Газета Спорт-Экспресс № 154 (4133) от 10 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

10 июля 2006

10 июля 2006 | Бокс и ММА

БОКС

ПОБЕДИТЬ НА ЧУЖОМ ПОЛЕ КАРМАЗИН НЕ СМОГ

В субботу в Сент-Луисе чемпион мира в категории до 69,9 кг по версии IBF 33-летний россиянин Роман Кармазин проиграл по очкам 28-летнему американцу Кори Спинксу и потерял свой титул.

Слава МАЛАМУД

из Сент-Луиса

"ВРАТА К СЛАВЕ"

Сент-Луис - он всей Америке Америка. Ни север, ни юг, ни восток, ни запад. Два штата вниз от Канады, два штата вверх от Мексиканского залива - аккурат посередке. Течет себе грязнуха Миссисипи, где-то тут недалеко родился Марк Твен, а слегка на запад - Великая Степь, где что ни день, то девочек с собачками уносят невесть куда ураганы. Америка, короче...

Из-за такого вот центрального месторасположения Сент-Луис в Штатах называют "Вратами на Запад". Знакомая аллегория: Санкт-Петербург, в котором живет Роман Кармазин, является "Окном в Европу". Это, видимо, очень по-нашему: если куда хотим влезть, то непременно через окно. У янки поступь увереннее - им подавай ворота. А уж каких размеров - это они вам сами скажут. Над центром города возвышается каменная арка совершенно космических масштабов, поставленная эти самые "Врата" символизировать. Между прочим, самый большой монумент в США.

В тени этих могучих "Ворот", в муниципальном парке с фонтанами, и была назначена за день до боя официальная церемония взвешивания боксеров. Что просто донельзя символично, поскольку сам бой был назван на афишах ни больше ни меньше как "Вратами к славе". Или, по-английски, Gateway To Glory. Почерк знаменитого промоутера Дона Кинга тут не увидит только слепой.

А вот и он, кстати! Публика на взвешивании была немногочисленная (жара, рабочий день... взвешивание опять же), но приветствие султану боксерского доллара устроила подобающее. "Дон Кинг - американская мечта!" - скандировали энтузиасты бокса и сент-луисские бомжи. Мечта выглядела - самое оно: под центнер цепей и брильянтов, джинсовая куртка с люрексом, расшитая всевозможными патриотическими мотивами (включая подробную карту США на спине), всем на свете известная вулканическая прическа, и вдобавок по американскому флагу в каждой руке - картинка!

Речей Дон не толкал - отделался несколькими фразами, по-кинговски пышными и понятными ему одному. А потом засунул в рот гигантскую сигару и принял вид, безапелляционно заявлявший о том, что у этого джентльмена все настолько о'кей, что дальше некуда. Появление боксеров Кинг встретил, энергично размахивая флажками, среди которых волшебным образом появился и российский. "Р-р-роман Кар-р-рмазин! Чемпион! Да-да-да! О, да! - кудахтал неописуемо счастливый Кинг, нарочито растягивая букву "р" (это, надо думать, такой а-ля рюс). - Р-р-раша! Р-р-роман! Йес, бэйби!"

Боксерские мероприятия куда менее формальны, чем в других видах спорта. Бойцы, которые пришли с большими свитами, состоявшими из тренеров, менеджеров, просто знакомых и доброжелателей, в это время стояли в сторонке: слушали напутствия Кинга и все тех же веселых бомжей. Которые тоже были рядышком, ибо возводить ограждения, зачищать территорию и заниматься прочей небоксерской суетой никто не собирался.

Бездомные работали профессионально. Спинкса, местного героя, встретили оглушительной овацией и дружно просили "навалять этому русскому" по первое число. Кармазину кричали: "Рашенз, гоу хоум!" Проявление патриотизма, конечно, понятное, хотя и слегка нелогичное. А если "рашенз" действительно послушаются и "гоу"-таки "хоум"?

Кого тогда ваш лупцевать-то будет, своих, что ли? Наоборот, мужики, "уэлком"! Вот Кинг, прошу заметить, поляну сечет отлично.

- Р-р-р-раша! - рычал, не унимаясь, боксерский Вакх. - Зе р-р-рашенз ар-р-р коминг! Ай лав Р-р-р-раша!

НЕРВИШКИ СПИНКСА

Кори Спинкс заметно нервничал. Ладный, атлетичный парень со шрамом на груди, подозрительно напоминающим пулевое ранение, он, вполне вероятно, думал о том, что не стоило, может быть, настаивать на бое за титул в родном городе.

Династия Спинксов в Сент-Луисе безумно популярна. Леон и Майкл, то есть папа и дядя Кори, - единственные в истории бокса братья, владевшие титулом абсолютного чемпиона мира в тяжелом весе. Оба к тому же были олимпийскими чемпионами в Монреале-1976 (Леон - в полутяжелом весе, Майкл - во втором среднем), оба прославились победами над великими: Леон - над Мохаммедом Али, Майкл - над Лэрри Холмсом.

Ясно, что столь богатые традиции предков продолжить нелегко. А тут еще и чувство ответственности и даже позора за предыдущий бой, когда тут же, в "Саввис-центре", Заб Джуда отбумцкал бедолагу Кори в присутствии 22 тысяч сент-луисских болельщиков. Скандал несусветный, тем более что бой шумно разрекламировали как бенефис Спинкса. После этого бенефиса Кори приходил в себя добрых полтора года...

В итоге Спинкс взошел на весы очень серьезным и напряженным. Показал правый бицепс. Немного подумал и показал левый. Основательно, поочередно задействуя все необходимые для этой процедуры мышцы лица, улыбнулся. Плющило парня...

А вот с лица Кармазина спокойная и немного ироничная улыбка практически не сходила. Может, специально сопернику на нервы давил?

- Рома, я думаю, чувствует, что у того парня поджилки трясутся, - сказал Борис Зыканов. тренер Кармазина. Это Спинкс раньше себя крутым считал. А в боксе крутых нет - есть только молодые и глупые, которые еще по бороде не схлопотали. Спинкс вот уже схлопотал. Хорошо, что его на недавней пресс-конференции о нокауте от Джуды спросили. Пускай теперь думает.

Взвешивание никаких сенсаций не принесло: по 69,5 кг - и у того и у другого.

"КИНГ БУДЕТ СЧАСТЛИВ, ЕСЛИ ПРОИГРАЮ!"

- Эх, а я ведь уже бог знает сколько хлеба не ел, - вздохнул Роман полчаса спустя в рыбном ресторанчике рядом с "Саввис-центром", грустно глядя на лежавшую рядом белую булку. - Еще за три недели до боя в вес вошел и теперь держу. То же самое было перед предыдущим боем, и тогда я себя здорово чувствовал, так что решил сейчас повторить.

-Вы выглядите расслабленным и уверенным. А ведь драться придется в неблагоприятных условиях.

- Ничего, я все свои главные бои проводил на чужой территории. Меня это только воодушевляет. Считаю, что Спинксу-то как раз потруднее будет именно из-за давления болельщиков.

-На афишах проставлено ваше прозвище - Made in Hell, то есть "Сделан в аду". За что это вы свой Кузнецк так?

- Да ну, это же не я. Просто придумали так: говорят, что звучит красиво. Мама даже обиделась. Что это я, мол, родину адом называю. Ничего, говорю, не обращай внимания, это все рекламные трюки. Хотя, если честно, прошел я в жизни через многое.

-Вы уже год не выходили на ринг...

- Это все Кинг. Только он знает, почему.

-А если строить предположения?

- Я неудобный чемпион для Кинга. Он предпочел бы заменить меня на другого своего боксера. Вот посмотрите... Предположим, будет драться за пояс какой-нибудь пуэрториканец. Так его соплеменники и смотреть пойдут всем миром, и последнюю двадцатку букмекеру отнесут и на него поставят. Выгода от такого бойца огромная. От наших людей, понятно, такого ждать не стоит, поэтому русские в денежном плане не котируются. Думаю, Кинг будет ужасно счастлив, если я Спинксу проиграю. Он будет уж куда более маркетинговым чемпионом.

-Де Ла Хойа от вас именно поэтому бегал ?

- Да, именно поэтому. Ему за бой со мной много денег не дадут, я же неизвестный. Я говорил с Де Ла Хойей, так он отшутился: ты, мол, для меня слишком сильный. Но на самом деле он, конечно же, просто не хочет рисковать за маленькие деньги. Да я и сам дерусь со Спинксом, а не с кандидатом номер один Джонсом только потому, что Спинкс - это имя, которое знают во всей Америке. И если выиграю, то со мной наконец начнут считаться. Мне ведь тоже зарабатывать надо, семья-то большая. А то стыдно получается: чемпион, но живу не на чемпионском уровне.

-У Спинкса нет нокаутирующего удара, он будет стараться вас "перебегать", а вот вам, наверное, для победы придется отправить его на пол. Согласны?

- Я не могу настраиваться на нокаут. Этого никогда нельзя делать. Если будешь выходить только с этой целью, то обязательно проиграешь. Вот Майорга против Спинкса только это и хотел сделать - и что? Не смог. Надо боксировать, как я умею, а если уж он попадется на удар - добью.

РЭП ПРОТИВ ХОККЕЯ

Как победить Спинкса? Не самая хитрая из наук. А вот как победить Спинкса в Сент-Луисе - уже совсем другое дело. Любому ясно, что равный бой отдадут местному, а значит, надо быть намного лучше.

Спинкс - "бегунок", очень скоростной, пластичный, трюкач и обманщик. Раньше он страдал от излишней самоуверенности и недостатка опыта, но Джуда был настолько любезен, что удалил у него оба этих недостатка. Носиться за Спинксом по рингу нельзя ни в коем случае, и, получается, надо вытягивать его на себя. Ну и атаковать сериями, чтобы сбить темп. Особенно по корпусу - левый в печень, один из коронных ударов Кармазина, будет в самый раз. Поймать бы только его сначала. Ловок, черт.

Первыми на ринг вышли два секунданта Романа. Один нес огромный российский флаг, другой - пояс чемпиона. Видимо, это сделали для того, чтобы дать болельщикам всласть отгудеть, потому что следующим номером программы им полагалось пуститься в пляс. Самым натуральным образом, в обычную русскую присядку, на слова русского же шансона. Первое в переводе на английский язык негритянского гетто называется "хип-хоп", а второе - "рэп". Если не верите, то сами попробуйте как-нибудь перевести любую рэп-песню на родную речь, и увидите, что получится: "Когда пройдет моя непруха, вернусь домой, где мать-старуха". Чисто конкретно братские народы.

Кори Спинкс это фольклорное творчество очень любит, за что часто подвергается критике. Дело не в культурной консервативности белого человека, а в том же самом поражении от Джуды. Тогда Кори вышел на ринг, лихо пританцовывая под очередную "Мурку-бэйби", что сделало его уход с ринга еще более постыдным. Сент-луисская пресса настоятельно убеждала любимца быть в дальнейшем поскромнее, но изменить себе Кори не смог. К тому же надо полагать, что за рэперов уже "деньги плочены".

Так что на этот раз представление повторилось во всех деталях: облаченный в кожанку Кори и два широко известных в узких кругах артиста эстрады очень профессионально исполнили несколько танцевальных номеров, спели песню про воровскую долю и таким вот манером, как цыгане на гусарской свадьбе, доплясали до ринга.

Кармазин, понятное дело, культурную эстафету принять никак не мог: не Иосифом же Кобзоном заливаться. Так что просто вышел из тоннеля под музыку AC/DC и в хоккейном свитере команды "Лонг-Бич" из лиги ECHL, что на два уровня ниже НХЛ (хозяином этого клуба является Стивен Ваш, менеджер Романа). Тоже какая-никакая, а наша марка.

Ну ладно, поехали..

ДОМАШНЕЕ СУДЕЙСТВО ДЛЯ ЦЕНИТЕЛЕЙ

Как и можно было предположить, Спинкс, молодой бычок, подхлестываемый родными фанатами, начал активно. Тактика у Кори была такая: бегать кругами и атаковать, резко "подныривая" под руку соперника. И то и другое Спинкс делал четко, бодался в меру, а в начале раунда сумел неплохо зарядить левым кроссом. Кармазин несколько раз перехватил "нырки" Спинкса и пытался контратаковать, но в одной из таких контратак раскрылся и получил правым прямым в скулу - лучший удар раунда. А если у кого-то из судей еще оставались сомнения, то Спинкс завершил раунд, грамотно сымитировав отход и подставив Романа под правый хук.

Начало для местных было - лучше некуда. Кармазин весь раунд отработал вторым номером, и уже с самого начала было очевидно, у этого Спинкса нет ничего общего с вялым и беспомощным Спинксом, дравшимся с Джудой. Да и нервишки, похоже, не разладили настрой Кори, а только прибавили ему энергии.

Роман, однако, не стал сидеть в защите и ждать, пока Спинкс выдохнется, споткнется или заскучает. На первых же секундах второго раунда он бросился в атаку и провел прямой в челюсть, от чего Спинкса повело назад. Впрочем, удар был ослаблен отходом Кори, и тот сумел быстро восстановить равновесие и перейти в атаку. Раунд все-таки остался за Романом. Спинкс наседал джебами, но дальше перчаток они не шли, Кармазин же отвечал редко, но метко.

В том же втором раунде Кармазин в клинче провел мощный короткий удар в голову. В дальнейшем эта тактика наверняка принесла бы ему успех, кабы он имел возможность ее применять. После третьего раунда, однако, судья стал разводить клинчи мгновенно, не давая Роману вырваться из них с боем. Что это значило? А то, что борьба на ближней дистанции практически сошла на нет, а это было как нельзя более на руку Спинксу. Вертлявый и скоростной "технарь" хорош в чистом поле, чтобы было где побегать, а в ближнем бою он чувствует себя примерно как танцор "хип-хопа" в самолетном туалете.

Даже представители местной прессы признались после поединка, что, если бы Кармазину дали выходить из клинчей самостоятельно, до двенадцатого раунда дело не дошло бы. Однако Марк Нельсон командовал "брэк" при любом намеке на объятия. Эта излишняя щепетильность рефери в клинчах смотрелась именно как "домашнее судейство", хотя и не откровенное. Так, обычный "нюансовый засудеж" вполне в рамках приличий. Бой был технично переведен в то русло, в котором Спинкс чувствовал себя комфортнее.

КАРМАЗИН НА КАНАТАХ

Впрочем, при желании действия Нельсона можно и оправдать. Ближний бой в первых трех раундах в сочетании с "нырками" Спинкса привел к нескольким столкновениям голов, и у Романа открылся порез под левым глазом. Наш боксер закончил бой с двумя огромными синяками, оба результаты неумышленного бодания соперника.

Третий, четвертый и пятый раунды Спинкс выиграл вчистую. Американец мастерски использовал все свои козыри. В третьем остановил попытки Кармазина перейти в нападение, продолжал "нырять" и в середине раунда нанес добротный правый кросс. Роман явно не успевал за юрким соперником, не мог подстроиться под его плавную, переменчивую манеру бокса.

В четвертом раунде оба слегка раскрылись, но подвижного Кори поймать было куда труднее. В одном эпизоде Роман пытался провести правый боковой, но Спинкс сработал просто мастерски: присел и быстро прошмыгнул у Кармазина под мышкой, дав тому потерять равновесие и упасть на канаты. После чего Спинкс развернулся и провел серию, достав Романа левым кроссом в челюсть.

Пятый раунд был поровнее, но Спинкс выглядел более активно. Под конец, правда, Кармазин, перейдя в атаку, очень хорошо попал сопернику в живот. Когда Спинкс согнулся, Роман попробовал добить его левым хуком, но Кори вовремя отшатнулся, и раунд справедливо остался за ним. А так вполне мог бы быть и нокаут.

В общем, все к этому времени шло у американца как по маслу. Он танцевал вокруг Романа, совершенно не попадался под комбинации и в общем и целом диктовал темп поединка. Вопрос заключался только в том, хватит ли у него бензина закончить в том же ключе.

ПО-МЕХАНИЗАТОРСКИ

Кармазин, однако, с этой постановкой вопроса был в корне не согласен. В шестом раунде россиянин нашел наконец корпус противника, и Спинкс вдруг резко остановился. Будто на стенку напоролся. Пропустил серию, прижался к канатам, ноги застыли, как в землю врытые... Это был либо перехват инициативы, либо просто передышка Спинкса, но извлекать преимущество все равно надо было. Кармазин же не только извлек, но и перенес его на следующие раунды.

В седьмом создалось впечатление, что ребусы, заданные Спинксом в начале боя, Романом разгаданы и больше господствовать на ринге американец не будет. А вот сумеет ли Кармазин ликвидировать дефицит - совершенно другой вопрос. Спинкс стал пятиться, гася силу кармазинских джебов, но один раз попался под правую руку и немного помусорил искрами из глаз. Этот раунд тоже был за нашим, хотя под конец Кори и сообразил нечто суперэффектное: отвел назад левую руку и полез напролом, как тракторист на особенно бурном заседании правления колхоза. Вытекший из этой лобовой атаки левый боковой пришелся по перчаткам, но публика была в восторге.

Восьмой и девятый раунды закончились вничью. Роман работал спокойно, не слишком зрелищно, изредка доставая соперника джебами. Спинкс же бил с замахом, с уханьем, и, несмотря на то что попадал он этим не характерным для него мордобоем довольно редко, трибуны заводились, что тоже наверняка производило впечатление на судей. Большей частью, однако, Кори бегал. Прекрасно понимая, что теперь для победы ему нужно лишь по большому счету устоять на ногах.

Надо отдать ему должное: Спинкс очень грамотно водил Романа кругалями по рингу, чисто уходил от самых опасных атак, хорошо сдерживал натиск, когда все-таки попадался, и в нужные моменты заряжал свою левую для контратак. Навязанная судьей дальнобойная перестрелка явно была его стихией. Ну а если что-то шло не так, Кори тут же по-борцовски кидался в клинч, твердо зная, что судья мгновенно даст отбой, и из трудной ситуации можно будет безболезненно выйти.

Десятый раунд все же чисто выиграл Роман, насадив Кори на прямой правой. Удар получился очень сочный, да еще и усиленный движением Спинкса, который в этот момент как раз пытался разогнуться, и можно лишь похвалить американца за то, что он сумел удержать вертикальное положение. Видя, что парень пропадает, секундант выкрикнул: "Беги!" И Кори побежал. Да так здорово, что не остановился до самого последнего гонга.

В одиннадцатом и особенно двенадцатом раундах Спинкс был уже скорее стайером или даже мотогонщиком. И он, и Роман прекрасно понимали, кто получит победу при равном поединке, поэтому российский боксер под конец стал откровенно раскрываться, пытаясь подтянуть Спинкса к себе. Но, прекрасно наученный Джудой, Кори был достаточно умен и хладнокровен, чтобы не поддаваться на уловки.

НИЧЬЯ НЕ В НАШУ ПОЛЬЗУ

На моей "карте" вышло 114-114 (за Кармазиным - второй, шестой, седьмой, девятый, десятый и двенадцатый раунды), то же самое, но с разными разбивками, получилось и у большинства моих американских коллег, однако все сошлись во мнении, что при таком раскладе судьи ни за что на свете не лишат Спинкса победы. Сам Кори очки не считал, но уверенность нашу разделял полностью: сразу же после гонга запрыгал и заплакал от радости, взгромоздился на канаты и провозгласил себя чемпионом. Роман стоял в углу, не проявляя никаких эмоций. Впрочем, это как раз полностью в его характере.

Итак, ждем неизбежного... Один судья дал 114-114, два других 115-113. Пауза... Хотя и так всем ясно, кто выиграл: уж семь-то раундов Кармазину бы никто не дал. Пауза окончилась... Сюрпризов не будет. Увы.

На пресс-конференции Спинкс, кажется, потерял дар связной речи. Он всхлипывал, смеялся, порой пытался перейти на рэп, без конца благодарил родной город за поддержку, подробно рассказал о репетиции своего чудо-танца. А когда на сцене появился Кармазин, Кори вдруг прослезился и очень прочувствованно сказал:

- Этот мужик... Как я хочу его поблагодарить! Ты знаешь, ты точно такой же, как я. Ты воин, ты никого не боишься, и я уважаю тебя больше кого бы то ни было. В моем сердце ты по-прежнему чемпион!

Трогательно. Ты, Кори, тоже ничего.

Роман не утратил ни спокойствия, ни чувства юмора даже при огромном кровоподтеке на каждой скуле. Увидев корреспондента "СЭ" в зале, улыбнулся и подмигнул. Спинкса поздравил, Кинга поблагодарил, подробно рассказал о своих претензиях к судейству и пообещал, что еще будет чемпионом.

Так это или не так - решать Кингу. На сегодняшний день у Спинкса другие заботы (прямо на пресс-конференции он в резких тонах потребовал от Кинга выложить ему Де Ла Хойю или на худой конец выманить обратно на ринг Тринидада), так что Кармазину, возможно, придется перейти в средний вес.

Что ж, случилось то, что и должно было случиться. Проиграть бой, который в любом другом месте, кроме Сент-Луиса, закончился бы вничью, конечно, обидно, но Роман знал, на что соглашался. Чтобы остаться чемпионом, ему нужно было превзойти соперника на голову, а это сделать, увы, не удалось.

Обнадеживает лишь то, что поверженные чемпионы у Кинга в "отстойнике" обычно не задерживаются и быстро получают новый шанс. Тот же Спинкс лучший тому пример.