Газета Спорт-Экспресс № 118 (4097) от 29 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

29 мая 2006

29 мая 2006 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-"СОЮЗ ВИКТАН". СУПЕРЛИГА

Анатолий БАРДИН: "ПОСТАРАЕМСЯ НЕ ДОПУСТИТЬ
К ЧЕМПИОНАТУ КЛУБЫ, НЕ РАССЧИТАВШИЕСЯ ПО ЗАРПЛАТЕ"

У любого хоккейного болельщика в России до недавнего времени словосочетание "профсоюз хоккеистов" ассоциировалось исключительно с профсоюзом энхаэловских игроков - НХЛПА. За последний год ситуация изменилась - теперь при упоминании о подобной организации приходит на ум еще и профсоюз российских хоккеистов, возглавляемый Анатолием Бардиным. Его детище, созданное в марте 2005 года по просьбе ряда ведущих российских игроков, пережило первый сезон и прошло его, что называется, без потерь. В настоящее время российский профсоюз насчитывает в своих рядах 300 игроков, среди его членов также тренеры и арбитры. Эта организация имеет готовые программы по страхованию, социальному и пенсионному обеспечению. На счету профсоюза уже ряд выигранных дел.

ТРИ ГОДА ВМЕСТО ДВУХ

-Исходя из опыта прошедшего сезона, сколько, на ваш взгляд, еще нужно времени, чтобы создать сильную профсоюзную организацию, по масштабам своего развития приближающуюся к НХЛПА? - вопрос Анатолию Бардину.

- Для создания по-настоящему мощной организации, с которой бы считались не только в России, но и в НХЛ, требуется как минимум еще два года. Создавая профсоюз, думал, хватит двух сезонов, но после года работы понял, что времени потребуется чуть больше.

-Какие основные барьеры должны быть взяты на пути к этой цели?

- В первую очередь необходимо добиться того, чтобы с нами все считались. За год мы, конечно, набрали достаточный вес, но еще много людей в российском хоккее полагают, что в некоторых вопросах они сумеют разобраться самостоятельно. Это относится как к руководителям клубов, так и к игрокам и агентам. За основу, хотим мы этого или нет, надо брать профсоюз игроков НХЛ. Он на данном этапе нашего развития, так или иначе, является образцом для подражания. Ведь в НХЛ клубы, их хозяева, различные менеджеры, агенты и сами игроки живут единой хоккейной семьей, решая все проблемы сообща.

-Вашими руками создавался "Авангард" - один из сегодняшних лидеров суперлиги. Что сложнее: поднимать клуб или создавать с нуля масштабную организацию?

- На начальной стадии любое большое дело кажется невероятно сложным. Создавать клуб было очень непросто, но по прошествии времени я понимаю, что профсоюз - это организация всероссийского масштаба, для укрепления позиций которой нужны гораздо большие знания и еще более кропотливый труд.

-Насколько далеко профсоюз хоккеистов продвинулся в своем развитии за год?

- Мы начинали с 50 членов организации, а сейчас их около трехсот, причем все из них сдают членские взносы. И это, на мой взгляд, главный успех в нашем развитии. Отмечу и еще один факт: теперь только ленивый не знает о существовании профсоюза хоккеистов России, а это уже позволяет воспринимать нашу организацию как известный бренд. Мы уже никого не агитируем вступить в профсоюз, мы состоявшаяся организация. Самое главное на данный момент - доказать своей работой, что способны на большее.

А ЧТО ПОСЛЕ 35 ЛЕТ?

Достигнув определенного числа членов, профсоюз российских хоккеистов столкнулся с одной непростой проблемой. Часть игроков отказывается вступать в эту организацию по причине банального неверия в успех предприятия. Причем продиктован он вовсе не недоверием к профсоюзу как таковому или лично Анатолию Бардину, а обычным нежеланием российского человека отдавать даже малую часть заработанных денег кому-либо еще. И подобное отношение вовсе не удивительно - всевозможные инфляции, финансовые пирамиды и дефолты наложили отпечаток в сознании, что в наше время скопить какие-либо средства в денежном эквиваленте попросту невозможно. А уж как отреагирует 25-летний человек на слова "твоя старость", догадаться несложно, ведь в таком возрасте кажется, что она не наступит никогда. При этом многие забывают, что "старость" хоккеиста наступает до сорока лет...

- Чем объяснить неверие хоккеистов в конечный успех тех дел, которыми занимается профсоюз? Недоверием к организации или просто обычной российской действительностью?

- Наверное, нашей действительностью. Просто далеко не все у нас задумываются о будущем, часто надеясь на авось. Иногда, знаю, доходит до смешного: например, некоторые игроки, которым не выплачивают заработную плату, просто умалчивают этот факт, боясь прослыть склочными людьми. И поэтому не обращаются в профсоюз. Но это же абсурд! Встречается и такой подход к нашей организации со стороны хоккеистов: вы, дескать, профсоюз, значит, защищайте нас, решайте наши проблемы. А когда говоришь в ответ таким игрокам, что, мол, вы ведь не члены профсоюза, не написали даже заявление о вступлении в эту организацию, они лишь недоуменно разводят руками!

-Что у игроков, пока еще не вступивших в профсоюз, вызывает наибольшие сомнения?

- Сомневаются в том, что профсоюз - это гарантия для хоккеистов, ушедших на пенсию. А зря. Взять, к примеру, Финляндию. Там игроки ежемесячно перечисляют в свой пенсионный фонд треть заработной платы! У наших же хоккеистов есть возможность накапливать средства совсем на других условиях.

Посмотрите, как живут спортсмены, которым сейчас по 35 - 40 лет. Мало осталось людей, у кого есть свой бизнес и кто действительно обеспечен на всю оставшуюся жизнь. Единицы уходят в тренеры или в спортивные функционеры. Основная масса хоккеистов не имеет достаточных средств не только для безбедного, но даже для сносного существования. Сейчас для многих игроков, предположим, 50 тысяч долларов - это обычная сумма. И мало кто задумывается, что после окончания карьеры для них это будут огромные деньги!

Возьмем простой пример. У некоторых игроков "Динамо" после невыплаты заработной платы в течение трех месяцев началась настоящая паника. А представьте, что эту зарплату они не будут получать в течение трех лет. Предположим, в 35 хоккеист заканчивает спортивную карьеру, а обычные люди к этому времени только начинают раскрываться и добиваться больших жизненных успехов. Теперь представьте, что чувствует игрок, который в течение многих лет был знаменитым в своем городе, получал большие деньги и привык жить красиво, а потом лишился возможности зарабатывать. Захочет он стать детским тренером - все места заняты, а тренером взрослой команды - тем более. У игрока, завершившего карьеру, как правило, нет ни специальности, ни зачастую умения и желания что-либо делать. И не потому что он социально неприспособлен. Просто в течение полутора десятка лет он рос как хоккеист и отдавал этому все силы. В итоге такой человек не может устроиться на работу за 10 тысяч рублей! И в это же самое время его товарищ, например, бывший одноклассник (который в период расцвета карьеры этого хоккеиста был никем, получал образование и совершенствовался в своей специальности) начинает хорошо жить. В такой ситуации у многих игроков наступает ломка, которая порой заканчивается очень плачевно.

Посмотрите: пенсионеры развитых стран путешествуют по всему миру, потому что имеют для этого средства, которые они отчисляли в пенсионные фонды всю свою жизнь. В нашей стране должно быть точно так же, а уж хоккеистам, которые получают большие деньги в первую половину жизни, как говорится, сам бог велел откладывать деньги, чтобы достойно провести оставшуюся часть жизни.

Хочу сказать о накоплении следующее. Я не говорю прямо: "Несите Бардину деньги", а имею в виду крайнюю необходимость подобных сбережений. Многие игроки не раз предпринимали попытки вложить свои деньги в какие-то фонды. Например, вкладывали средства во всевозможные ПИФы. Но, во-первых, этим нужно заниматься профессионально, а во-вторых, многие не раз на этом прогорали. Поодиночке накопить сбережения очень сложно, а если создать коллективный фонд, за которым бы следили сами хоккеисты, то это будет гораздо дешевле и безопаснее. И пенсионный фонд профсоюза игроков - один из вариантов решения этой проблемы.

-Может быть, необходимо просто повлиять на сознание людей? Ведь многие выросли с четким убеждением того, что, если куда-то вложить собственные сбережения, они обязательно пропадут.

- На сознание влиять не надо, нужно просто доказывать свою состоятельность хорошей работой. Тогда недоверия будет гораздо меньше. Ведь наша основная задача - не собрать с хоккеистов деньги, а прежде всего приблизиться к цивилизованному образу жизни и отучить людей, в особенности молодых, жить только сегодняшним днем. Когда игрок увидит на конкретном примере, что законы цивилизованного мира могут успешно работать в нашей стране, он изменит и отношение к своему собственному делу. А в конечном итоге это повлияет на результаты всего нашего хоккея.

С ТРЕТЬЯКОМ ВСТРЕЧАЛСЯ ДВАЖДЫ

В мае этого года в российском хоккее произошло одно знаменательное событие. ФХР фактически взяла на себя управление клубным хоккеем, отодвинув ПХЛ в сторону. Как будет в этой ситуации действовать профсоюз, долгое время кропотливо выстраивающий свои отношения с лигой, покажет лишь дальнейшее развитие событий. А пока этот вопрос остается задать непосредственно Бардину.

- Какая бы структура ни занималась проведением чемпионата и кто бы ни был руководителем российского хоккея, игроки остаются те же, и больше трети из них - члены профсоюза, - говорит Бардин. - В любом случае, кто бы ни проводил чемпионат страны, наша задача остается прежней: защищать игроков, чтобы они чувствовали себя комфортно при любом высшем руководстве.

-Сейчас вы, как и все представители российского хоккея, ожидаете новый регламент?

- Да. И я надеюсь, что он не будет сильно отличаться от предыдущего. Кардинально обновленный регламент приведет к массе проблем. У многих игроков есть действующие контракты, которые в случае каких-то иных требований придется расторгать. Но любой суд постановит, что клуб обязан выплачивать зарплату игроку еще в течение двух-трех месяцев. А потом может оказаться, что многие хоккеисты окажутся безработными как раз к началу сезона.

-Как вы лично относитесь к решению федерации забрать себе права на проведение чемпионата страны?

- Я всегда поддерживал идею, что на первом месте у нас должна быть сборная. Это не обсуждается. Но мы не должны ничего разрушать в клубном хоккее, в особенности в тех направлениях, в которых ПХЛ достигла серьезных успехов.

-Вы лично общались с Третьяком после его избрания на пост президента ФХР?

- Да, беседовал с ним два раза. Сейчас мы еще не знаем, какова будет новая структура чемпионата, но в любом случае я дал ему понять, что профсоюз всегда готов сотрудничать с ФХР.

-Чего ждете от нового руководства федерации и от следующего сезона?

- Что касается сборной: надеюсь, что у игроков будут контракты и достойное материально-техническое обеспечение, на уровне ведущих российских клубов, а заодно и целый ряд обязанностей, что исчезнет грань между российскими игроками НХЛ и остальными хоккеистами - никто впредь не будет их делить. Это те вещи, о которых я говорил раньше. Что касается предстоящего чемпионата России, то интерес к нему, уверен, меньше не станет и сохранится на уровне прошедшего сезона.

-Чем в настоящее время занят профсоюз?

- Сейчас у нас очень сильная страховая программа. Когда хоккеисты выйдут из отпуска, мы начнем консультации в клубах и обо всем подробно расскажем. Разбираем также ситуацию с барнаульским "Мотором". Все игроки этой команды вступили в профсоюз, и в ближайшее время мы добьемся выплаты всех задолженностей по зарплате. Из предстоящих задач: совместно с федерацией постараться не допустить к соревнованиям клубы, не рассчитавшиеся с долгами за прошлый сезон.

Марат САФИН