Газета Спорт-Экспресс № 179 (4158) от 8 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

8 августа 2006

8 августа 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Тринадцатый этап. ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ

ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ

АЛОНСО НЕРВНИЧАЕТ БОЛЬШЕ ШУМАХЕРА

"Гран-при Венгрии" завершился сенсационной победой Дженсона Баттона и тем, что с дистанции сошли главные соперники в борьбе за титул чемпиона мира-2006 Фернандо Алонсо и Михаэль Шумахер (немец, несмотря на это, получил одно очко и сократил свое отставание в споре лидеров до 10 очков). Разобраться в нюансах уик-энда читателям "СЭ" по традиции помогает тест-пилот команды MFl Racing Роман Русинов.

- Бурная, полная событий гонка. Сменялись лидеры, один за другим сошли фавориты чемпионата Алонсо и Шумахер-старший, были многочисленные обгоны и игры с заменой резины, - начал разговор Русинов. - А произошло это во многом благодаря итогам квалификации (Алонсо и Шумахер оказались на 15-м и 11-м местах), а также капризам погоды.

Перед стартом было ясно: хоть полотно мокрое, но маловероятно, что в ходе гонки вновь пойдет дождь. Это означало, что к концу "Гран-при" трасса начнет подсыхать. Исходя из этого, команды и выбирали различные варианты настроек. Так, "Рено", скорее всего, остановилась на дождевых: недаром ее автомобили ехали очень хорошо именно в тот момент, когда на трассе еще было полно воды. "Феррари" же и Шумахер, вероятно, предпочли либо промежуточные настройки, либо сухие, но при этом поставили на машину комплект дождевой резины. Этим может объясняться тот факт, что, когда трасса начала подсыхать, Шумахер, оставаясь на дождевой резине, очень уж много в скорости не потерял.

В итоге именно Шумахер был наиболее постоянен в своих результатах. В течение гонки он и слишком медленно не ехал, и слишком быстро. В принципе это оказался хороший тактический выбор.

-После квалификации, когда лидеры чемпионата получили штрафы, я все обдумывала, а как же они будут выбираться из глубины пелотона вперед, ведь на "Хунгароринге" позиция на старте имеет большое значение.

- Смотрите, как это сделал Шумахер: он прекрасно стартовал и почти сразу оказался на 6-й позиции. Немец очень грамотно объехал всех по внешней траектории. Дело в том, что в дождь на этой самой внешней траектории асфальт "цепляет" куда лучше, чем на внутренней. И вообще выбираться с 8-го ряда стартового поля легче в дождь, чем посуху. На мокрой трассе разница в классе машин ощущается намного сильнее. Другими словами, если бы гонка проходила в обычных погодных условиях, столь стремительно выбраться наверх с 11-го и 15-го места было бы намного сложнее.

-После квалификации было грустное ощущение, что мы так и не увидим лидеров в деле. Но дождь смешал карты, уравняв неудачников квалификации с остальными. В этом, насколько я понимаю, специфика дождевых гонок.

- Согласен. Самое сложное в них - заезды на пит-стоп. Необходимо очень правильно спланировать этот процесс. Возьмем Скотта Спида. Он хотел схитрить, всех обогнать и потому слишком рано поставил сухую резину. Теоретически это был хороший ход, но... В этот момент трасса еще только начинала подсыхать. Условия были, скажем так, непостоянные, и, значит, началась настоящая лотерея. Как вскоре выяснилось, Спид поторопился с заменой резины кругов на 5 - 7. Как итог - вылеты и дополнительный заезд в боксы.

Иногда случается, что гонки выигрываются исключительно за счет этого фактора - высыхания трассы. Возможно, пилот и команда не так быстры, как лидеры, но за счет правильной стратегии бьются за самые высокие места. Как правило, в таких ситуациях преуспевают пилоты, которые по сезону выступают не ахти как. Почему? Да потому, что они могут себе позволить рискнуть чуть больше лидеров, которые нацелены скорее на стабильность. Встает вопрос: либо мы рискуем - в надежде на то, что подует ветер и припечет солнышко, либо ждем и смотрим, как будут развиваться события. Последний вариант, как правило, выбирают команды-лидеры.

-Есть ли в условиях меняющейся по ходу гонки погоды возможность как-то перенастраивать автомобиль?

- Иногда. Если недостаточна или избыточна поворачиваемость автомобиля, можно быстро изменить положение передних и задних крыльев. Подвеску, естественно, никто трогать не будет, так как это занимает очень много времени. По ходу "Гран-при Венгрии" некоторые чуть меняли углы крыльев. Это довольно просто. Механикам прекрасно известны базовые настройки, и они могут все сделать за 2 - 3 секунды.

Самое сложное не переналадка крыльев по ходу гонки, а общий выбор настроек на гонку. Как я уже говорил, некоторые пилоты берут полностью дождевые настройки, некоторые - сухие, но с использованием дождевой резины, некоторые - некий промежуточный вариант. Вот это по ходу гонки уже не перенастроишь. Ведь тогда придется изменять настройку подвески, высоту машины, жесткость и, естественно, аэродинамику.

-Видимо, именно благодаря выбору дождевых настроек у большинства пилотов на первом отрезке гонки машины прекрасно держались на трассе, а как только асфальт начал подсыхать, пошли развороты и вылеты.

- Эта ситуация самая сложная. Лучше всего, когда на трассе много воды. В этом случае ты четко понимаешь, что тебе надо действовать осторожно. Но как только покрытие начинает сохнуть, на поверхности оказывается вся грязь, и становится еще более скользко. Когда ты едешь под дождем, то четко знаешь: дорога держит плохо. Когда же трасса подсыхает, то местами сцепление хорошее, а местами, где еще мокро, нет. На этой границе мокро-сухо очень легко вылететь на обочину.

-Лидеры чемпионата тоже обжигались на этом.

- Да. К примеру, в момент, когда борьбу вели Джанкарло Физикелла и Шумахер. Михаэль начал добавлять газ, и у него буквально сорвало перед автомобиля. Почему? Он попал в воздушный карман "Рено", чуть "потерял" аэродинамику - и сцепление с полотном на долю секунды было потеряно.

Похожая ситуация случилась и с Кими Райкконеном. Понятно, что его раздражало присутствие догнавшего его Педро Де Ла Росы. Чтобы напарник, проводящий третью гонку в сезоне, его обогнал? Да вы что! Вот финн и пытался максимально приблизиться к Лиуцци, воспользоваться воздушным мешком "Торо Россо". На сухой трассе ему это удалось бы, но асфальт был мокрый, и при потере прижимной силы Райкконен оказался как на льду. Скорее всего, именно этим все объясняется.

-Первый круг был очень бурным с диким количеством перестановок. Эдакое месиво. Все так рискованно друг друга атаковали - вперед прорывались Алонсо, Шумахер и Баттон. Но, как ни странно, не произошло ни одной аварии.

- Все очень четко контролировали ситуацию. Знали, что на "Хунгароринге" обязательно нужно финишировать, потому что эту гонку выиграет совсем не фаворит.

-Не фаворит, а счастливчик?

- Да, в каком-то смысле. В итоге все шли на риск, но большинство все-таки рисковали разумно. Возьмем Роберта Кубицу. Если бы его не развернуло два раза, то, весьма возможно, вместо Ника Хайдфельда на подиуме стоял бы именно он. Вот как можно преуспеть в гонке, подобной воскресной. Но Кубица сделал слишком много ошибок и в итоге финишировал 7-м, а позже и вовсе был дисквалифицирован.

Кстати, это только подтверждает, что от пилота "Формулы-1" требуется не только скорость, но и опыт, психологическая подготовка. Гонщик должен быть не юнцом, а человеком, повидавшим жизнь, понимающим, как рассчитать свои силы.

-И все-таки мне кажется, что Шумахер и Алонсо на стартовых кругах уж слишком рисковали. Можно было чуточку подождать.

- А зачем ждать? Это была дождевая гонка, а их очень давно не было, и многие на первых кругах ехали осторожно, привыкали к мокрой трассе. Опытные же, во главе с Шумахером, этим и воспользовались для резкого прорыва вперед. Может быть, вы заметили: немец в первом повороте тормозил на 20 - 30 метров позже остальных.

-А какая рискованная дуэль за 3 - 4-е места завязалась между Шумахером и Алонсо! Семикратный чемпион мира отчаянно оборонялся, тогда как действующий чемпион мира метался позади в поисках возможности для атаки. И как красиво испанец обошел немца! Да по внешнему радиусу!

- Так ведь я уже сказал: по внешнему радиусу на мокрой трассе как раз и проще - там трасса лучше машину держит. Шумахер же в этой ситуации совершил промашку: видимо, он просто не представлял, насколько быстро "Рено" может ехать по дождю. Михаэль, защищаясь, просто закрывал от Фернандо внутреннюю траекторию. Похоже, главное для него было оставить основного соперника позади. Но условия на трассе изменялись, менялся и расклад сил. И тот прогресс, которого Шумахер добился на старте за счет своего опыта, был нивелирован появившимися в ходе гонки преимуществами в технике.

-Давайте обсудим момент появления машины безопасности.

- Если бы не это, "Гран-при Венгрии" оказался бы для Алонсо куда более успешным. Ведь под пейс-каром все его преимущество растаяло в один момент, да и Шумахер, отстававший к тому моменту на круг, сумел вернуться в один круг с лидерами. Немцу в этом смысле откровенно повезло: благодаря тому, что пейс-кар выехал как раз позади него, ситуация в гонке перевернулась, и Шумахер вновь стал в ней игроком.

-Последняя треть гонки. Некоторые начинают менять резину с дождевой на сухую. Это же сделала и "Рено". Неужели просчиталась?

- Нет, это не просчет. Буквально через круг после Алонсо поменял резину на сухую Дэвид Култхард, и все у него было нормально. Что же касается вылета испанца... Когда на новой резине выезжаешь на мокрое полотно, очень важно подождать, когда резина начнет "прилипать" к асфальту. Первые три-четыре поворота следует ехать очень осторожно. Случай с Алонсо - похоже, от недостатка опыта. Да, колеса на автомобиль ставят прогретыми, но пока Фернандо ехал по пит-лайн, они уже остыли.

-Хорошо, будем считать, что в "Рено" заменили резину вовремя. А что же "Феррари" и Шумахер? Почему команда не хотела его зазвать на пит-стоп и поменять комплект резины?

- Они ждали. Потому что погода могла поменяться. В принципе "Феррари" поступила грамотно. Знаете, те команды, которые бросаются менять резину сломя голову, могут "выстрелить" один раз, но в большинстве случаев они проигрывают.

-Как выяснилось, один раз и "Феррари" ошибается.

- Не думаю, что это ошибка. Лидер команды ехал в "очках", его единственный соперник Фернандо Алонсо к тому моменту уже выбыл из гонки, так что лишний раз рисковать было неразумно. Да, дождевая резина на автомобиле Шумахера фактически превратилась в слик. Трасса подсохла и жгла ему резину, но на два круга до финиша ее Шумахеру хватило бы. Он спокойно ехал по мокрой части трассы и охлаждал резину.

Что же касается итогового схода Михаэля, то, как мне казалось, есть две возможные причины, почему у него на машине вышла из строя деталь подвески. Первый вариант. На "Хунгароринге" есть одна "змейка" с очень высокими поребриками. В нашем разговоре после "Гран-при Германии" я уже упоминал о ней и говорил, что здесь можно убить машину. Так что первый вариант - все произошло из-за этих самых поребриков. Теперь второй вариант. Поломка - следствие контакта с другой машиной.

-Удивительно, но на финише столь бурной гонки Алонсо и Шумахер сыграли вничью.

- Чаша весов склонялась то в одну то в другую сторону, но в итоге ни Шумахер, ни Алонсо не могли похвастать заработанными очками. Только после дисквалификации Кубицы Шумахеру досталось одно, но в любом случае ситуация в чемпионате изменилась мало. Даже несмотря на сенсационный вылет Алонсо, Флавио Бриаторе может покинуть Венгрию по крайней мере непроигравшим.

Не думаю, что и "Феррари" уезжала с "Хунгароринга" в пораженческом настроении. Команда в очередной раз убедилась и продемонстрировала всем, что ее автомобиль очень быстр. Не об этом ли свидетельствует абсолютный рекорд трассы, показанный Шумахером?

-Каков же главный итог гонки?

- Он заключается в том, что "Гран-при Венгрии" выиграл Дженсон Баттон. Англичанин показал, что является мастером своего дела. Он никогда не был в хорошей команде в нужный момент, на его счету много неудач, он понимает, как все сложно. Баттон уже проигрывал, и не раз, поэтому для него любая проблема с машиной - не проблема. Его это не выбивает из колеи. Да, он стартовал с 14-й позиции, но в сложнейших условиях отлично ехал, добрался до финиша - и стал первым.

-И все-таки откуда у Баттона взялась такая прыть?

- Мощный двигатель. Плюс некоторые шасси в дождевых настройках работают гораздо лучше, чем в обычных. И не забывайте, Баттон когда-то ездил в английском чемпионате: кому-кому а уж ему дождь привычен.

И еще мне очень жаль, что в воскресенье в Венгрии не было Хуана Пабло Монтойи. Вот он добавил бы жару.

-Пять гонок до финиша чемпионата - и 10 очков между лидерами. Как вы думаете, под Шумахером уже горит земля?

- Наоборот, она горит под Алонсо. Шумахер сейчас второй, и единственное, что с ним может случиться, - то, что в итоге он выиграет. А вот Алонсо может проиграть. Существенная разница.

-Итоги квалификации и свободные заезды показали, как оба гонщика нервничают. Мне кажется, в более спокойной обстановке ни Алонсо, ни Шумахер не нарвались бы на двухсекундные штрафы.

- Если показатель стресса - квалификация, то Алонсо нервничает больше. Мы, разумеется, не знаем абсолютно всех деталей, но то, что он позволил себе с Дорнбосом, было оценено штрафом совершенно справедливо.

Что же касается маневра Шумахера в квалификации, то он не пытался никого подрезать, а просто обогнал медленно идущие машины. В "Формуле-1" нельзя ехать слишком медленно, иначе у тебя очень быстро охлаждается резина, после чего поднять ее температуру не так-то просто. И это стоит тебе по крайней мере одного потерянного круга. Что же Шумахеру оставалось делать?

-Как показал этот "Гран-при", расклад в чемпионате может измениться за один день.

- И это обязательно произойдет в ближайшее время. Возможно, на "Гран-при Турции", где почти наверняка не будет дождя. Борьба явно ужесточается. Уже в Венгрии Алонсо и Шумахер боролись на уровне контакта и фактически переступили границу допустимого.

Лина ХОЛИНА