Газета Спорт-Экспресс № 50 (4029) от 6 марта 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

6 марта 2006

6 марта 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР 20-й КАТЕГОРИИ

ТОПАЛОВ ПРОСНУЛСЯ, ЛЕКО ДРЕМЛЕТ

Знаменитый турнир Ciudad de Linares после заокеанского путешествия вернулся в город, в честь которого и был назван.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

ГЕРОИ ЗАБЫВАЮТСЯ БЫСТРО

Не знаю даже, как описать это удивительное чувство, которое я испытал, когда шел на 1-й тур линаресской половины турнира.

14 лет назад я впервые переступил порог отеля "Анибал", где проходит турнир, прозванный шахматным Уимблдоном. Все эти годы здесь играл Гарри Каспаров. Большинство турниров за редким исключением он и выигрывал. И вот впервые 13-го чемпиона мира в составе нет.

Я знал это совершенно точно. И в то же время все внутри меня отказывалось в это верить.

Мне казалось, вот сейчас зайду в зал и увижу Гарри за центральным столиком. На его обычном месте.

"Каспаров не играет в этом турнире!" - говорил я себе.

"Ну как же это, он не играет?! - издевался надо мной некто невидимый. - А кто же тогда здесь играет?! И где тогда играет Каспаров?!"

И вот я зашел в игровой зал. Подошел к сцене, где были установлены четыре шахматных столика. Взглянул на таблички на этих столиках. Фамилии Каспарова не было.

"Ну вот. Теперь убедился, что он не играет?!" - язвительно сказал я невидимому оппоненту "А что - ты разве этого не знал?!" - не менее язвительно ответил мне некто.

На входе в зал, где играл Каспаров, не установлена мемориальная табличка (об этом говорил сеньор Рентеро, хозяин отеля "Анибал" на закрытии прошлогоднего турнира).

В номере, где 14 лет подряд останавливался великий шахматист, живут теперь обычные испанские трудящиеся.

Герои забываются быстро.

МОРЕ РАССЛАБЛЯЕТ, ГОРЫ ЗАКАЛЯЮТ

Накануне 8-го тура (первые 7, напомню, прошли в мексиканской Морелии) в холле отеля "Анибал" повстречался с Сильвио Данаиловым, менеджером чемпиона мира Веселина Топалова. Естественно, спросил, что случилось с Веселином в Морелии. Ведь он проиграл в Мексике три партии из семи возможных! Тогда как в Сан-Луисе-2005 и Вейк-ан-Зее-2006 Топалов уступил одну (Адамсу), а выиграл 12!

- Мы допустили ошибку, - сказал Данаилов. - Вместо того чтобы сразу отправиться в Морелию и привыкать к высокогорью, поехали на море. Веселин так и не сумел адаптироваться, чувствовал себя неважно. За доской ничего не видел. В каждой партии допускал грубые зевки, это же ненормально. Можно проиграть одну партию, ну две. А три из семи - это уже чересчур.

-Мне это особенно удивительно слышать, потому что я помню, как после чемпионата мира в Аргентине Веселин рассказывал, что основная часть подготовки прошла в горах Болгарии. Тогда еще были произнесены слова: море расслабляет, горы закаляют. А вы так неудачно расслабились...

- Нельзя же все время играть на пределе и все выигрывать, как это делал Веселин в течение 2005-го и в начале 2006 года. Но вы правы, расслабление в этот раз было неудачным.

-С каким настроением Веселин приехал в Линарес?

- Успокоился. Понял, что победить в турнире на этот раз не удастся. Будет бороться, чтобы не слишком много потерять в рейтинге.

-Почему не удастся победить? Вдруг выиграет пять партий подряд?

- Не надо рассказывать сказки, - блеснул глазами Сильвио. - Хотя... - взгляд менеджера слегка смягчился, - выиграть четыре партии подряд Веселину здесь удавалось. Было это в 1997-м. Кстати, тогда он тоже начал рывок с отметки "минус два", а в итоговом протоколе был третьим.

-Вы говорите "тоже", значит, все же верите, что Топалов способен повторить этот спортивный подвиг?

- Всегда верю в Веселина! Но сейчас ему надо выиграть подряд слишком много. По заказу сделать это не просто. Но еще не вечер...

При этих словах Данаилов посмотрел на меня со значением и улыбнулся. Это была кодовая фраза. В прошлом году, здесь же, на этом же самом месте, Данаилов сказал мне те же самые слова. Тогда за три тура до финиша турнира Топалов отставал от Каспарова на два очка. Казалось, пропасть. Но Веселин выиграл три последние партии (одну из них у Гарри) и догнал 13-го чемпиона мира! В итоговом протоколе их фамилии стояли рядом. Гарри выручила лишь лишняя победа "черными", что все любители шахмат, конечно, помнят. Ведь это была последняя турнирная партия Каспарова.

ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР!

То, что для Топалова вечер на турнире еще не наступил, он показал уже в 8-м туре. Соперник ему достался очень серьезный - наш богатырь Петр Свидлер.

Петербургский гроссмейстер, как мы уже рассказывали в номере "СЭ" за 28 февраля, нанес очень чувствительное поражение чемпиону мира в стартовом поединке, который был сыгран в Морелии. Знаменитая "берлинская стена", выстроенная болгарским гроссмейстером, была разрушена с помощью мощного тарана, работавшего на вертикали "f", и жертвы белого блок-поста на вертикали "е". Возможно, на какое-то время суперновинка Свидлера "закроет" весь этот вариант...

В 8-м туре белые фигуры были у Топалова. Специально для своего грозного соперника, славящегося давней приверженностью к защите Грюнфельда, болгарин выбрал первый ход ферзевой пешки. "Грюнфельд" в исполнении Петра не заставил себя ждать. Забегая вперед, замечу что испытанное оружие в руках петербуржца в этом турнире не служит ему верой и правдой. Три поражения в четырех партиях - вот предварительные итоги применения "Грюнфельда". Согласитесь, не совсем благополучно выглядит. Если говорить мягко.

Помню, как в Дортмунде в прошлом году по дороге в отель Свидлер мне сказал крылатую фразу про свой любимый дебют. Чтобы не быть уличенным в словесных неточностях, отражу суть. В "Грюнфельде" надо столько помнить, что лучше с собой носить тетрадочку в клеточку, где все будет записано.

Ну, положим, "тетрадочку в клеточку" нынче заменяют маленькие железные головастики, коих расплодилось видимо-невидимо. Эта железная популяция постоянно совершенствуется, человек же, как говорил один из персонажей Довлатова, "со времен Аристотеля почти не изменился". Вариантов в "Грюнфельде" не счесть. Могу вспомнить и высказывание другого великого "грюнфельдиста", который в Лондоне-2000 вынужден был отказаться от своего любимого начала уже после второй партии матча. Как выяснилось впоследствии, практически навсегда и отказался от любимого начала этот великий - без всякого сомнения - "грюнфельдист".

Но Свидлер - человек правильный и верный. Своих не сдает ни при каких обстоятельствах. Даже когда соперники нож к горлу ставят, он продолжает гнуть свою линию. Не мне ему быть судьей, не мне давать третьему шахматисту мира советы. Сам все поймет. И сам решит.

В партии же с Топаловым, как это ни прискорбно звучит для черных, которыми играл Петр с берегов Невы, игра шла под диктовку белых. И результат был по игре.

Вариации на тему романса "Еще не вечер" Веселин Топалов продолжил в 9-м туре, в котором ему выпало играть черными с главным поставщиком очков Этьеном Бакро.

Уже в первом супертурнире года, в Голландии, игра Бакро производила странное, если не сказать тягостное, впечатление. После того как в Ханты-Мансийске на Кубке мира он признал свое поражение в ничейной позиции в решающей партии полуфинала с Левоном Ароняном, французского гроссмейстера словно подменили: перестал держать удар, как сказали бы боксеры. Падает на пол ринга при первом же соприкосновении с перчатками противника...

В 8-м туре Бакро был преподнесен щедрый подарок от Иванчука - Василий просрочил время в совершенно выигранной позиции (об этом происшествии расскажу чуть позже). Если бы не этот "подарок", Бакро сейчас с большим отрывом замыкал бы турнирную таблицу.

Топалову в партии с Этьеном ничего особенного не пришлось делать: французский гроссмейстер с рейтингом 2717 играл белыми так, как будто у него рейтинг единиц на 500 меньше.

Так что "две подряд" из четырех "заказанных" Топалов уже исполнил. Ну и что из того, что с помощью соперников, которые играли роль партнеров? Игра такая. Для танго нужны двое.

А вот в 10-м туре, результаты которого вы, читатель, сможете увидеть на 1-й странице газеты, Топалову предстояло играть с обладателем Кубка мира Левоном Ароняном. Собственно, именно эта партия и покажет, насколько громко прозвучит тема романса "Еще не вечер" в исполнении чемпиона мира Топалова в Линаресе-2006.

В 10-м же туре предстояла и чрезвычайно важная партия Леко - Свидлер.

Не удивлюсь, если будет пятый подряд "Грюнфельд" в исполнении Петра. Если, конечно, венгерский гроссмейстер не захочет изготовить "сушнячок" с позиции благоприятного для него цвета.

ЛЕКО ОСТОРОЖНИЧАЕТ, ИВАНЧУК ДАРИТ "ПОДАРКИ"

Обойти молчанием не слишком удобную для шахматных профессионалов новую формулу турнира мне все равно не удастся. Увы, трех дней для того, чтобы адаптироваться к европейскому часовому поясу после южноамериканского, оказалось явно недостаточно. Все гроссмейстеры дружно говорят о приступах невероятной сонливости, которые предательски подкатывают в самый неподходящий момент - во время игры.

Именно из-за такого внезапного "ступора" упустил свой выигрыш в партии с Бакро Иванчук. Львовскому гроссмейстеру, который переиграл француза напрочь, оставалось сделать два хода до первого контроля. Времени на часах у Василия было в несколько раз больше, чему Этьена. У того оставались секунды, у Иванчука две минуты. Это вечность для Иванчука, который в былые времена мог и за полминуты сделать ходов двадцать.

А тут что-то вырубилось в мозгу у Василия. После партии он мне рассказывал:

- Посмотрел на часы, у меня в запасе было минуты две. Вижу, что к выигрышу имеется несколько путей. И задумался... А когда очнулся, судья мне говорит, что я просрочил время.

Надо отдать должное галантному французу: Этьен извинился за такой исход партии перед Иванчуком. Точно так же, как перед ним на моих глазах извинился в Ханты-Мансийске Левон Аронян.

В этом очень досадном эпизоде, который даже склонные к преувеличениям некоторые комментаторы назвали "трагическим", Иванчук повел себя совершенно по-новому. Мне, проведшему с львовянином не один и не два турнира в Линаресе, приходилось наблюдать многие упущения и подобные "трагедии", где Иванчук был на ведущих ролях. Но никогда еще мне не приходилось видеть такой его реакции.

Василий и бровью не повел после этого совершенно дикого проигрыша!!!

Я не поверил ни глазам, ни ушам своим! И решил поинтересоваться у Василия:

-Как себя чувствуете, гроссмейстер, после такого происшествия?

Ответ меня восхитил и потряс:

- Прекрасно!

Это к вопросу о "трагедиях"...

Не столь тяжелое, но тоже весьма досадное упущение испытал в 8-м туре венгерский гроссмейстер Леко.

Добившись совершенно подавляющей позиции в партии против представителя Испании Франсиско Вальехо, Леко... принял умело предложенную соперником ничью (!).

Между тем, как выяснилось уже минут через десять после того, как мирный договор был подписан и ратифицирован, финальная позиция выигрывалась белыми (ими играл Леко) автоматически!

То есть лидер турнира, который после мексиканской части оторвался от своего ближайшего преследователя Левона Ароняна на половину очка, уже в стартовой партии второй половины турнира мог увеличить отрыв. Попробуй догони его тогда!

Сонливость ли тому виной или излишняя осторожность, как говорят злые языки, не будем спешить с выводами. Но факт остается фактом: интрига турнира пока еще, к счастью, не умерла окончательно.

8-й тур. Топалов (Болгария) - СВИДЛЕР (РОССИЯ) - 1:0. Иванчук (Украина) - Бакро (Франция) - 0:1. Ничьи: Леко (Венгрия) - Вальехо (Испания) и Раджабов (Азербайджан) - Аронян (Армения).

9-й тур. Бакро - Топалов - 0:1. Ничьи: СВИДЛЕР - Вальехо, Аронян - Иванчук и Раджабов - Леко.

После 9 туров: Леко - 6 очков, Аронян - 5,5, Раджабов, СВИДЛЕР, Топалов - 4,5, Вальехо, Иванчук - 4, Бакро - 3.

Диаграммы партий смотрите в формате PDF