Газета Спорт-Экспресс № 9 (3988) от 17 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 4

17 января 2006

17 января 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ДО НАЧАЛА XX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР ОСТАЛОСЬ 24 ДНЯ

НА ЧЕМОДАНАХ

ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

В последние предолимпийские месяцы возникла иллюзия хрупкого затишья на допинговом фронте. Болгарская теннисистка Каратанчева и американский скелетонист Лунд не в счет. На представителях этих видов спорта у нас, поцарапанных лыжными разоблачениями Солт-Лейк-Сити, внимание как-то не фокусируется. На прошлой Олимпиаде, если помните, на допинге попались Лариса Лазутина и Ольга Данилова, лишившиеся олимпийских наград. По этой же причине не была допущена к старту российская женская лыжная эстафетная команда. Наши олимпийские руководители потом долго все отрицали, но спасти спортсменок от дисквалификации, а страну - от потери медалей так и не смогли.

Не сглазить бы, но пока в этом смысле все тихо. Не только у нас - вообще. Давненько уж не ловится допинговый крокодил в тех видах, где обычно активно растет стероидный кокос.

- Это только кажется, - разубеждает (чуть не написал - успокаивает) глава антидопинговой службы ОКР Николай Дурманов. - И ловят, и ловятся. Просто вопрос перешел в техническую плоскость. Шоу такого рода приелись, поэтому, если соревнования не высшего ранга, все происходит без лишнего шума.

Пусть так, но верить в разумное, доброе, вечное все равно хочется. Вячеслав Фетисов заявил, выступая в Госдуме: "В олимпийскую сборную России попадут только чистые атлеты". Произнесенные на таком уровне, его слова внушают оптимизм. Тем более что вторит им и Дурманов. Вероятность "залета" кого-то из наших в Италии, по его мнению, действительно невелика. Российская команда покрыта проверками, цитирую, "процентов на 300 - 400". И в Красногорске, и в Цахкадзоре, и в других тренировочных центрах пробы у "сборников" брали, берут и будут брать, как бы им это ни надоедало. И лаборатория теперь у нас не то что перед Афинами, а современная и сертифицированная, одна из лучших в мире как по оборудованию, так и по квалификации персонала.

Наверняка подобным же образом страхуются олимпийские комитеты других стран. Значит ли это, что туринские Игры будут более чистыми в допинговом смысле, чем предыдущие? Возможно, но стопроцентной гарантии специалисты все равно не дают. Хотя бы потому, что уже существует такая штука, как IGF - инсулиноподобный фактор роста. Сейчас про этот гормон известно лишь то, что он есть, что его активно применяют и что на сегодняшний день он не ловится, как преферансный мизер при хорошем раскладе. А пикантность ситуации в том, что методика обнаружения IGF может появиться на свет в любой день, в любую минуту. И тогда саперам, рискнувшим выйти на туринское минное поле, не позавидуешь.

Невидимая война продолжается. Одни изобретают яд, другие - противоядие. Одни крадут, другие куют наручники. Безостановочно, день за днем. И никто не знает достоверно, не вернутся ли вновь на олимпийскую лыжню глаза испано-немца Мюллега, принявшие на финише 50-километровой гонки оловянный оттенок. Победы норвежки Скари, уход которой из спорта одни связывают с отставкой из техкома FIS ее отца, а другие - с местью норвежцам за крупный допинговый скандал, потрясший несколько лет назад федерацию лыж Финляндии. И не прибавится ли после Турина мастеров, не блиставших ни до, ни после, но выпрыгнувших в один прекрасный день из собственной шкуры, из собственного здоровья ради единственного сезона или даже гонки. Это тоже никому не ведомо.

Хорошо хоть астматики отошли в тень. Ныне, оказывается, просто так, по справке, дозу перед стартом не примешь. Нужно долго кашлять в пробирку, чтобы тебе поверили. Следовательно, симулянтов должно поубавиться. Но вот что удивительно: когда ужесточили контроль, выяснилось, что среди лыжников действительно масса больных специфической, спортивной формой астмы. Атлеты заболели ею в детстве, когда из них лепили будущих королей лыжни. Какими методами лепили, сейчас можно только догадываться.

В Древней Греции на время Олимпиад было принято приостанавливать войны. Понимаю, что к допинговой войне это правило неприменимо. Жаль. Было бы здорово, если хотя бы раз в четыре года мы забывали о "чистых" и "нечистых", о спортсменах со шприцами и медиках с функциями полисменов, о преступлениях и наказаниях. Забывали - и просто наслаждались праздником.