Газета Спорт-Экспресс № 249 (4228) от 28 октября 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 18

29 октября 2006

29 октября 2006 | Санный спорт

САНИ

СБОРНАЯ РОССИИ УЧИТ НЕМЕЦКИЙ

Назначение на должность тренера-консультанта сборной России двукратного олимпийского чемпиона немца Берндта Хана стало едва ли не главной сенсацией всего российского зимнего межсезонья. Для известного немецкого специалиста, который будет отвечать за работу на трассе и физическую подготовку, латвийский сбор в составе российской команды уже второй по счету.

Сергей БУТОВ

из Сигулды

ТРИ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

"Ребята, прошу любить и жаловать. Вот ваш новый тренер - Берндт Хан", - примерно так выглядело знакомство российских саночников со своим новым наставником в норвежском Лиллехаммере.

О том, что к работе со сборной привлечен знаменитый немецкий специалист, до самого последнего времени не было известно даже спортсменам, что уж говорить о журналистах. Если бы не звонок президенту Федерации санного спорта России Валерию Силакову накануне отъезда в Сигулду, о перестановках в тренерском составе мне и вовсе довелось бы узнать уже в Латвии. Причем Силаков, вообще не склонный к излишней патетике и пафосным заявлениям из разряда "для прессы", "разродился" сенсационным признанием лишь в самом конце разговора. Как бы между делом.

А ведь появление на тренерском мостике сборной России двукратного олимпийского чемпиона из Германии - одна из наиболее громких новостей межсезонья в зимнем российском спорте. Если не случится форс-мажора, Хан проработает с россиянами до Олимпиады-2010 в Ванкувере.

Естественно, не стоит говорить о том, что нашим саночникам привели какого-то незнакомого дядю. Не знать в мире саней, кто такой Берндт Хан, значит, быть человеком недалеким. Таковых в стане российской сборной не наблюдается, так что наши саночники прекрасно понимали, кто перед ними находится. Тем более что во время этапов Кубка мира Хан, по его собственным словам (интервью со знаменитым немцем читайте в ближайших номерах), и прежде постоянно находился в контакте с нашей командой - подсказывал, давал советы.

Блистательная карьера немца завершилась в начале 1980-х. К тому времени Хан в паре с Гансом Ринном дважды становился олимпийским чемпионом - в Инсбруке-1976 и Лейк-Плэсиде-1980 и заработал себе такой авторитет, что немедленно был принят на работу с национальной сборной ГДР. В 1992-м Хан впервые уехал за границу - в Швецию, где ему пришлось поднимать санный спорт фактически с нуля. Затем он перебрался во Францию, оттуда - в Канаду, и каждый раз бывшие работодатели давали ему самые лестные рекомендации.

Чтобы сомнений в его тренерской состоятельности не осталось и у вас, скажу что Хан считается одним из лучших в мире специалистов по прохождению трассы. Ему порой бывает достаточно одного взгляда, чтобы с ходу определить ошибку саночника на определенном вираже или связке. По итогам сбора в Лиллехаммере Хан с помощью видеозаписей провел детализированный анализ технических действий каждого члена нашей сборной во время прохождения трассы - и, надо сказать, это пришлось россиянам по вкусу.

Особые надежды возлагаются на Хана и в таком стратегически важном аспекте, как техника. Двукратными олимпийскими чемпионами без досконального знания саней, полозьев и их качеств, знаете ли, не становятся. "Матчастью" Хан владеет целиком и полностью, особенно той ее частью, что касается секретных немецких технологий. Наконец, еще один тренерский талант Хана заключается в его умении подводить команду к сезону в блестящей физической форме, а значит, новый тренер несомненно будет востребован и летом, когда эта самая "физика" закладывается.

Кстати, в разговоре с автором этих строк Хан выдвинул предложение проводить первый ледовый сбор не в сентябре в Норвегии, а в июне - июле в немецком Кенигзее. Иными словами, немец, пользуясь своими обширными связями, берется "пробить" россиянам самый элитный и востребованный лед межсезонья, в котором нам до сих пор постоянно отказывали.

Вот и получается, что в лице одного дорогостоящего (ну и пусть!) специалиста россияне получили трижды профессионала. Причем самого высокого уровня.

АЗЫ РУССКОГО ХАН ЗНАЕТ

Чтобы понять, какой резонанс в саночном мире вызвала новая должность Хана, щеголявшего в Лиллехаммере в новенькой экипировке с российской символикой, надо было видеть глаза представителей других команд. Многие иностранцы от такого кадрового хода россиян, мягко говоря, ошалели. Приятно, что Россия в этом вопросе сработала не только эффектно, но, кажется, и эффективно. Главная заслуга в этом, несомненно, принадлежит Валерию Силакову, который выполняет в сборной роль "человека и парохода": он то президент, то главный тренер, то совмещает.

Вот уже почти десяток лет Силаков тащит на своем горбу российский санный спорт со всеми его радостями, но чаще - проблемами. Разве мог он, получивший накануне 1998-го (олимпийского!) года на содержание всей саночной сборной чуть больше 1500 долларов, представить, что этот вид спорта в России не только выживет, но и завоюет в лице Альберта Демченко серебряную медаль Олимпиады? А то, что за честь работать с такой командой посчитает один из лучших в мире специалистов?

Приглашение Хана Силаковым не было спонтанным: они знакомы уже более 20 лет, и будь у россиянина возможность, он немедленно взял бы Берндта в нашу сборную. Но возможности не было. В конце 1990-х Силаков, которому явно импонируют опыт, характер и стиль общения немца с атлетами, больше в шутку предлагал Хану перейти под российские знамена, но тот, зарабатывавший около 600 немецких марок в неделю, только отшучивался: "Что с вас, нищих, взять?" И, как это ни обидно, был прав.

Одним из ключевых условий контракта является пункт, по которому немец будет постоянно находиться в расположении сборной, за исключением турне по Северной Америке. Его пребывание в стане команды должно придать определенный импульс и российским наставникам. В сборной, конечно, собраны сливки отечественного тренерского цеха, однако им также есть чему поучиться у Хана. Не секрет, что за годы разрухи мы здорово проиграли иностранцам - в частности немцам - в наработках и методике.

Принципиальное значение имеет тот факт, что Хан уже сейчас общается с командой по-русски, но что еще важнее - прибавляет в разговорной речи не по дням, а по часам. Языковой проблеме зачастую уделяется не слишком большое внимание, и она, поначалу кажущаяся соринкой в глазу, приобретает со временем размеры полноценного бревна. Если не верите, спросите у российских прыгунов с трамплина и ее наставника Вольфганга Штайерта.

Хан в отличие от Штайерта - восточный немец, поэтому зубрил русский в школе целых шесть лет. И хотя, по собственному признанию, был в этом предмете твердым троечником, с азами "великого и могучего" знаком.

В команде из спортсменов "шпрехает" только Кирилл Сериков, но приезд Хана должен стать серьезным стимулом учить немецкий и всем остальным. Немец рано или поздно уедет, а в саночном мире почти все, как ни крути, общаются именно на немецком.

СО СТЫКАМИ ДЕМЧЕНКО НЕ ВЕЗЕТ

В Сигулде российская сборная столкнулась с точно такой же проблемой, что и бобслеисты, - льда нет, и в ближайшую календарную неделю не предвидится. Поэтому саночники вынуждены то тягать штангу в зале, то нарезать круги по стадиону, а рассуждать об их спортивной форме можно, опираясь лишь на итоги норвежского сбора. Так, тренеры особенно отметили "полиглота" Серикова. Кириллу явно пошло на пользу участие в туринских Играх, где звезд с неба он, правда, не хватал, но и флот, как говорится, не опозорил. В Лиллехаммере Сериков не отставал от признанных авторитетов - Демченко и Виктора Кнейба, которые, отмечу постоянно экспериментировали то с настройками саней, то с полозьями.

У Кнейба все идет по плану. Прочно закрепившийся по итогам прошлого сезона в десятке сильнейших, он готовится к новым свершениям. Правда, после Олимпиады у Силакова с Кнейбом состоялся серьезный разговор - в вину Виктору поставили недостаточную концентрацию (простительную дебютанту Игр, но не одному из лидеров), из-за которой он занял в Турине не "свое" место.

Постепенно набирает форму и Демченко, который по окончании сезона оказался в роли эдакого свадебного генерала - бесчисленные фотосессии, интервью для глянцевых журналов и приемы у сильных мира сего продолжались не один месяц. Силаков пошел Демченко навстречу дав возможность готовиться к сезону самостоятельно и уделять побольше времени семье. Ход оказался оправдан: в Норвегию Альберт, конечно, приехал не таким орлом, каким был в олимпийском Турине, но все же в приличном состоянии.

Правда, уже на сборе Демченко ударился кистью о стык между бетонными плитами желоба. Нет, явно не складываются у Альберта отношения с этими стыками! Незадолго до Олимпиады он угодил туда всей ступней, после чего несколько дней скакал на костыле. В Сигулде серьезного повреждения рентген, к счастью, не выявил, однако в среду Альберт временно покинул расположение сборной и вернулся в Москву.