении и к игрокам, и к публике всегда чувствовалось кое-что очень важное - масть. Ни на секунду Хиддинк не терял лица, и вот мы увидели первые плоды этой последовательности. Дай бог, не последние.

"ЭТО БЫЛ НЕ РИСК, А МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФУТБОЛУ"

-Вы по натуре - рисковый человек? - спрашиваю Хиддинка. - Ведь иначе невозможно в Македонии, после ее ничьей в Англии, сыграть с семью атакующими футболистами в стартовом составе.

- Я бы не назвал это решение какой-то совсем уж отчаянной смелостью. У меня есть принцип: если в команде каждый четко знает свои обязанности, стараюсь выставить на поле как можно больше футболистов атакующей направленности. На мой взгляд, атака - путь, который должен доминировать в футболе. Если такие игроки обладают необходимой тактической дисциплиной при действиях в обороне, если в плане тактики мы представляем собой единое целое как команда, то никаких сомнений в выставлении подобного состава у меня быть не может.

Многое было достигнуто во время тренировочного периода в Сочи. Там-то я и понял: они могут делать это! После чего решение именно о таком стартовом составе стало уже не храбростью, а лишь отражением моих футбольных вкусов. Как человек, который любит футбол, я желаю видеть на поле игроков, настроенных на нападение. И они сработали на "отлично". Как эти парни не только творили, но и вкалывали на поле! Нередки случаи, когда хорошо оснащенные с технической точки зрения игроки не желают делать "грязную работу" - а в современном футболе, особенно в полузащите, без этого не обойтись. Нужно постоянно бороться, не уступать ни сантиметра пространства. Нельзя быть старомодными. И в этом смысле я горд за всю сборную. Горд, как она боролась. Вы видели, как оборонялся Титов! А Семшов, прекрасно сыгравший на позиции опорного полузащитника! А Билялетдинов, а Аршавин, а Погре (Погребняк. - Прим. И.Р.)!Или возьмем, к примеру, Быстрова. Он ярко выраженный атакующий игрок. Но оказалось, что может чрезвычайно ответственно относиться к оборонительным обязанностям. Предпочитаю таких футболистов тем, кто сориентирован только на оборону и не любит наступать. Ты оказываешься в двойном выигрыше - и обороняешься ответственно, и в атаку переходишь при первой возможности.

-Быстров стал для вас откровением?

- Я мог поставить игрока оборонительного плана против левого полузащитника македонцев Петрова. Ведь этот игрок постоянно нагнетает давление со своего фланга. Но тут Петров был вынужден думать не об атаке, а только о том, как сдержать опаснейшего Быстрова! Это мой стиль, который я стараюсь передать команде. И, повторяю, очень горд тем, что команда воспринимает такой подход и показывает то, чего я от нее хочу.

Окончание - стр. 4