Газета Спорт-Экспресс № 191 (4170) от 22 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

22 августа 2006

22 августа 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

МАЛКИН - НЕ ВИНОВАТ, ВЕЛИЧКИН - НЕ ВИНОВАТ, ВСЕ ВОПРОСЫ - К ФЕТИСОВУ

"СЭ" продолжает обсуждать поступок российского хоккеиста Евгения Малкина, сбежавшего из магнитогорского "Металлурга" в НХЛ.

Дмитрий КУЗНЕЦОВ

Лично мне кажется, что все дело - в особенностях характеров основных действующих лиц этой истории. Все, кто хорошо знает Евгения Малкина, скажут вам: парень довольно мягкий, поддается уговорам. Особенно, если перед ним человек напористый и пробивной. Такой, например, как Геннадий Величкин, гендиректор "Магнитки".

Исходя из признаний игрока во вчерашнем номере "СЭ", можно сделать вывод, что именно мягкотелость, неумение сказать твердое "нет" во многом и стали причиной того, что Евгений сдался на милость победителя. И поставил свою подпись под злополучным контрактом, когда было уже далеко за полночь. Действительно, как еще можно было выдворить несгибаемого начальника за порог малкинского дома?

Сегодня в глазах общественности Величкин выглядит этаким богатым женихом, который не добился взаимной любви и пытался заключить брак по расчету. Только вот невеста, сказав под давлением "да", хоть и пошла под венец, но сбежала от постылого мужа при первой возможности.

Получается, что для Малкина гендиректор "Металлурга" - деспот, которому чуждо такое простое, земное желание играть там, где хочешь. В то же время для многих из нас Величкин - просто неудачник, который не сумел уговорами и большими деньгами удержать хоккеиста. А для американцев он - не иначе как человек с совковым мышлением и кэгэбэшным прошлым, не разделяющий взгляды демократического общества.

Не знаю, как вам, а мне мотивы действий гендиректора Величкина абсолютно понятны. В конце концов, никто на Малкина при заключении соглашения пистолет, как понимаю, не наставлял и создать в случае отказа проблемы для родителей игрока, остающихся в Магнитогорске, не обещал. Да, Величкин был чрезвычайно (может быть - даже слишком) напорист в своем желании получить подпись под новым соглашением с "Металлургом". Но разве может руководитель клуба не отстаивать его интересы? И виноват ли он в том, что нынешние законы страны, касающиеся профессионального спорта, несовершенны? Ведь, будем объективны, именно поэтому российский клуб не смог удержать игрока, а не по финансовым соображениям, что было актуально в прошлые годы.

Американцы упирают на желание Малкина играть там, где ему хочется. Но вот, к примеру, первый сбежавший из нашей страны хоккеист - Александр Могильный весь прошлый сезон провел в фарм-клубе НХЛ. Почему? Потому что так решили боссы "Нью-Джерси Дэвилз". Что-то сильно сомневаюсь, чтобы игрок с многомиллионным контрактом и статусом звезды очень хотел играть в низшей североамериканской лиге, куда его нога доселе не ступала ни разу. И при этом Могильный, по сути, одобряющий шаг Малкина, весь сезон молчал.

Обратите внимание: в сегодняшнем номере мы приводим информацию одного североамериканского журналиста, который не исключает варианта обмена Евгения в "Монреаль". И ведь никому даже в голову не приходит спросить Малкина, хочет ли он играть в этой команде. Значит, на самом деле весь сыр-бор разгорелся из-за юридической силы контрактов.

Можно ли утверждать, что к этим контрактам - российским и энхаэловским - американцы изначально относятся по-разному? Уверен, что нет. Но все, увы, упирается в то, что наши - российские - договоры не подкреплены законодательной базой. И, значит, по крайней мере для тех же американцев не имеют юридической силы (для нас пока вроде как имеют, но при этом никто не даст гарантии, что какой-то игрок в полном соответствии с Трудовым кодексом не сможет перейти из одного клуба суперлиги в другой - было бы желание). И в этом, собственно, вся нынешняя проблема Малкина, Величкина и всех тех, кто оказался причастен к этой истории. Бросающей тень на все наше общество.

Дело даже не в подписи магнитогорского вундеркинда под договором с "Магниткой". Новое соглашение с российским клубом, кто не знает, было заключено вместо старого, также действующего в следующем сезоне. А раз так, то, не подпиши Малкин контракт, он все равно в глазах того же Величкина попадал бы в категорию тех, кто перешел в другую команду, не имея на это права. При этом разница между старым и новым договорами Малкина с "Магниткой" была прежде всего в сумме контракта. И игрок с этими новыми условиями согласился.

Не будь этого, вряд ли вся история наделала бы столько шуму. И не вызывала бы столь гневной реакции со стороны некоторых ее героев (Величкин, к примеру, вчера сорвался на крик в разговоре с корреспондентом "СЭ"). Учтем и то, что улететь за океан вслед за Малкиным собираются Таратухин, Михнов и Лисин. Все эти игроки также имеют действующие контракты с российскими клубами. И "Локомотив", и "Ак Барс", также как и "Магнитка", намерены обращаться в суд с исками против энхаэловских клубов. И с непонятными пока шансами на успех.

Сказать, что проблема эта обрушилась на наш хоккей неожиданно, - покривить душой. Ровно год назад комиссар НХЛ Гэри Бэттмен приезжал в Москву на переговоры с представителями российских клубов (участником этих переговоров был, кстати, и Величкин). И уже тогда было очевидно: не устранив пробелов в законодательстве, разговаривать с НХЛ на равных, бессмысленно. Не имея юридического оружия, идти в бой - значит рисковать своей репутацией. Что в итоге и произошло с гендиректором "Металлурга".

А что ему было делать - молча наблюдать, как забирают лучшего игрока? Признать свою слабость? Этот путь Величкин отверг сразу. И подставился. Хотя, вероятно, понимал, что Малкин может удрать.

Очевидно, что эта история должна заставить всех, от кого зависит принятие закона о спорте, ускорить работу. Пока же многое, по словам вице-президента "Магнитки", главы комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова, упирается в ведомство Вячеслава Фетисова. Проект закона еще даже не представлен в Думу. При этом глава Росспорта уверяет, что и закон о профессиональном спорте не смог бы остановить Малкина.

А что смогло бы?