Газета Спорт-Экспресс № 191 (4170) от 22 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

22 августа 2006

22 августа 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

GOLDEN FOOT 2006

28 августа мы узнаем четвертого в истории обладателя премии GOLDEN FOOT, или "Золотая нога". Престижный приз будет, по традиции, вручен на торжественной церемонии в одном из лучших отелей Монте-Карло в присутствии многих известных лиц из мира футбола и бизнеса. "СЭ" в роли представителя всего постсоветского пространства в четвертый раз принимает участие в проекте, который, без преувеличения, охватывает болельщиков всего мира.

Напомним, что появлением на свет премия GOLDEN FOOT обязана компании World Champions Club (WCC), решившей создать в Монте-Карло Аллею футбольных звезд. Каждый год жюри, составленное из представителей медиапартнеров WCC, выбирает десятку действующих футболистов в возрасте от 29 лет, которые своей карьерой заслужили право оставить отпечаток ноги на набережной Монако. Десять звездных фамилий 2006 года вы найдете на сайте www.golden-foot.com, где можете проголосовать за своего фаворита. Одним из десяти номинантов стал Зинедин Зидан, о котором "СЭ" расскажет сегодня. Кроме него в список претендентов входят бразильцы Роналдо и Кафу, англичанин Дэвид Бекхэм, итальянцы Паоло Мальдини и Алессандро Дель Пьеро, португалец Луиш Фигу, немец Михаэль Баллак, аргентинец Эрнан Креспо и испанец Рауль.

ВЕЛИКИЙ, ЗАСТЕНЧИВЫЙ, БУЙНЫЙ

Великий артист мечтал уйти красиво. Победителем. Двукратным чемпионом мира. Но не все в жизни получается так, как мы планируем. Стычка с итальянцем Матерацци - и вот уже встал вопрос: правы ли журналисты, признавшие Зинедина Зидана лучшим игроком ЧМ-2006? Тем более что голосовали они до финала.

Сама по себе процедура абсурдна. Четырьмя годами ранее журналисты сделали лучшим Кана, который совсем не блестяще сыграл в решающем матче. Все-таки финал - венец турнира. И кто, как не Зидан, знает это? В 98-м он по большому счету и стал великим, забив в игре за титул два гола Бразилии. А до этого, между прочим, позволил себе вспышку гнева, стоившую удаления в матче с Саудовской Аравией, о котором бы и не вспоминали, если бы не бурная реакция маэстро на фол со стороны футбольного подмастерья, чьей фамилии даже никто не помнит.

Восемь лет назад Зидан стал лауреатом "Золотого мяча" в первую очередь благодаря тому финалу. Спустя два года, на мой взгляд, признания он заслуживал больше, потому что на Euro-2000 был уже велик безоговорочно. Как и вся команда Франции. Но Зидану помешала - не в первый и не в последний раз - несдержанность. Два удаления в Лиге чемпионов, удар головой, нанесенный немецкому сопернику (какой-то коронный номер - видимо, освоенный еще в непростом марсельском детстве), - и человек, у которого, как мне представляется, в том году вообще не было конкурентов (разве что набравший силу Анри), остался без награды France Football. ФИФА, правда, все-таки посчитала лучшим именно Зидана.

Что будет сейчас? Подозреваю, что верх возьмут морально-этические соображения, хотя, по моему мнению, спортивных достижений они затмевать не должны. Не скрою, что болел на ЧМ-2006 за сборную Франции, страну, в которой прожил три года - немалую часть жизни. С ее игроками доводилось общаться, о них приходилось постоянно слышать и читать, и потому они стали мне в некотором роде ближе других.

Помню, как во время одной из встреч на базе сборной в Клерфонтэне я сел на свободный стул - и оказался рядом с "самим Зиданом". Потом говорил знакомым: видели меня по телевизору? Это же мой диктофон у его рта. А если серьезно, Зидан - далеко не самый простой для журналистов "клиент". Более того, один из самых непростых. Не отрицающий, как Игнашевич, самого принципа встреч с репортерами, но застенчивый по сути человек, так и не приобщившийся к шоу-бизнесу, коим в конечном счете является футбол.

На ЧМ-2006 Зидан стартовал более чем скромно. Заработал за два матча дисквалификацию - и пропуск им игры с Того отнюдь не выглядел фатальным для сборной Франции. Напротив, казалось, в отсутствие тихохода под десятым номером она прибавит в скорости и разнесет африканскую команду в пух и прах. Разнести не удалось - ограничились рядовой трудовой победой. А вот потом Зидан засверкал. Против Испании, где он живет и собирается жить. Против Бразилии, на которую никого не надо настраивать, потому что это Бразилия. Против Португалии - оттого, что это был уже полуфинал. В матчах со всеми этими соперниками, которые славятся филигранным обращением с мячом, Зидан был на поле самым изысканным технарем, самым поэтичным из поэтов. Утонченные бразильцы на его фоне не смотрелись.

А затем был финал. С красиво - хотя и при доле везения - реализованным пенальти. И тем самым боданием, о котором будут всегда вспоминать, потому что то был финал. Стало ли удаление Зидана роковым для французов? Не думаю. Матч завершался. Разве что дожали бы они соперника, который даже в большинстве ничего конкретного предпринять не мог. Французы, на мой субъективный взгляд, были сильнее. Но все решали пенальти, в которых Зидан, может быть, и сказал бы свое слово. А, может быть, и промазал бы - в сериях 11-метровых великим свойственно отличаться со знаком "минус".

Прав ли был Зидан, ударив итальянца? Конечно, нет. Потому что вспылил и забыл о команде. А вы, дорогой читатель, как поступили бы, если бы кто-то грязно отозвался о вашей сестре и матери? И мне странно слышать мнение, что, мол, Матерацци проявил "профессионализм", спровоцировав француза арабского происхождения, то есть нашел подходящий метод добиться победы. Давайте в таком случае сведем спорт к "разборкам" политического, расового, этнического характера. Знаете, куда мы приедем? В мире и без того много отвратительного.

Александр ПРОСВЕТОВ