Газета Спорт-Экспресс № 207 (4186) от 9 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

9 сентября 2006

9 сентября 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

КАКИЕ СЛОВА ВЕЛИЧКИНА ОТКАЗАЛИСЬ ПЕЧАТАТЬ В АМЕРИКЕ

Эта история началась вскоре после того, как стало раскручиваться "дело Малкина". Один из русских эмигрантов, проживающих в Канаде, позвонил генеральному директору "Магнитки" Геннадию Величкину. Этот человек, страстный болельщик хоккея, рассказал о том, что постоянно общается с игроками и их агентами, ездит практически на все турниры с участием сборной России - словом, живет хоккеем. И что его крайне возмущает односторонний характер публикаций на территории Северной Америки, связанных с побегом российского хоккеиста.

- Этот человек принял решение созвониться с несколькими изданиями и телеканалами, чтобы выяснить, будет ли им интересно мнение российской стороны, - рассказывает Величкин. - Ответ оказался положительным, и тогда болельщик вышел на меня. В результате и родился материал-обращение под названием "Мы хотим доброго мира". Его перевели на английский язык и разослали по всем ведущим изданиям Северной Америки. Интерес поначалу был огромным, американцы нас благодарили. Однако прошло две недели, а документ так нигде за океаном и не был опубликован (за исключением одной небольшой цитаты на сайте телекомпании TSN. - Прим. "СЭ").

-Почему же, на ваш взгляд, это произошло?

- Мы, естественно, тоже этим заинтересовались. И выяснилось, что слова "демократия" и "плюрализм мнений" больше подходят российским СМИ, чем североамериканским. В одном месте нашему заокеанскому партнеру сказали: мы, мол, хотим продолжать работать на своих местах. А в другом объяснили: что, дескать, текст "не увязывается" со сложившимся представлением о русских и может негативно повлиять на созданный прессой образ России. Но ведь это какой-то бред!

Михаил ЗИСЛИС

МЕМОРАНДУМ ВЕЛИЧКИНА

Вот текст обращения генерального директора "Магнитки", которое так и не опубликовали за океаном.

"Мир хоккея - это, по сути, одна большая семья, со сложными, порой весьма запутанными связями. Или, если хотите, корпорация. Которая заинтересована, чтобы дело ее жизни процветало. Но для этого нужны четкие правила - как писаные законы, так и негласные договоренности. Разброд и шатания - неконструктивны, они работают только во вред.

Побег за океан одного из самых талантливых игроков современности Евгения Малкина, конечно, не способствует прочности связей в нашей корпорации. Но для данных рассуждений эта ситуация - лишь повод. Поскольку проблему необходимо рассматривать гораздо шире.

Чем измерить любовь России к хоккею? Наверное, тем, что нам порою кажется, будто мы сами его придумали. И, вспоминая о том, кто подарил миру эту великую игру, мы ни в чем не хотим отставать от Канады, где "религия хоккея" объединяет, наверное, всех без исключения.

Сегодняшний российский хоккей - это, прежде всего, масса детских школ в больших и маленьких городах. Этаких "фабрик" по производству талантов. Очевидно, что себестоимость производства на подобных "фабриках" довольно высока. Поскольку не все родители могут нести значительные траты на обучение ребенка в школе, эти расходы берут на себя профессиональные клубы. Мамам и папам юного игрока не приходится оплачивать ни аренду льда, ни работу тренера, молодые хоккеисты обеспечиваются формой, дополнительным питанием и медицинским обслуживанием. А примерно с 12 лет даже получают пусть и небольшую, но стипендию - от 30 до 500 долларов в месяц, в зависимости от возраста и таланта.

Кто же позволяет себе такую роскошь? Разумеется, владельцы ведущих российских клубов. Президент магнитогорского "Металлурга" Виктор Рашников начал свою карьеру с рабочей профессии и, пройдя множество ступеней, стал богатым человеком, известным во всем мире. Кто-то на его месте выбрал бы легкий путь: сменить провинциальный город сталеваров на тихое уютное местечко где-нибудь в курортной зоне. Однако Рашников предпочел иную дорогу - делать уютным свой родной Магнитогорск. Сегодня город живет активной жизнью: работают три театра (театр драмы, кукольный театр, театр оперы и балета), жителей и гостей встречает современный аквапарк, менее чем в часе езды от города круглый год действуют два роскошных горнолыжных курорта, благоустраиваются улицы... И все это - при ощутимой поддержке металлургического комбината. В том числе и детская хоккейная школа, в которой занимаются несколько сотен ребят. Вкладывая немалые средства в социальную сферу и спорт, руководители предприятия не ставят цель добиться материальной отдачи, их заботит атмосфера в городе, эмоциональный и бытовой комфорт его жителей. Любопытный факт: после ярких побед хоккейной команды на комбинате повышается производительность труда.

Именно поэтому руководству "Металлурга" было столь важно сохранить яркую звезду Евгения Малкина для своей команды еще на один сезон. Или по крайней мере получить за него достойную компенсацию. Которая, как бы ни старались недоброжелатели упрекнуть первых людей клуба в корыстолюбии, ни за что не отправилась бы в карман Виктору Рашникову или мне. А пошла бы на воспроизводство новых талантов в местной хоккейной школе. Размер этой компенсации - один из главных камней преткновения. Мы прекрасно понимаем, что далеко не каждый воспитанник российских школ становится по-настоящему уникальным игроком, стоящим миллионы долларов. Но Малкин - редкий бриллиант, найденный и ограненный в Магнитогорске, - не должен стоять в одном ряду с большинством именно в силу своей уникальности.

В недавнем номере уважаемой газеты "Нью-Йорк таймс" сотрудник Фонда Карнеги в Вашингтоне Эндрю Качинс метко заметил: "За 15 - 20 лет мы как-то забыли, какие они, русские. А теперь они снова ведут себя, как русские". Российская земля по-прежнему богата талантами, а ее жители - сильны духом. Национальная гордость, которую не смогли уничтожить полтора десятилетия, прошедшие после развала Советского Союза, уже не повод для кривых усмешек, а доподлинная реальность. Наша страна и в самом деле изменилась, хотя многим из жителей Северной Америки трудно в это поверить. Здесь больше не стоят в очередях за туалетной бумагой, в чем искренне уверен один из болельщиков с интернет-форума "Питтсбург Пингвинз".

Изменились и условия, в которых находятся профессиональные хоккеисты, в чем во время недавнего локаута могли лично убедиться звезды НХЛ во главе с блестящим Яромиром Ягром. Тот же Малкин жил отнюдь не в скромной двухкомнатной квартире, а в хорошем двухэтажном доме, и ездил на "мерседесе" последней модели - многие ли 20-летние игроки в Северной Америке могут похвастать тем же?

Мы признаем НХЛ сильнейшей лигой мира и уважаем ее правила. Мы ни в коем случае не намерены навязывать заокеанским коллегам свое мнение, а просто хотим разговора на равных, поскольку считаем, что достойны этого. Таланты со всего света неизбежно будут стекаться в сильнейшую лигу, но у каждого должен быть свой срок. Наши болельщики имеют право наслаждаться игрой одаренных хоккеистов, а после их отъезда знать, что клуб получит достойное вознаграждение и сможет продолжать воспитывать новых ярких звезд.

Но некоторые ребята уезжают раньше срока, и не в последнюю очередь потому, что в этом кровно заинтересованы их североамериканские агенты. Пока игроки выступают в России, зарабатывать на них невозможно, а значит, нужно всеми силами ускорить процесс отъезда. Сделать так, чтобы НХЛ стала для молодого парня красивой сказкой, мечтой, к которой нужно стремиться. Ведь не случайно, оказавшись в США, Евгений Малкин приступил к тренировкам не в северном Миннеаполисе или суетливом Нью-Йорке, а в солнечном Лос-Анджелесе, по соседству с "фабрикой грез".

Не хотелось бы упрекать или обижать агентов - это их хлеб, который зарабатывается упорным трудом. Мы тем более не намерены говорить ни одного дурного слова про уважаемый клуб "Питтсбург Пингвинз". Но то, в чем западный мир много лет упрекал тоталитарный Советский Союз, сейчас можно обнаружить как раз за пределами бывшего СССР. В советском хоккее был великий ЦСКА - и были остальные клубы, большинство из которых почти не имели права голоса. Если проводить параллели, то НХЛ сейчас выполняет роль того самого ЦСКА, а роли остальных - национальные лиги других стран.

Разве можно считать диким и неприемлемым то, что Геннадий Величкин позвонит Марио Лемье, а Марио Лемье - Геннадию Величкину, и они мирно обсудят выход из ситуации с Евгением Малкиным? Что странного произойдет, если президент ярославского "Локомотива" Юрий Яковлев выйдет на связь со своим коллегой из "Эдмонтона" Патриком ЛаФорджем, чтобы цивилизованно решить вопрос с трансфером Алексея Михнова? Это против правил, скажут сторонники нынешнего положения вещей. Но если правила создают трудности, тем более значительные, эти правила можно и нужно менять. Поскольку все мы делаем одно общее дело!

У русских есть поговорка: "Худой (то есть плохой) мир лучше доброй (хорошей) ссоры". Но из двух этих зол в данном случае по-настоящему не годится ни одно. Ведь мы хотим доброго мира!"