Газета Спорт-Экспресс № 261 (4240) от 13 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

13 ноября 2006

13 ноября 2006 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Олег ТИНЬКОВ: "НАША ЦЕЛЬ - "ТУР ДЕ ФРАНС"-2009"

Поводом для встречи с владельцем новой российско-итальянской велогруппы "Тинькофф. Кредитные системы" послужили сообщения о подписании контракта с олимпийским чемпионом американцем Тайлером Хэмилтоном, который уже официально заявлен в команде, а также о переговорах с победителем "Джиро д'Италия"-200б итальянцем Иваном Бассо и двукратным чемпионом мира, лауреатом "Тур де Франс"-1997 немцем Яном Ульрихом. О том, как сейчас обстоят дела, председатель совета директоров компании "Тинькофф. Кредитные системы" Олег Тиньков рассказал корреспонденту "СЭ" Олегу ШИРОКОВУ.

-Пятнадцать гонщиков из состава команды вы уже официально объявили. Кто займет оставшиеся три вакансии?

- На самом деле вакансия одна. Три недели назад мы подписали контракт с американцем Тайлером Хэмилтоном, а совсем недавно - с российским гонщиком Евгением Петровым. Никого, кроме Петрова, не уговаривали. Дело в том, что мы с Женей - земляки: оба родом из Ленинска-Кузнецкого, тренировались у одного тренера, дружим, но, главное, команде нужен сильный многодневщик. Ведь вопрос о том, что команда поедет "Джиро д'Италия"-2007 и ряд других престижных многодневок, практически решен. Петрова в его бывшей команде "Лямпре", считаю, затюкали. Больно видеть, как многие россияне в "про-туровских" командах, образно говоря, звездам воду в бачках возят. Я Жене дал шанс вырасти. Он мучился месяц, не желая покидать команду высшего дивизиона, но в конце концов согласился с моими аргументами. Ведь за четыре года в "Про-туре" он так ничего и не показал. На последнюю вакансию у нас до недавнего времени оставалось два кандидата - олимпийский чемпион Сиднея Ян Ульрих и победитель "Джиро" прошлого сезона Иван Бассо.

-Наверное, вас больше интересовал Бассо?

- Я и не скрываю этого. Наши менеджеры, задача которых - собрать лучшую команду, разговаривали с Ульрихом, однако до конкретных предложений дело пока не дошло. Если он предоставит все необходимые документы и впишется в наш уже существенно поджатый финансовый план, будем разговаривать дальше. Но при условии, если откажется Бассо. С Иваном встречался я сам. Он наряду с Ульрихом и другими гонщиками, проходящими по "делу доктора Фуэнтеса", "завис" в связи с тем, что Международный союз велосипедистов (UCI) запрещает "про-туровским" командам их нанимать. Но Бассо - лучший гонщик мирового велоспорта, и если поедет "Тур де Франс", то выиграет. Вопрос, поедет ли? Теперь, когда его контракт с "Дискавери Чэннел" стал свершившимся фактом, ясно, что именно он будет капитаном команды на "Большой петле".

-Но у вас остается Ульрих.

- Он мне не очень нравится: немолод, имеет проблемы с весом... Бассо - совсем другое дело. Представляете, замеры на "Джиро" показали, что скорость подъема в гору Ивана выше, чем была у Лэнса Армстронга!

-Именно поэтому вы и ждали Бассо до упора?

- Ивану нужна "Большая петля", он знает, что является фаворитом этой супергонки. Поэтому, естественно, мы уступили "Дискавери" в борьбе за него. Если бы Бассо не взяли в команду высшего дивизиона, его подписали бы мы, и я лично готов был лететь на заключение контракта. Ульрих же имеет шанс попасть в нашу велоконюшню, только если все документы немца будут в порядке и его материальные запросы окажутся сопоставимы с нашими возможностями.

-После того как вариант с Бассо отпал, не намерены ли вы активизировать работу по привлечению Ульриха в команду?

- Нет. Все идет по плану, и форсировать события мы не будем.

-Как распределятся обязанности между гонщиками на предстоящий сезон?

- В многодневках лидерами будут Хэмилтон и Петров. Надеюсь я также в этом смысле на Рикардо Серрано и Павла Брутта. Все четверо - горные специалисты. В однодневках основные лидерские обязанности возложены на спринтеров Данило Хондо и Николая Трусова. Сменять их время от времени в этой роли, надеюсь, будут Сергей Климов и Михаил Игнатьев. У Миши есть харизма, голова, но он нестабилен, особенно на шоссе. Однако, уверен, Игнатьев может легко выиграть пару гонок категории "Европа-тур".

-Вы не возражаете против выступлений шести ваших гонщиков еще и на треке?

- Наоборот, приветствую это и буду им помогать. С октября по декабрь они могут сконцентироваться исключительно на треке. Мы, к слову, договорились, что отпустим их на чемпионат мира и на Олимпиаду. А в январе они должны явиться на первый сбор в Тоскану. Дальше пусть сами выбирают, поехать ли 26 января на нашу первую гонку "Тур Катара", где за победу на этапе дают 50 тысяч долларов и где, например, Трусов запросто может выиграть один из этапов, или же отправиться на трек. Кстати, помимо контракта Эрнесто Кольнаго бесплатно отдал нам семь трековых велосипедов. То есть мы трековикам даже материальную базу предоставляем, хотя и не обязаны. А кто их будет на треке тренировать, не моя проблема. Но раз ребята входят в состав трековой сборной России, я не собираюсь вставлять им палки в колеса.

-Какие гонки кроме "Джиро д'Италия" являются для команды приоритетными?

- Итальянская супермногодневка - наиважнейшая для нас как со спортивной, так и с рекламной точек зрения. Но не менее важны и все другие соревнования категории "Про-тур". Их в календаре 20, и, по моей информации, мы поедем минимум пять - максимум 12 "про-туровских" гонок. Например, "Милан - Сан-Ремо", "Тур Ломбардии", "Тур Романдии", "Тур Швейцарии", Amstel Gold Race, "Бастонь - Льеж". Еще, возможно, "Париж - Рубэ", "Террано-Адриатико". Таким образом, участие в бельгийских, итальянских, швейцарских классических гонках уже подтверждено, а с французским и испанским директоратами мы пока работаем.

-На каких основаниях вы попадете на "Джиро"?

- Наша команда с бюджетом 4 миллиона евро - самая богатая в "Европа-тур". Судите сами: 5 миллионов - это уже "протуровский" уровень. К сожалению, в велоспорте нет очкового критерия перехода из одного дивизиона в другой. Если по итогам сезона ты займешь в первой лиге первое место, это не значит, что автоматически попадешь в высшую. Наш вид спорта очень коммерциализирован, и, чтобы попасть в число 20 команд "Про-тур", нужно купить лицензию стоимостью порядка 7 миллионов евро. Однако во всех больших гонках участвуют, как правило, 22 - 24 команды. То есть 2 - 4 команды приглашают организаторы. Получить wild card по договоренности с организаторами теоретически может даже, извините, дворовая команда, но практика показывает, что организаторы самых больших гонок в первую очередь смотрят на состав. Мы попадаем на половину "про-туровских" соревнований, потому что соответствуем им как по бюджету, так и по составу и, значит, внимание СМИ, что очень важно, нам обеспечено.

-Как вы строите отношения с российской велофедерацией?

- Мы не зависим друг от друга. Команда будет зарегистрирована в Италии, поэтому регламентирующими нашу деятельность органами являются итальянский велосоюз и UCI. Но мы хотим, например, участвовать в чемпионате России, а также в гонке "Пять колец Москвы", на которую я намерен привезти хороший состав вплоть до Хэмилтона. Но поскольку наши гонщики составляют костяк трековой сборной России, мы вправе рассчитывать на то, что ФВСР оплачивала бы нам авиабилеты на соревнования, проживание и питание. Глава национальной федерации господин Гусятников обещал этот минимум обеспечить.

-Почему вы не пригласили Дениса Меньшова и Владимира Карпеца?

- Во-первых, у них есть действующие контракты, а во-вторых, они не вписываются в наш бюджет. Если не ошибаюсь, у Меньшова контракт за миллион евро с "Рабобанком". Я три месяца искал в России партнера, который мог бы вложить в команду миллион. Ведь 120 гонок сезона с нашим участием и, надеюсь, победами будут показывать в Италии, Франции, Испании, Бельгии. Но никто даже в переговоры со мной не вступил. Официальным отказом ответили лишь "Российские железные дороги", мотивировав его тем, что велоспорт не является массовым для железнодорожников. Меня, признаюсь, гнетет ощущение, что мне придется одному тянуть лямку.

-Что бы вы хотели рассказать про свою команду через год?

- Что мы выиграли одну гонку "Про-тур" и минимум десяток гонок Континентального тура. Если это случится, я буду считать проект успешным. А потом мы, как объявили год назад, будем действовать по плану конечной целью которого является участие в "Большой петле" 2009 года. Подчеркиваю, наша задача - не "Про-тур", а "Тур де Франс". Скорее всего, постараемся получить на него wild card. Правильно кто-то из менеджеров "Астаны" сказал: зачем платить за протуровскую лицензию, если нас на все гонки и так бы по wild card приглашали.

-Но ведь именно из-за того, что ваша команда выступает в Континентальном туре, вы лишились такой топ-звезды, как лауреат "Джиро". Да и wild card на "Тур де Франс", не являясь французской командой, вам получить будет очень тяжело. Не лучше ли все-таки приобрести лицензию и войти в высший свет велоспорта? Ведь в этом случае вам будет проще договариваться с сильными гонщиками.

- Лицензия "Про-тур" дорогая, и если "Газпром" или "Роснефть" нам помогут, то с удовольствием.

- Приглашение в команду сильных гонщиков с подмоченной репутацией и тем самым привлечение к ней внимание - изюминка вашего бизнес-плана?

- Отвечу словами Уинстона Черчилля: все хорошо, кроме некролога.

-А что сказал бы он по поводу моральной стороны перехода в вашу команду восьми воспитанников Александра Кузнецова?

- У морали есть много аспектов. Отвечу пословицей: сколько веревочке ни виться, все равно конец будет. Воспитательные методы господина Кузнецова в сегодняшних условиях неприемлемы. Он наверняка сам это понимает, но изменить ничего не может. Начав создавать новую команду, я предложил ребятам войти в нее. Они согласились. Свобода привлекательна. Ребята устали и не хотели жить как прежде. Мы с Александром Анатольевичем встретились в Италии, и я предложил ему вариант, к которому они с ребятами де-факто и пришли. Они будут кататься у меня в профессиональной команде, а Кузнецов, гениальный трековый тренер, будет заниматься с ними на треке.