Газета Спорт-Экспресс № 150 (4129) от 5 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

5 июля 2006

5 июля 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ

"Гран-при США" завершился победой Михаэля Шумахера и дублем "Феррари". Разобраться в нюансах уик-энда читателям "СЭ" по традиции помогает тест-пилот команды "Формулы-1" MF1 Racing Роман Русинов.

МОНТОЙЕ ОТЧАЯННО НЕ ВЕЗЕТ

Наш разговор мы начали с массовых завалов на первом круге гонки в Индианаполисе.

-Роман, так что же там произошло?

- На старте Кими Райкконен опережал пелотон, но в середине первого поворота, когда все, в том числе и его партнер по команде Хуан Пабло Монтойя, стали добавлять газа, вдруг начал тормозить. В результате Монтойя врезался в Райкконена, так как ему просто некуда было деваться - рядом были другие автомобили, и Хуану Пабло сложно было избежать аварии. Ведь в этот поворот ты выходишь на полном газу, и, когда перед тобой кто-то оттормаживается, среагировать невозможно. А так как Райкконен и Монтойя ехали по внутренней траектории, то всех, кто был на внешней, они просто-напросто снесли с трассы.

-Машины-то как были повреждены! Это из-за большой скорости в первом повороте трассы в Индианаполисе?

- Конечно. Например, болид Ника Хайдфельда перевернулся в воздухе аж четыре раза! Стартовая линия на этом автодроме очень широкая, по итогам квалификации довольно много пилотов, которые должны были быть в первых рядах, оказались в середине группы, и все они прекрасно понимали, что в этой гонке хороший старт жизненно важен. Французы в таких случаях говорят: имеет мировую цену. Вот все неудачники квалификации и решили активно прорываться вперед. Эта кучка ехала неплохо и, если бы Райкконен не притормозил, могла бы благополучно миновать первый поворот.

-А вы уверены, что финн тормозил?

- Ну, может быть, просто отпустил газ. Но у автомобиля "Формулы-1", когда ты снимаешь ногу с педали газа, идет очень быстрое снижение оборотов двигателя, что фактически аналогично торможению.

-"Макларен" жалко до слез. На прошлой неделе мы с вами обсуждали неудачи Монтойи, и эта гонка еще раз подтвердила, что Хуану Пабло отчаянно не везет.

- Что тут поделаешь? Бывают такие черные полосы. Видели, какое было лицо у Рона Денниса? Он и так мало улыбается, а после такого инцидента, боюсь, вообще перестанет это делать. У Денниса в глазах отчаяние было... И неудивительно. Ведь для производителей автомобилей американский рынок очень важен, а "Макларен-Мерседес" покинул гонку на первом круге. Что может быть хуже?

К сожалению, не смогли финишировать и пилоты нашей команды "Мидлэнд", но, несмотря на это, я считаю, что уик-энд был для нее в целом позитивным. На тренировках Тьяго Монтейро и Кристиан Альберс стабильно были в десятке, показали неплохой результат в квалификации. А ведь эта трасса требует к себе гораздо больше внимания, чем остальные, она не прощает ошибок в настройках автомобиля. Видно, что в техническом аспекте команда MF1 Racing, выступающая с российской лицензией, движется в правильном направлении и прогресс налицо.

-Тем не менее очень обидно за Монтейро.

- Тьяго ничего не мог поделать. С ним произошло то же самое, что с Альберсом в Имоле. Японец из "Супер Агури" оттормозился, но в последний момент, видно, снял ногу с тормоза и задел Тьяго, повредив подвеску на его автомобиле. А ведь если бы не эта досадная авария, Монтейро, я уверен, мог бы побороться за финиш даже в шестерке лучших. И для "Мидлэнда", и для "Супер Агури" гонка в Индианаполисе обещала стать одной из самых удачных в сезоне, поэтому пилоты так отчаянно и боролись.

-Вы недавно были в Индианаполисе на знаменитой гонке "Инди-500". Каковы впечатления?

- Потрясающие! Если во время "Гран-при США" на трибунах было очень много свободных мест, то на "Инди-500" - ни одного. А ведь высоченные трибуны автодрома в Индианаполисе вмещают 500 тысяч зрителей!

-А чем объясняете то, что на "Формуле-1" не было аншлага?

- Возможно, американская публика отомстила ей за прошлогодний отказ от участия в "Гран-при США" большинства команд. Впрочем, популярность европейских гонок в Америке и так гораздо ниже, чем своих, среди которых особой любовью пользуются "Инди-500" и серия ChampCar.

-Но "Инди-500" - "самая-самая"?

- Да. Я смотрел ее из боксов, и заполненные народом трибуны прямо-таки нависали над трассой. Зрелище фантастическое! Главное впечатление от "Инди-500" - именно это огромное количество болельщиков. Что ж, фанатов можно понять, ведь IndyCar, ChampCar, NASCAR - настоящие шоу. А "Формула-1" - это техника.

-А почему на этой трассе такую большую роль играет резина?

- Все дело в покрытии. Трасса "Гран-при" состоит из легендарного овала "Инди" и специально для "Формулы-1" сооруженной комбинации поворотов. Так вот, покрытие овала гораздо лучше держит машину. Например, на торможении перед первым поворотом со скорости 330 км/ч вы получаете перегрузку 6 g. В "Формуле-1" это почти предельный показатель. Обычные перегрузки в ней - 4,5 - 5 g. Понимаете, насколько сильно стираются покрышки? А если машина хоть немного неправильно отрегулирована, то на этом овале ты резину просто сжигаешь. Покрытие, как на взлетно-посадочной полосе, - очень абразивное, машина к нему просто приклеивается. А когда начинается снос, шины стираются моментально.

А еще там сложно подобрать эффективную аэродинамику, которая, с одной стороны, позволяла бы развить высокую скорость на длинной прямой, а, с другой, обеспечивала бы хорошую прижимную силу в медленных поворотах. Плюс возникают проблемы с подбором коробки передач.

-Неделю назад мы с вами, обсуждая гонку в Канаде, высказали опасение, что чемпионат может потерять интерес из-за слишком большого отрыва "Рено" и Алонсо от конкурентов. Как все переменилось в Индианаполисе!

- По словам руководителя "Рено" Флавио Бриаторе, фирма "Мишлен", памятуя прошлогодние проблемы, на сей раз подготовила особые шины. Видимо, решила не рисковать и перестраховалась. Поэтому не будем говорить, что "Рено" проиграла эту гонку. Она набрала в ней очки, но бороться за победу никак не могла. В такой ситуации пилоты французской команды еще очень хорошо выступили.

А вот "Феррари" выступила выше всяких похвал. Михаэль Шумахер в погоне за титулом чемпиона мира чуть приблизился к Алонсо, а дубль итальянской команды обещает некоторое оживление в борьбе за Кубок конструкторов.

Хочу особо выделить второе место Фелипе Массы. Если мне не изменяет память, он впервые финишировал столь высоко. Теперь следующий шаг для Фелипе - победа на этапе.

-Вы так болеете за Массу, потому что он ваш друг-соперник по "Формуле-Рено"?

- Да, в 2000 году в Валенсии мы с ним поделили победы в интернациональном финале "Формулы-Рено". А теперь я радуюсь его успехам в "Формуле-1".

-Приятно осознавать, что пилот, который выступал с вами на равных, способен высоко подняться и в столь престижном классе, как "Формула-1"?

- Конечно. Его успехи - определенные индикаторы для меня.

-Но как спокойно на первом пит-стопе "Феррари" поменяла местами Массу и Шумахера!

- Шумахер борется за титул чемпиона мира, и этим все сказано.

-Кстати, разница между Шумахером и Массой на финише в итоге была невелика, всего 15 секунд.

- Михаэлю не было необходимости форсировать события, он и так полностью контролировал гонку. А Масса поддерживал своего партнера и был готов, если что, подхватить лидерство.

-В "Рено" все получилось наоборот: преуспел не первый, а второй пилот.

- Есть сведения, что на автомобиле Джанкарло Физикеллы стояла новая версия двигателя "Рено", Алонсо же его поставят на следующем "Гран-при". А мотор в Индианаполисе значит многое.

-Почему же новый движок поставили не лидеру чемпионата?

- Потому что на лидере чемпионата нельзя ничего тестировать. К тому же изначально было ясно, что гонка в Индианаполисе не станет для французской команды выигрышной.

-В какой-то момент Физикелла подтолкнул сзади машину Алонсо. Что это было?

- Понятия не имею. Что касается обгона "слип-стримом", то в этой гонке у Физико было преимущество, и Алонсо ни к чему было оказывать сопротивление партнеру.

-Давайте подытожим наш разговор.

- Этап в Индианаполисе сложно назвать этапом стратегий, здесь все зависело от быстроты машины. И когда в квалификации Шумахер намного опередил всех, стало ясно, кто за что будет бороться. В "Рено" прекрасно понимали, что выиграть практически невозможно, поэтому надо просто набирать очки и постараться сделать максимум возможного в этой непростой ситуации. В "Феррари" же, напротив, понимали, что это один из немногих реальных шансов преуспеть.

Следующий этап - в Маньи-Куре. Если помните, в прошлом году во Франции "Рено" выступила очень неплохо. В этом сезоне такое вряд ли повторится, потому что "Феррари" очень активно наверстывает упущенное. Однако в любом случае в Маньи-Куре "Рено" будет полегче, чем в Индианаполисе, а "Феррари" - гораздо тяжелее.

Лина ХОЛИНА