Газета Спорт-Экспресс № 280 (3958) от 6 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 5

6 декабря 2005

6 декабря 2005 | Авто-мото - Мотоспорт

МОТО

У МОТОКРОССА В РОССИИ БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ

Мотокросс, пользовавшийся в СССР большой популярностью, сегодня вновь на подъеме. С появлением профессиональных команд уровень мастерства нового поколения российских кроссменов резко вырос. О настоящем и будущем этого вида спорта в стране "СЭ" рассказал президент команды Московской области "Красные Крылья" Игорь Иванович Косенков.

-Игорь Иванович, почему наши мотокроссмены так долго не добивались серьезных результатов?

- Мотокросс - вид спорта не из дешевых. С распадом СССР распались и многочисленные мотоклубы. Спортсмены перешли на полное самообеспечение. Расходы на технику, экипировку, поездки на сборы и соревнования ложились на плечи либо самих кроссменов, либо их родителей. К примеру, за год спортсмен приличного уровня "укатывает" два-три мотоцикла. Стоимость каждого приближается к 10 тысячам долларов. А сколько денег нужно на резину, бензин, запчасти... Трудно добиться хорошего результата, обтачивая между заездами протекторы изношенных покрышек.

Оценив сложившуюся ситуацию, губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов решил создать первую в России профессиональную команду по мотокроссу. Собрать в нее перспективных гонщиков и обеспечить их всем необходимым для полноценных занятий спортом. В ответ от них требовалось только одно - максимальная отдача. Так два года назад родились "Красные Крылья".

-Оправдала команда ожидания?

- Безусловно. Причем не только спортсмены. Не менее важен эффективный труд тренерского состава и руководства. Конечно, неоценимую помощь нам оказал губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов, а также спонсоры. Благодаря слаженной работе всего коллектива команда теперь успешно защищает честь Подмосковья на соревнованиях самого разного уровня - от российского до международного.

-Чего уже удалось добиться?

- Главные победы - золотые медали на всех этапах лично-клубного чемпионата России и лично-командного первенства страны среди молодежи. "Красные Крылья" забрали львиную долю призов на престижной гонке "Трофей России", выиграли Кубок губернатора Московской области. Последнюю награду мы передали администрации Серпуховского района в знак благодарности за оказанную команде поддержку.

-Почему именно Серпуховского района?

- Потому что там мы наконец получили собственную базу. Весной этого года по решению Бориса Всеволодовича Громова было дано распоряжение администрации и лично главе района А.В. Шестуну создать необходимые условия для полноценных тренировок. В результате в распоряжении "Красных Крыльев" появились жилые помещения, боксы для ремонта и хранения мотоциклов, столовая, кухня, душевые и, конечно же, отличная кроссовая трасса.

-А как обстоят у вас дела на международной арене?

- Тоже неплохо. Конечно, о золоте говорить пока рано, но на чемпионате Европы Виталий Тонков по сумме шести этапов занял 4-е место и выполнил достаточно редкий для нашего мотоспорта норматив мастера спорта международного класса. А экипаж Евгения Щербинина и Сергея Сосновских тоже стал четвертым в классе мотоциклов с колясками, но уже на чемпионате мира.

-А за что команда была удостоена премии "Олимп"?

- Премию "Российский национальный Олимп" дают за вклад в развитие современной России в самых разных областях - от здравоохранения до экономики. Жюри оценило наш вклад в развитие российского спорта и вручило команде награду "За спортивные достижения". Кстати, это должно стать хорошим стимулом для ребят: их награждали перед огромным залом, церемония транслировалась на всю страну по центральному телеканалу.

-Насколько я знаю, за "Красные Крылья" выступают спортсмены разных возрастов...

- Да, такой команды нет, пожалуй, ни в одном другом виде спорта. В молодежные "Крылья" входят мальчишки от 9 до 18 лет. Есть у нас и взрослые, уже сформировавшиеся мотокроссмены.

-Не трудно работать с юными гонщиками? Ведь они в большинстве своем еще совсем дети.

- Специфика мотокросса такова, что занимающийся им человек уже с малых лет становится более ответственным. У него вырабатывается особый характер, появляются лидерские качества. Без этого не видать побед на соревнованиях. Такие дети дадут фору многим взрослым. Малыши, видя, как их старшие ребята пашут на тренировках, тоже не позволяют себе расслабиться.

-Кто направляет бурлящую детскую энергию в нужное русло?

- Этим занимается тренерский коллектив. Наставники 24 часа в сутки находятся рядом со спортсменами. У всех тренеров еще до прихода в "Крылья" был накоплен немалый опыт работы с мотокроссменами. Сейчас он становится еще богаче, появляются новые методики. Ведь подобная команда - явление для России уникальное.

-Погодные условия у нас не самые благоприятные для занятий мотоспортом. Чем спортсмены занимаются, когда выпадает снег?

- Отдыхать им не приходится. Настоящий профессионал должен работать круглый год, а руководство команды - создавать для этого все условия. В ноябре начинаются сборы. Вся команда выезжает на юг России и приступает к подготовке к следующему сезону. С небольшими перерывами сборы проходят всю зиму. В мотокроссе побеждает тот, кто правильно тренировался в межсезонье, накопил достаточно сил для летних гонок.

-Мало какой вид спорта может сравниться с мотокроссом в зрелищности. Здесь и высокие скорости, и прыжки, и жесткая борьба ...

- Конечно, мотокросс - это не только вид спорта, но и незабываемое шоу. Лично мне гонка напоминает рыцарский турнир. В закрытом парке спортсмены надевают похожую на рыцарские доспехи защиту. Механики в считаные минуты бортируют покрышки, словно подковывают лошадей. Синхронный рев нескольких десятков глушителей на старте - настоящий боевой клич. Ну а на трассе начинается настоящая скачка, только на железных конях. На Западе вокруг мотокросса создана целая индустрия. На соревнования приходят десятки тысяч зрителей, огромными тиражами выходят специализированные журналы и книги, снимаются фильмы. У нас этого, к сожалению, пока нет, но только пока. У мотокросса в России большое будущее.

-А каким вы видите будущее "Крыльев"?

- Прежде всего команда делает ставку на молодых спортсменов. Чемпионов надо воспитывать с юных лет. Основное внимание уделяется именно молодежи, которая при грамотной подготовке через несколько лет будет завоевывать награды самого высокого достоинства. Этой политики мы намерены придерживаться и в дальнейшем.

Мы постоянно стараемся улучшить условия, в которых гонщики живут и тренируются. В сентябре этого года на приеме у губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова им был одобрен проект строительства новой базы. Будет возведен целый специализированный комплекс, включающий в себя соответствующую самым современным стандартам кроссовую трассу, боксы для хранения и ремонта техники, жилые помещения мирового уровня, многофункциональный тренажерный зал, русскую баню... Одним словом, будет где профессионально работать с молодыми спортсменами.

-Трудно быть президентом "Красных Крыльев"?

- Нелегко. Мы впервые в России организовали профессиональную команду по мотокроссу, наработанной методики в этой области не было, приходилось продвигаться вперед методом проб и ошибок. Теперь "Красные Крылья" стали сильнейшей командой страны, и мы будем и впредь с честью представлять Московскую область на российских и международных соревнованиях.

Федор КУЗНЕЦОВ