Газета Спорт-Экспресс № 263 (3941) от 16 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

17 ноября 2005

17 ноября 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Дмитрий ФЕДОРОВ

Несколько лет назад прочитал занимательнейшую статью о том, что две крупные фирмы, производящие самолеты, взялись за проекты сверхбольших лайнеров, способных перевозить до полутысячи пассажиров. Такие гиганты, оказывается, очень перспективны на туристическом рынке. Но прибыль от создания огромных самолетов можно получить лишь в том случае, если на практике будет реализован один из двух проектов. Конкуренция разорит обе фирмы. Кто-то должен уступить. Так и не знаю, чем там закончилась борьба за воздух.

В российском хоккее борьба за воздух для дальнейшей сладкой жизни находится в самой волнующей стадии: идеи красиво изложены, и ничего другого уже не остается, как начать реализовывать их на практике.

У Вячеслава Фетисова за три года работы на посту главы Федерального агентства по физической культуре и спорту фактически не было дела, за которое он полностью нес моральную ответственность перед обществом: в неудачах на Олимпиаде виноват Олимпийский комитет, за футбольные и хоккейные провалы достается федерациям. ЕАХЛ же сугубо фетисовский проект. Если он окажется неудачным, то потом скажут: великий игрок не обязательно хороший менеджер. Если же ЕАХЛ вообще не состоится, то тогда словам Фетисова перестанут верить, а это непоправимый удар по карьере.

Спорт высокого уровня сейчас требует космических затрат. А хоккей, к сожалению, в конце прошлого века стал терять позиции на рынке зрелищ. Повсеместно. Долокаутные телерейтинги НХЛ были убийственны, в новостях канала "Евроньюз", вещающего на весь Старый Свет, я ни разу не видел результаты хоккейных матчей, а вот гонки по ледяному желобу на коньках там показывали. Если ты неинтересен телевидению, то неинтересен спонсору, - это аксиома. Следовательно, при нынешнем положении вещей две хоккейные лиги могут сосуществовать, но по-настоящему сильными не будут. На всех денег не хватит.

Фетисов обещал решить все проблемы, которые в последние годы возникали перед хоккейными людьми и которые не решал президент ФХР Александр Стеблин. Все. Что уже настораживает. Окупаемость ЕАХЛ - важнейший посыл, который привлек президентов клубов, подписавших протокол о намерениях по новой лиге. Второй посыл, дополняющий первый, поддержка ЕАХЛ властью.

Тут как раз, на стыке этих привлекательных пунктов программы, так и хочется заложить взрывчатку скепсиса. ПХЛ спешно привлекла на свою сторону высокопоставленную персону - председателя комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова в качестве президента лиги - и побила фетисовский козырь. Другой козырь побить невозможно. Потому что и спорт вообще, и хоккей в частности окупаемым может быть всего в нескольких экономически очень сильных странах: США, Англии, Японии.

Классный спорт по определению убыточен. Владельцы клубов идут на потери, потому что спорт приносит серьезные имиджевые дивиденды. Берлускони никогда не стал бы премьер-министром Италии, не будь он хозяином "Милана".

Власть и у нас, и в соседних странах, естественно, может с легкостью обязать солидные компании спонсировать такой проект, как ЕАХЛ. Причем крупными суммами. Так что формально самоокупаемость реальна, но в таком случае инвесторы вложат деньги по принуждению. Это будет такая же регулируемая экономика, как и при социализме. Это не бизнес. И не стоит забывать, что ту экономическую систему постиг исторический крах.

Если бы у власти была единственная забота - хоккей, то тогда не стоило бы сомневаться в хороших перспективах ЕАХЛ. Но когда-то же власти надоест нажимать на богатых людей, и тогда придется жить по законам рынка. А тут и выяснится, что король голый. Ведь правда жизни в том, что хоккей на данный момент не является хорошо продаваемым продуктом. Ни в США, ни в Европе.

Все остальные вопросы - по потолкам зарплат, драфту, категориям игроков и трансферным суммам, акционированию и разделению суперлиги на зоны - суть внешнее обрамление идейной борьбы. И никто не кинется сломя голову исполнять революционные понедельничные решения ПХЛ. Ни к чему. Сделан главный ход - привлечен государственный человек. Впрочем, вряд ли борьба за воздух в связи с этим обстоятельством закончена.