Газета Спорт-Экспресс № 278 (3956) от 3 декабря 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

3 декабря 2005

3 декабря 2005 | Биатлон

БИАТЛОН

ОЛИМПИЙСКИЙ СЕЗОН с Александром ПРИВАЛОВЫМ

НЕ "РАСПЛЕСКАТЬ" КОМАНДУ!

С одной стороны, прошедший на днях в шведском Эстерсунде первый этап Кубка мира произвел благоприятное впечатление: россияне завоевали полный комплект медалей - золото Ольги Зайцевой, серебро мужского эстафетного квартета и бронза женского. С другой - обе эстафеты, под занавес которых наши биатлонисты и биатлонистки упустили, казалось бы, верные победы, оставили вопросы.

Разобраться в произошедшем читателям "СЭ" поможет обладатель бронзовой (1960) и серебряной (1964) олимпийских медалей, главный тренер сборных СССР и России (с 1966 по 1994 год) Александр Привалов.

-Есть ли, на ваш взгляд, какие-то различия в подготовке команды к этому олимпийскому сезону по сравнению, скажем, с сезоном предыдущим?

- Уверен, что есть. В прошлом году сборная выступала на первом кубковом этапе в Бейтостолене, не имея за плечами такого объема подготовительной работы. Она выехала в Норвегию и через неделю - полторы уже стартовала. Теперь же спортсмены провели на предсезонном сборе 20 дней. Такая база позволяет надеяться на успешное выступление на Играх в Турине.

Кстати, этот этап показал, что все команды готовятся по разным схемам. Удивили меня и слишком резкие изменения в психологическом состоянии некоторых фаворитов. Например, очень понравилась стрельба в спринтерской гонке немки Уши Дизль и француженки Сандрин Бэйи. Обычно эти биатлонистки стреляют по принципу "подлавливания" - так называют резкую работу во время огня, при которой вероятность попадания и промаха практически одинакова. А в спринте они вели себя на стрельбище совершенно иначе, я даже подумал: надо же, девушки-то изменились. Но в гонке преследования все встало на свои места - у каждой по четыре промаха.

-А в эстафете Дизль и вовсе получила на каждом огневом рубеже по штрафному кругу.

- При такой стрельбе нервы у нее не выдержали. Это состояние, как ни странно, присуще именно опытным и даже великовозрастным спортсменам, потому что длительные выступления в первую очередь изнашивают нервную систему.

-Часто, когда речь идет о лыжной подготовке биатлонистов, можно услышать формулировку "большие объемы". Вы тоже упомянули этот термин. А что он обозначает?

- Принцип спортивной тренировки состоит в том, чтобы адаптировать спортсмена к режиму, с которым тот сталкивается во время соревнований. Подготовка идет круглый год, и биатлонисты постоянно получают большую нагрузку, но когда наступает зима, все равно встает вопрос об адаптации организма к снегу, к лыжам, к выступлениям в холодных условиях. Не только в биатлоне, но и во всех циклических видах спорта есть очень важный момент, когда необходимо переключить организм спортсмена с углеводного цикла энергоснабжения на липидный или жировой, при котором выделяется гораздо больше энергии. Так вот, чтобы развить эту систему энергоснабжения, надо выполнять большие объемы работы слабой интенсивности.

-То есть подолгу бегать на лыжах в невысоком темпе?

- Да, по два-три часа, а иногда и больше. Чтобы у спортсмена все было в порядке на протяжении всего сезона, нужна именно такая работа. Поэтому даже после появления в биатлоне коротких дистанций принцип тренировок не изменился. Кстати, наш знаменитый лыжник Вячеслав Веденин, да и все гонщики тех поколений уделяли очень большое внимание такой подготовке, отсюда и высочайшие результаты.

-То есть хорошенько подготовиться к сезону за пару месяцев невозможно и надо по крайней мере в течение нескольких месяцев каждый день бегать часа по три?

- Даже больше. Работа это долгая и нудная, но без нее в циклических видах спорта успеха не добиться.

-Что же она дает в первую очередь?

- Выносливость. Возьмем мужскую эстафету в Эстерсунде. Николай Круглов бежал на последнем этапе вместе с Оле-Эйнаром Бьорндаленом. Два первых круга они прошли практически с одинаковой скоростью. А что случилось потом? Думаю, Николай поддался ажиотажу. Он был лидером, бросился свое лидерство отстаивать и чуть-чуть превысил собственные возможности на сегодняшний день. Для норвежца же такая скорость даже в начале сезона, видимо, обычное дело. Поэтому ближе к финишу Круглов уже не мог быстро бежать, а у Бьорндалена оставался солидный запас сил.

-Вы хотите сказать, что если бы Круглов провел финишные километры эстафеты в своем темпе, а не старался бы подальше убежать от норвежца, результат мог быть иным?

- Именно так. На первой половине этого отрезка Николай, возможно, и проиграл бы секунд 15, но на самом финише столько бы не уступил. Вообще, первый этап Кубка мира стал этапом парадоксов. Выступали участники очень неровно. Иной раз смотришь и думаешь: как же так, ведь все так упорно готовились...

Впрочем, надо сделать скидку на то, что это был первый старт сезона, спортсмены еще не адаптировались к внешним раздражителям - зрителям, соперникам. Вот и получается: сегодня - взлет, завтра - провал. Как у Дизль. Или у Рафаэля Пуаре. В спринте он блестяще работал. Я следил с секундомером за его стрельбой: француз начинал огонь на 18-й секунде и провел гонку без единого штрафа. А в преследовании он вдруг принялся стрелять на 12-й секунде и в итоге нахватал штрафных. Похоже, по результатам спринта он высоко оценил свои возможности, понял, каков расклад с конкурентами, и в преследовании решил прибавить, а подготовки-то и не хватило.

-То есть переоценил свои силы?

- Да. И таких примеров очень много. Скажем, норвежец Стиан Экхофф выиграл спринт с чистой стрельбой, а в эстафете отработал из рук вон плохо. Вот потому-то, повторяю, первый кубковый этап - этап парадоксов. Спортсмены еще не в лучшем своем состоянии. Когда я был главным тренером сборной, мы летом и осенью проделывали объемную работу, а на стартовых этапах Кубка мира доводили спортсменов до оптимальной формы, и к ним приходила высокая скорость. Уверен, нынешние тренеры Валерий Польховский, Николай Савинов поступают так же. Объемная работа - это основание пирамиды. Но мы ведь готовим спортсменов к соревновательному режиму, а на соревнованиях у них должны быть и скорость, и скоростная выносливость. Пока эта работа отнюдь не завершена.

-Значит, увиденные нами в Эстерсунде ошибки объясняются особенностями стартового этапа. А их нужно специально исправлять?

- Большинства этих ошибок не будет уже на втором-третьем этапах. Они следствие нехватки соревновательного опыта. Когда ребята немного адаптируются, все пойдет иначе. Но одновременно возникнут другие проблемы. В основном связанные с нервной системой, с психикой. А сейчас самое главное - учесть все возникшие негативные моменты. Времени для серьезной подготовки у биатлонистов не так уж много, однако кое-что сделать можно. Например, недостатки в стрельбе устраняют с помощью специальных тренажеров. Похоже на школьную работу над ошибками. А другого варианта нет. Если над этим не работать сейчас, то ничего не получится и на финише сезона. Выходить на олимпийский старт и надеяться на авось нельзя.

-Вы сказали о нехватке соревновательного опыта на первом кубковом этапе. Неужели таким закаленным турнирным бойцам, как Сергей Чепиков, Павел Ростовцев, Сергей Рожков, Ольга Пылева, для уверенных выступлений тоже нужна соревновательная практика?

- Конечно. Любой спортсмен - прежде всего человек. Даже великий Бьорндален не сумел выиграть спринт. Что же касается наших, то Чепиков начинал еще у меня, ему уже почти 39 лет, Ростовцеву - 34, в таком возрасте спортсмену прежде всего важно сохранить нервную систему, а это очень непросто сделать.

-Ростовцев, кстати, свой эстафетный этап провел просто прекрасно.

- Но тренерам все равно надо присматриваться к молодежи, от этого никуда не уйти. Есть у нас способные ребята, и, не рассчитывая на Играх на большой успех, они, возможно, смогли бы раскрепоститься и благодаря этому выиграть.

-Но вы же сами знаете, как тяжело принять решение выставить молодого вместо опытного и проверенного. А если что-то пойдет не так? Болельщики этого не простят.

- А я хочу напомнить вам Олимпиаду 1968 года. Александр Тихонов взял в руки винтовку лишь в 1966 году, а на Играх в Гренобле я этого пацана, юниора, поставил на ответственнейший первый этап. И Александр проявил себя прекрасно, ту эстафету мы выиграли. А если бояться, то можно вообще ни с чем остаться.

-Пример сильный. Но без ветеранов все-таки не обойтись.

- Разумеется. И работать с ними надо аккуратно. Как я уже сказал, беречь их нервную систему. Посмотрите на немцев. Они в подготовке к олимпийскому сезону лидеров пошли своим путем и даже не выставили их в Швеции. Наверняка тренеры целенаправленно ведут Свена Фишера и Рикко Гросса к Турину, используя все свои ресурсы, в том числе научные, медицинские. Впрочем, ставку на Олимпиаду делают все без исключения, все хотят, чтобы их спортсмены приехали в Италию на пике формы. Нельзя позволить, чтобы команда "расплескалась" на этапах Кубка мира.

-Напоследок - ваш прогноз по поводу того, как будут складываться в ближайшее время дела у наших биатлонистов.

- От этапа к этапу ребята и девушки будут набирать форму, к ним придут и скорость на лыжне, и точность стрельбы. Я внимательно наблюдал за нашей командой, и, думаю, все у нее будет нормально. Самое главное - грамотно провести последний этап подготовки перед Турином.

Лина ХОЛИНА