Газета Спорт-Экспресс № 169 (4148) от 27 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

27 июля 2006

27 июля 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

Вчера глава ПХЛ Владимир Шалаев, который после гибели гендиректора "Спартака" Вадима Мелькова подключился к поиску потенциальных спонсоров клуба, в интервью корреспонденту "СЭ" впервые раскрыл подробности переговоров по спасению великого клуба.

Владимир ШАЛАЕВ: "НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ "СПАРТАК" НАЧАЛ СЕЗОН,
А К НОВОМУ ГОДУ ЕГО ЗАКОНЧИЛ"

-То, что после трагической гибели в авиакатастрофе Мелькова проблемами клуба стали заниматься именно вы, для многих стало неожиданностью. Поясните, в чем дело?

- Сразу хотел бы расставить все точки над i. Я не работаю в "Спартаке" и пока не собираюсь. Да, я оказываю команде посильную помощь. Это просто моя гражданская позиция. И еще я занимаюсь этим делом в память о моем друге Вадиме Мелькове.

-Вы давно были знакомы с Мельковым?

- Еще с тех пор, когда был членом совета директоров оборонных предприятий, который он возглавлял.

-Мельков, на ваш взгляд, реально мог помочь клубу?

- Ему удалось решить вопрос с финансированием "Спартака" на ближайшие два-три года. Я знал: если этот человек за что-то брался, то добивался результата. И был уверен: если он пришел в "Спартак", то сделает все, чтобы сохранить команду в суперлиге. Он приезжал ко мне, делился своей стратегией развития клуба. Эта стратегия, насколько я знаю, была одобрена и Шабдурасуловым (гендиректор Фонда поддержки народной команды "Спартак". - Прим. Д.К.), и Старшиновым (президент "Спартака". Прим. Д.К.). Складывалась хорошая команда руководителей, которая могла решить поставленные задачи. А потом - этот трагический случай в Иркутске... Сейчас я считаю своим долгом помочь клубу. Переговорить с людьми, которые готовы были работать с Мельковым. Это в общем-то все, что я делаю в настоящий момент.

У "СПАРТАКА" НЕТ СТЕРЖНЯ

-Какова сегодня ситуация в "Спартаке"?

- Пока ничем порадовать не могу. Ситуация, увы, безрадостная.

-Вопросом помощи "Спартаку" занимаетесь только вы?

- Этим озабочены многие. При этом не должно складываться впечатление, что все забегали только тогда, когда случилась беда. Это не так. Шабдурасулов, например, предчувствовал эту проблему и уже зимой выражал серьезную озабоченность судьбой "Спартака", искал партнеров. Сегодня некоторые компании уже пытаются чем-то помогать команде. И правительство Москвы пошло навстречу клубу, обещало погасить долги по прошлому сезону.

-Это долги по зарплате?

- Не только. По разным направлениям. Причем мне приходилось читать в прессе, дескать, в "Спартаке" какие-то финансовые махинации существуют. Так вот, я своими глазами посмотрел бюджет клуба, бухгалтерию и могу вас заверить: с финансовой точки зрения в клубе абсолютно все в полном порядке. Все затраты обоснованные. До последнего рубля.

-Как, по-вашему, могут развиваться события дальше? Вы, образно говоря, видите свет в конце тоннеля?

- Прекрасно понимаю: сейчас можно собрать небольшой пул инвесторов из разных фирм и компаний. Но за этим нет главного - уверенности в завтрашнем дне. Пока у "Спартака" не появится, как я это назвал бы, стержневой инвестор, на который потом уже словно на елочку будут вешать игрушки, дело не выправить. Потенциально уже сегодня есть компании, которые готовы разместить свою рекламу в клубе, заплатив за это хорошие деньги.

Но у "Спартака" нет стержня - это пугает. Сейчас, знаете, какое настроение преобладает: давайте спасать "Спартак". Это может завершиться печально: ну найдутся небольшие деньги, команда начнет сезон, а к Новому году все закончится.

-Как некоторое время назад происходило в Перми.

- Да, и кому, скажите, это нужно? Вот тогда действительно наступят позор и гибель клуба. Более того, эта ситуация создаст проблемы всем командам уже по ходу чемпионата. На мой взгляд, этого допустить нельзя. Либо "Спартак" находит основного инвестора и уверенно вступает в сезон, либо снимается с чемпионата.

СУДЬБА КЛУБА ПРОЯСНИТСЯ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ

-В чем возникают сложности в переговорах у вас? И почему те люди, которые готовы были помочь "Спартаку", после гибели Мелькова изменили свою позицию?

- Очень многое строится на личных отношениях. Большинство из этих людей были друзьями Мелькова по Афганистану. Вадим был командиром разведбатальона. С этими людьми прошел войну, они видели кровь, смерть товарищей - между ними совершенно другие отношения. И кто бы в "Спартак" ни пришел на место Мелькова - такого контакта уже не будет.

-Новые партнеры должны были прийти непосредственно к Мелькову. Но почему он не называл их?

- Мельков был очень мудрым бизнесменом. Никогда не бежал впереди поезда и не трепал языком. Он всегда говорил: я сначала сделаю дело, а когда наступит время - все расскажу. Он ставил под удар только себя и только свое имя. С этой точки зрения он был порядочным человеком. Взял всю ответственность на себя. Но жизнь распорядилась вот так...

-Сколько времени есть у "Спартака", чтобы решить проблемы?

- На мой взгляд, максимум неделя. В этом, кстати, еще одна сложность в переговорах со спонсорами.

-Но на турнир в Уфу, который стартует 1 августа, команда летит?

- Да, нашлась компания, которая выделила на это средства. Но вот что будет дальше...

-Сколько денег сейчас необходимо найти "Спартаку", чтобы команда могла играть в суперлиге?

- Мы обсуждали с Шабдурасуловым этот вопрос. Думаю, пяти миллионов долларов хватит, чтобы уверенно вступать в сезон. Эту сумму есть к чему приплюсовать. Но этот вопрос трудно решить из-за временного фактора.

-Вы допускаете, что "Спартак" найдет какие-то средства, начнет сезон, а по ходу чемпионата продолжит поиск инвестора?

- Это авантюра! Нужны конкретные договоренности.

-Если "Спартак" не найдет необходимую сумму для выступления в суперлиге, может ли клуб заявиться в высшем дивизионе?

- Этот вариант абсолютно не имеет смысла. Но, подчеркну, такова моя позиция. У менеджмента клуба может быть другая точка зрения.

-То есть вы считаете, что без необходимых финансовых гарантий команде целесообразнее прекратить свое существование минимум на год?

- Да, и через год "Спартак" сможет снова заявиться в суперлиге. Такое решение уже принималось лигой. Причем, замечу, молодежную команду и детскую школу клуб сохранит в любом случае.

ПОМОЧЬ "СПАРТАКУ" ПЫТАЕТСЯ КРАШЕНИННИКОВ

-ФХР как-то помогает в этой ситуации "Спартаку"?

- Денег, как понимаете, у федерации нет. И в этом смысле она не способна помогать "Спартаку", "Молоту" или "Ладе". Со стороны ФХР была бы громадная помощь, если бы она подтвердила решение ПХЛ, что за "Спартаком" сохраняется через год право играть в суперлиге.

-Какова сейчас юридическая форма "Спартака"?

- Некоммерческое партнерство.

-И кто на сегодняшний день является владельцами клуба?

- Насколько мне известно, сейчас у клуба два хозяина: это Фонд поддержки народной команды "Спартак" и правительство Москвы.

-Когда будет окончательно принято решение о судьбе команды?

- Как я вижу ситуацию, оно должно быть озвучено после турнира в Уфе. Сейчас же многие люди продолжают искать инвестора. Помимо меня, Шабдурасулова и Старшинова к этой проблеме подключился также и Павел Крашенинников (глава попечительского совета ФХР, председатель правового комитета Госдумы РФ. - Прим. Д.К.).

НА ХОККЕЙ ПОДСЕЛ КАК НА ИГЛУ

-В случае удачного исхода переговоров со спонсорами вы можете оказаться в руководящем штабе "Спартака"?

- Пока я не рассматривал такую возможность. Сейчас, повторю, просто хочу помочь клубу. "Спартак" - это бренд, и если он исчезнет - это будет трагедией для всего хоккея.

-Почему, на ваш взгляд, такой бренд, как "Спартак", не востребован?

- Не только "Спартак". Посмотрите на другие столичные команды: на "Крылья", ЦСКА, "Динамо". Там положение немногим лучше. Во всех московских клубах в той или иной мере не все благополучно.

-Не кажется вам это парадоксальным?

- Согласен с вами, что ситуация парадоксальная, но она вполне объяснима. Большому бизнесу очень тяжело отвлечься на социальные проекты. Многие серьезные компании сегодня имеют западных партнеров и менеджеров - у них серьезные цели, они не могут просто так выбрасывать деньги.

-Вы остаетесь работать в российском хоккее?

- Пока не знаю. Предложений много, но я не озабочен своим трудоустройством. У меня есть прекрасная профессия - адвокат. Другое дело, что в хоккее я 16 лет - уже подсел как на иглу (смеется). Причем, знаете, придя в свое время в хоккей, я ведь даже потерял в зарплате.

-А почему вы недавно ушли из федерации? Ведь новый президент ФХР Владислав Третьяк звал вас на работу.

- Есть два пути развития хоккея в России. Мы в ПХЛ выстраивали один, считая, что он правильный. Сегодня федерация избрала другую дорогу и нельзя говорить, что она неверная. Может быть, мы шли не тем путем? Время покажет, кто прав. Я же не смог развернуться на 180 градусов.

ДмитрийКУЗНЕЦОВ