Газета Спорт-Экспресс № 294 (3972) от 22 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

23 декабря 2005

23 декабря 2005 | Футбол - Украина

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ УКРАИНЫ

Знаменитого в прошлом защитника киевского "Динамо" и сборной СССР руководство его родного клуба предпочло иностранному тренеру.

Анатолий ДЕМЬЯНЕНКО:
"БРАЗИЛЬЦЫ СЧИТАЛИ ДИСЦИПЛИНУ СЛАВЯНСКИМ ИЗОБРЕТЕНИЕМ"

Прозвище Украинский Дель Боске, прочно приклеившееся к Демьяненко с легкой руки динамовского президента Игоря Суркиса, 46-летний тренер оправдывал осенью исправно. Не проиграв ни одного из 19 матчей этого периода и возвратив киевлянам лидерство в чемпионате страны, он, как и ставший некогда в одночасье знаменитым испанец, доказал готовность к самостоятельной работе не на словах, а на деле. Ему удалось создать в команде, разделенной на группировки прежде всего по этническому признаку, атмосферу, которая, как теперь уверяют сами игроки, была прежде лишь при Валерии Лобановском.

Слыханое ли дело: коллектив, роптавший при первых попытках Алексея Михайличенко, Йожефа Сабо или Леонида Буряка ужесточить дисциплину, не взялся оспаривать ни одно из решений Демьяненко. И это при том, что либеральными введенные им порядки не назовешь. 200 долларов за минуту опоздания на теоретическое занятие или тренировку, 5 тысяч за каждый день задержки в отпуске - вот лишь две из полусотни позиций динамовского штрафного кондуита.

Первыми, недосчитавшись кругленькой суммы, за ум взялись бразильцы, до того, по словам главного тренера, считавшие дисциплину бессмысленным славянским изобретением. Не обошли санкции стороной и ветеранов команды, которые, впрочем, первыми попросили Суркиса... как можно скорее избавить Демьяненко от приставки "и.о." и сделать его полноценным главным тренером.

Видимо, только он мог заключить с "Динамо" контракт с открытой датой и четко прописанной задачей стать чемпионом страны и пройти в групповой турнир Лиги чемпионов. И если Хавьер Клементе, Поль Ле Гуэн или Оттмар Хитцфельд, побывавшие этой осенью в Киеве с частными визитами, скорее всего, попытались бы выговорить для себя страховочные условия, Демьяненко сам заявил о готовности уйти при невыполнении поставленных целей в отставку. Только он, разбуженный телефонным звонком среди ночи, мог не раздумывая принять предложение президента клуба возглавить команду, стремительно терявшую очки на внутренней арене и авторитет на международной.

- Сразу после матча с "Ильичевцем", растянувшегося из-за погодных условий на два дня, мне позвонил Игорь Суркис и, можно сказать, поставил перед фактом: наутро он представляет меня команде в качестве исполняющего обязанности главного тренера, - вспоминает Демьяненко. - Кто-то другой на моем месте, возможно, и смалодушничал бы. Все же одно дело - быть помощником, и совершенно другое - принимать самостоятельные решения. Главным для меня в тот момент было не тщеславное стремление стать во главе именитого клуба, а желание помочь родной команде, в которой я сделал себе имя как игрок и которая оказалась в непростой ситуации.

-Приставка "и.о." и открыто проводившиеся динамовским руководством поиски иностранного тренера вас не смущали?

- Честно говоря, даже не задумывался на эту тему - работы и так было невпроворот. С приставкой или без, я все равно нес ответственность за результат. Кроме того, у меня состоялся предельно откровенный разговор с президентом клуба, о деталях которого в тот момент никто не знал. Игорь Суркис напомнил о карьере Дель Боске в "Реале" и сказал: "Если у тебя получится наладить обстановку в команде и обогнать "Шахтер", никакой иностранец нам будет не нужен".

-Как вам удалось убедить легионеров, многие из которых работали на тренировках без энтузиазма и позволяли себе вернуться из летнего отпуска едва ли не с десятью килограммами лишнего веса, в необходимости засучить рукава?

- Привить легионерам, приехавшим, что вполне логично, в чужую страну зарабатывать деньги, чувство клубного патриотизма было непросто, но необходимо: иного выхода я просто не видел. Современный футбол устроен так, что команда, ставящая перед собой высокие цели, не может состоять сплошь из местных игроков. Киевское "Динамо" - клуб с большими традициями, и иностранцы, приезжающие в Киев, должны под них подстраиваться, а не наоборот. Впрочем, если к легионерам найти нужный подход, они становятся очень даже восприимчивыми к подобным требованиям.

- Нужный подход - это жесткая система штрафов?

- Почему бы нет? Во всяком случае, этот метод дисциплинирует. Главное - не смешивать в тренерской работе профессиональный подход и эмоции. Перед началом зимнего отпуска, скажем, ко мне подошел защитник Родолфо и спросил, можно ли вернуться из-за океана 5 января не утром, как вся команда, а вечером. "Вопросов нет, - отвечаю ему с улыбкой, - приезжай хоть 6-го к первой тренировке, но не забудь внести в кассу пять тысяч за опоздание". Парень улыбнулся в ответ - и больше таких вопросов не задавал. Думаю, бразилец приедет в Киев одним из первых...

-А ветераны, в силу дружеских отношений имеющие право называть вас лишь по имени, не обращались с подобными просьбами?

- Как и подобает профессионалам, в работе они этой дружбой не злоупотребляют и называют меня исключительно Анатолием Васильевичем. При этом штрафные санкции одинаковы для всех: опоздал Белькевич на рядовое теоретическое занятие всего на минуту - две сотни долой. Или вот вам еще один пример. Обыграли мы в Донецке "Шахтер", у всех хорошее настроение. Собрались наутро в Конча-Заспе, а нигериец Юссуф приехал на пять минут позже. "Начнем с плохого", - говорю игрокам. Все смотрят на меня удивленно - и не понимают: вроде бы надо поздравить команду. Какие тут могут быть плохие новости? А я уточняю: "Юссуф оштрафован на тысячу долларов". Футболист изумляется: "Как оштрафован? Я же в пробке застрял!" - "Повторяю еще раз: Юссуф оштрафован. Есть вопросы?" Раньше началась бы дискуссия, а тут вопрос исчерпан мгновенно.

-На что идут собранные штрафы?

- На премии. Точнее, на их увеличение.

-Можете ли уже сейчас сказать, каких перемен следует ожидать в составе "Динамо" к весне?

- Команда у нас укомплектована практически идеально. Необходим, впрочем, еще один опорный полузащитник: ведь если кто-то из игроков этого амплуа получит травму, его некем будет заменить. Возможно, появится и иностранец-нападающий. Но если это случится, по уровню игры он должен быть на две головы выше отечественных исполнителей.

-Какова вероятность того, что Родриго уйдет в "Коринтианс", а Горан Саблич подпишет новый контракт с "Динамо"?

- По поводу Родриго официальных предложений не поступало. Хотя я, конечно, слышал, что бразильцы хотят выкупить его контракт. Если поступит предложение и сумма трансфера нас устроит, мы, особенно с учетом недавнего конфликта этого футболиста с Александром Алиевым, Родриго продадим. Если нет, оставим его в "Динамо" и будем дальше воспитывать.

Что же касается Саблича, то президент клуба встречался с ним и обрисовал ближайшие перспективы. Тот взял время на размышление. Единственное, что мы не можем ему гарантировать, так это место в составе. Есть у нас еще один проблемный игрок - Йерко Леко. У него подписан контракт до 31 августа следующего года. Если в ближайшее время он не продлит его, вероятно, будет выставлен на трансфер. Удастся нам его продать и получить компенсацию - хорошо. Нет - значит, последующие полгода он проведет во второй команде.

-В последнее время много разговоров о готовности Александра Шовковского уйти из "Динамо", если поступит предложение из хорошего зарубежного клуба...

- Покажите мне футболиста, который не хотел бы играть на Западе. Но не где-нибудь, а в солидных клубах - в "Милане", "Манчестер Юнайтед", "Реале". Если Шовковского пригласит именно такая команда, то, вполне возможно, руководство клуба рассмотрит этот вариант. Но если предложение будет от среднего клуба, Саша продолжит играть в "Динамо" до окончания своего контракта. А он, насколько мне известно, у него еще на три года. Прежде всего, думаю, новый вариант должен устроить самого Шовковского. Он столько лет отдал "Динамо"...

Но я знаю Сашу и его амбиции. Если его пригласит клуб-середнячок чемпионата Испании, он туда не пойдет. А пойдет только в клуб с именем. Кстати, я считаю, что для вратаря 31 год - это не возраст, это только расцвет. И пример 36-летнего Оливера Кана - лишнее тому подтверждение.

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО

Киев