Газета Спорт-Экспресс № 286 (3964) от 13 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

13 декабря 2005

13 декабря 2005 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

Наталья МОЛЧАНОВА: "КАК НЫРНУТЬ НА 86 МЕТРОВ И ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО"

Преподаватель кафедры теории и методики экстремальных и прикладных видов спорта РГУФК Наталья Молчанова - обладательница 6 мировых рекордов в такой пока экзотичной для нас дисциплине, как фридайвинг. Первые три рекорда она установила в минувшем августе на чемпионате мира в бассейне швейцарской Лозанны, проплыв с задержкой дыхания в ластах 178 метров и без ласт - 124 м, а также задержав в статике дыхание на 7 минут 16 секунд. Ну, здесь все ясно, чем дольше сможешь не дышать, тем лучше. А вот погружения Натальи в морские глубины кажутся просто нереальными и вызывают много вопросов. Корреспондент "СЭ" встретилась с Молчановой, чтобы выяснить, как ей это удается.

ГЛАВНОЕ - ХОРОШО "УПАКОВАТЬСЯ"

-В сентябре вы установили мировой рекорд, нырнув на 86 метров, а в начале ноября улучшили еще два мировых достижения, погрузившись сначала на 78 метров, затем на 55. Судя по такому разбросу результатов, это, наверное, разные виды фридайвинга?

- Конечно. 5 сентября на чемпионате мира в Ницце я нырнула в ластах на 86 метров, это было так называемое constant weight with fins погружение. 5 ноября на международных соревнованиях в египетском Дахабе достигла глубины 78 метров в свободном погружении - Free immersion. Здесь, опускаясь, можно помогать себе, перебирая руками по тросу. Через день без ласт - constant weight without fins - погрузилась на 55 м. В погружении на глубину с ластами я не участвовала, у меня уже был тут рекорд - 86 м, и улучшить его тогда мне все равно не удалось бы.

-То, что вы погружаетесь без акваланга, ясно из названия - фридайвинг. А что в нем можно и нужно использовать?

- Когда вода холодная - 24 - 25 градусов, надеваем гидрокостюм и обязательно очки с линзами, в которые наливается морская вода. Если не налить, то получишь баротравму глаз. Есть еще зажим для носа. На руке два компьютера - собственный и организаторов соревнований. На чемпионате мира было даже три, которые показывали глубину, скорость и профиль погружения. Есть также лайнер - страховочный трос метровой длины, который пристегивается к грузовому тросу. Еще надеваю грузовой пояс, чтобы идти вниз первые 15 метров. Обычно использую 3-килограммовый - при собственном весе 60 кг. Некоторые предпочитают 4 - 5-килограммовые пояса, чтобы быстрее погружаться. Но чем глубже опустишься, тем труднее оттуда выкарабкиваться.

-А без пояса нельзя?

- Дело в том, что на первых 15 метрах погружения большая положительная плавучесть, а мы еще и "упаковываемся".

-То есть?

- У меня жизненная емкость легких - 5 литров, но с помощью "упаковки" можно в себя еще полтора-два литра воздуха запихнуть. "Упаковка" выглядит вот так (Наталья очень глубоко вдохнула, и ее грудная клетка заметно расширилась, а затем начала делать коротенькие вдохи, после чего грудная клетка стала, как бочонок. Выдох был сродни хорошему порыву ветра. - Е.Р.). В результате тренировок легочная ткань становится растяжимой, что и позволяет затолкать в себя дополнительный воздух. Но это повышает положительную плавучесть, для преодоления которой и нужны грузовые пояса. Первые 15 метров в нырянии без ласт я преодолевала очень долго, секунд 25, был явный недогруз. Потом объем воздуха в легких уменьшается и длина шага возрастает. После 20 метров делаешь меньше движений, а с 30 метров идет только падение до той отметки, которую заранее заказала.

-Как ваше погружение отслеживается?

- Я заявила мировой рекорд, поэтому все погружение было заснято на видеокамеру подводными операторами, чтобы судьи потом посмотрели, не было ли касания троса. Упала до 55 м, а затем начала потихонечку подниматься. Получилось очень хорошо, у меня даже губы были розовые, когда всплыла.

-А бывает, что синеют?

- Если заказываешь предел, то и губы бывают синие, и контроль над сознанием на грани. Так у меня было при погружении на 86 метров. Там грань была явная, глубже я бы не смогла опуститься. А 55-метровое погружение оказалось очень комфортным, я даже удивилась: вот уже поверхность, а я будто и не ныряла.

-Как идет подъем с глубины?

- Вначале я очень сильно работаю, но одновременно с работой надо и расслабляться, иначе, как мы говорим, закислишься.

-Понимаю, выделяется молочная кислота. И что тогда происходит?

- Начинают отказывать мышцы, при отрицательной плавучести будешь падать вниз. В 20 метрах от поверхности плавучесть нейтральная, грести можно реже. Начиная с 15 метров плавучесть положительная, тут практически не работаешь. Последние 10 метров я вообще не гребла. На этой глубине воздух в легких начинает расширяться, и можно не двигаться.

-Сколько времени заняло погружение на 55 м?

- 3 минуты и 1 секунду.

-У вас какие-то особые физиологические возможности?

- Определенные предпосылки должны быть, но главное - тренировки. Методика, которую я разработала, позволяет мне и моим ученикам хорошо выступать.

-Вы ныряете в море. А как же готовитесь к этому в Москве?

- С помощью тренировок в бассейне на выдохе, к которым можно приступать после 2 - 3 лет интенсивных занятий. Это выглядит так: делаю выдох и ныряю. Глубина нашего бассейна - 6 метров. Когда делаешь полный выдох, в легких остается полтора литра воздуха, а на 6-метровой глубине под влиянием сжатия - 800 мл, что аналогично погружению на 40-метровую глубину на полном вдохе.

ИЗ ПУЧИНЫ - НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

-Сейчас у вас 6 мировых рекордов. Остались еще виды, которые вам не покорились?

- Только два: variable weight - погружение с непостоянным весом - и no limit. В первом случае ты на слэде - это такая специальная металлическая конструкция - опускаешься на глубину, оставляешь там слэд и поднимаешься, используя трос и ласты. A no limit - самый крутой вид, здесь слэд весит свыше 30 кг. На нем погружаются на максимальную глубину а обратно поднимаются на воздушном шаре.

- ?!

- Слэд снабжен баллоном со сжатым воздухом, на который надет специальный мешок. Погрузившись, спортсмен откручивает вентиль баллона, мешок наполняется воздухом и поднимает человека на поверхность.

-Сколько времени занимают такие погружения?

- Карлосу Коста на установление мирового рекорда в variable weight - 102 метра - понадобилось 3 минуты 56 секунд. Льюику Леферму в no limit - 171 метр - 2 с половиной минуты.

-На такие глубины погружаются в определенных местах?

- Подобных мест много. Льюик установил свой рекорд около Ниццы, там, где проводился чемпионат мира и где мне удалось погрузиться на 86 м. На Красном море есть знаменитая впадина Blue Hole, где мы в начале ноября соревновались в рекордных погружениях.

-Слышала, что Blue Hole - культовое место для ныряльщиков. Расскажите о нем немного.

- Эта впадина находится километрах в 20 от Дахаба, довольно мистического города на Синайском полуострове, где некоторые люди ощущают таинственные излучения. Открыл Blue Hole израильский ученый, тогда это была территория Израиля. Вдоль берега идут рифы, образуя на водной глади белое пятно, метров на 100 врезающееся в море. В середине белого пятна - темно-синее пятно, метров 50 в диаметре. Это провал глубиной 100 метров. В нем на глубине 53 метра есть созданная природой арка голубого цвета. Ее длина - 26 метров, ширина - 10. Я там уже два года тренируюсь. В этом году мы с Лешкой (18-летний сын Натальи Молчановой. - Е.Р.) сделали проныр в Blue Hole, на вдохе, без акваланга.

-Насколько это опасно?

- Там погибло больше ныряльщиков, чем во всем Красном море. Только по официальным данным - более 150. Трудно сказать, какие причины приводят к гибели. Двое наших там остались, Юра Липский и Андрей Никитин. В их честь в скальной стене памятные доски установлены.

ЯБЛОЧКО ОТ ЯБЛОНЬКИ...

-Ныряя на большую глубину, замечаете что-то вокруг?

- В последний раз на глубине 55 метров большая стая двухметровых тунцов ходила, их трудно было не заметить.

-Что-то необычное видели?

- В том же Красном море встретилась интересная рыбка, у нее огромные глаза, и она смотрела на нас, как добрая собачка. Если ее испугаешь, рыбка раздувается и становится похожа на ежа. Но мы ее пугать не стали, просто сняли на видео. Сказка рифовая.

-А неприятности бывали?

- В прошлом году с Лешкой в Blue Hole приключилась. Он заказал глубину 85 метров - впервые такую большую. Достигнув ее, Лешка открыл баллон, но воздух так медленно наполнял мешок, что сын около 30 секунд висел на глубине. Эта статика была критической для него. Дождался, когда слэд пойдет вверх, начал подниматься и вышел на поверхность с блэк-аутом - потерей создания - из-за резкого перепада давления.

-На глубине 86 метров давление 9 атмосфер. Как организм такое выдерживает?

- Больше всего страдают воздушные полости, надо постоянно продуваться, примерно как в самолете. На большой глубине происходит перераспределение кровотока. Кровь с периферии устремляется в сосуды легких. Легкие должны быть очень эластичными, а в противном случает ныряльщик на поверхности кровью откашливается.

-Излишне говорить, насколько экстремален фридайвинг. Сын пошел по стопам мамы с вашего благословения?

- Это самый ужасный факт в моей биографии. Лешка еще очень молод и не понимает, что Глубина - с большой буквы. Для него она - с маленькой. За это и поплатился блэк-аутом. Глубину надо уважать. Он занял на чемпионате мира второе место в динамике без ласт, пронырнув 134 метра, и третье с моноластой - 199. Это очень прилично, но глубину он пока все равно не уважает.

-Вы страхуете его при погружении?

- Если человек уходит на глубину он один никогда не поднимается. Таково требование техники безопасности. Страховка происходит так. Сначала ныряет спортсмен, через какое-то время вслед за ним ныряет сейфити и на всплытии, метров с 20, контролирует ныряльщика. Если глубокое погружение, то с 40 метров. Я за Лешкой ныряю на 40 метров, смотрю за ним.

-При каких обстоятельствах состоялось ваше первое погружение?

- Вообще-то я мастер спорта по скоростным видам подводного плавания, а фридайвингом начала заниматься, когда мне было уже за 40. Попался журнал, в котором была статья о новом виде спорта. Словечко такое красивое. Позвонила автору Юле Петрик, мы с ней встретились, поговорили, и я заразилась . Потом поехали с ней в Египет, в Шарм-аль-Шейх. Помню, когда впервые погружалась, вертела головой во все стороны, восторг от увиденного был совершенно детский. Видела двух танцующих скатов, у меня до сих пор эта картина перед глазами стоит: огромные рыбины, размах крыльев полтора метра, парят в воде. Нырнула тогда на 38 метров и удовольствия особого от самого процесса не испытала. Потом с яхты делали ночное погружение на 47 м, видели акулу-молот, да не одну, целую стаю. Они, наверное, были сытые, на нас даже не посмотрели. Когда налюбовалась видами подводного царства, обратила внимание на спортивную сторону фридайвинга. И начала заниматься уже всерьез.

-Обитатели глубин на вас не нападали?

- Нет, ни разу.

-А чудовищ видели?

- Это случается с теми, кто с аквалангом ныряет, у них бывает так называемый азотный наркоз, вот тогда и мерещатся всякие чудища.

СОЛНЦЕ, УЛЫБКИ И МУЗЫКА ШНИТКЕ

-Как определяется, что вы были именно на заказанной глубине?

- Во время погружения с ластами (constant weight with fins) касаться троса руками нельзя. Только внизу в полутораметровой зоне можно его коснуться, чтобы сорвать карточку отмечающую глубину. Судьи засчитывают погружение, исходя из показаний трех компьютеров плюс карточка. Кстати, во время установления рекорда я погрузилась не на 86 метров, а глубже. На моем компьютере было 88,7, на другом - 88,5. Организаторы промахнулись с веревкой, она намокла и под тяжестью груза растянулась. У всех было расхождение в два метра.

-Так почему вам не засчитали 88 метров?

- Мировой рекорд фиксируют по карточке, а на ней было 86 метров.

-Как вы разминаетесь перед погружением?

- Мы готовимся к нему около 10 минут. Лежим в море на спине, расслабляемся. Надо поймать состояние близкое к анабиозу: минимальное потребление кислорода при минимальном выделении энергии.

-И как вы его ловите?

- Каждый по-своему. Я использую метод деконцентрации, при этом можно впасть в состояние, близкое к медитативному. Но медитация подразумевает отключение от действительности, а нам это не подходит. Мы на соревнованиях, нам необходимо контролировать ситуацию. Состояние деконцентрации помогает уйти на большие глубины.

-Для успешного погружения какие нужны условия?

- Очень важно, чтобы не было волн, потому что, когда мы лежим в воде и расслабляемся, при больших волнах некоторых укачивает. Температура воды должна быть не ниже 25 градусов, чтобы не надевать толстый костюм. Хорошо, если светит солнышко, тогда настроение поднимается. Еще должна быть дружелюбная обстановка. Этот вид спорта связан с постоянной опасностью, фридайверы понимают это и относятся друг к другу доброжелательно.

-Что еще способствует рекорду?

- Скажу, только не думайте, что это чушь собачья. Фридайвинг очень мощно действует на организм. В день старта я ощущала, что меня просто переполняет энергия, циркулирует по всему телу. В спокойной обстановке такого трудно достичь, нужна стрессовая ситуация.

Иногда перед погружением слушаю музыку. Люблю Шнитке. Перед погружением на 78 метров слушала именно его.

ПРИТЯЖЕНИЕ ГЛУБИНЫ

-Что вы ощущали, когда погружались на 86 метров? Это же высота 30-этажного дома!

- На первых 15 метрах одна задача - побыстрее уйти вниз, поэтому надо активно поработать. До 35 метров движения мягкие, а потом начинается падение. В бездну. Было ощущение нереальности происходящего. Я до сих пор не могу осознать, как это получилось, настолько тяжело было. Просто запредельные нагрузки.

-С каким весом погружались, сколько времени это заняло?

- На мне был 2-килограммовый пояс, продолжалось все это 3 минуты 33 секунды.

-В голове мысли есть, когда погружаешься на такую глубину?

- Состояние деконцентрации предполагает уход от мыслей, поскольку работа головного мозга "съедает" до 20 процентов кислорода. Когда мысли мелькают, перескакивая с одной на другую, я стараюсь их затормозить. На глубине 35 метров наступает эйфория, я нигде такой не испытывала.

-А терпеть, как обычным пловцам на длинной дистанции, приходится?

- Мне в конце погружения терпеть несложно. А это опасно, потому что я не знаю, где моя граница. Мне приходится контролировать сознание: когда оно начинает ускользать, надо всплывать.

-Без моря сколько можете прожить?

- Я не повернута на водной стихии. Когда вернулась домой после погружения на 86 метров, у меня было такое нервное истощение, что 20 дней вообще в воду не залезала.

-Сколько вас в мире таких крутых дайверов?

- У женщин глубже 70 метров ныряют только четыре человека, у мужчин за 90 метров - пятеро.

-Фридайвинг для вас - всепоглощающая страсть?

- Даже диссертацию о нем пишу! Плюс сделала два фильма. В одном постаралась передать ощущение полета, кстати, использовала в нем произведение Шнитке "Полет". Другой посвящен философии фридайвинга.

-И в чем заключается для вас эта философия?

- В том, что я ныряю не за спортивным результатом. Меня привлекают не 86 метров глубины, а ощущение растворения в пространстве. Там в душе открывается что-то глубинное, сущностное.

-А какой у моря цвет при погружении?

- В Средиземном цвет просто безумно красивый. Глубина влечет именно своим цветом. Синим. Он становится все насыщенней и насыщенней, глубина зовет, и хочется туда идти.

-Как в фильме Люка Бессона "Голубая бездна"?

- Неоднозначный фильм. В нем показано соперничество великих ныряльщиков второй половины прошлого века Майорки и Майоля. Майорка по фильму погибает, а Майоль остается на глубине. Он оставил любимую на берегу и ушел в бездну. Я прекрасно понимаю, почему он это сделал. Но у меня есть дети, я не уйду.

-А что, тянет?

- На глубине - пожалуй, да. Но наверху у меня остаются любимые люди, и я, повторяю, в бездну не уйду. А фильм сильный.

Елена РЕРИХ