Газета Спорт-Экспресс № 254 (3932) от 4 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 5

4 ноября 2005

4 ноября 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ"

ПРИЗ ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ

КАК ХОРОШИЙ "МЕРСЕДЕС"

В нашей рубрике мы уже рассказывали о геральдическом знаке, который в качестве приза получит лучший российский арбитр. Напомним, что щит в центре знака обозначает место схватки, поле боя, символизирует место приложения усилий. Мяч - завершенная форма, центр событий. 22 языка пламени показывают по 11 игроков на каждой половине поля, разделенных границей и страстно стремящихся к цели. Трубы - словно свисток судьи, горн, возвещающий о событии, действии. Штандарты на трубах - желтая и красная карточки. Перчатка включает в себя открытую ладонь (правосудие, честность) и латы (правила, каноны, честь), а глаз - это мудрость, наблюдательность. Свет - всепроникающее присутствие, начало и конец, публичность, суд. Плюс российский флаг и стадион, ставший фоном.

Над воплощением этого знака в материальное, осязаемое трудились большое число талантливых мастеров, сотворивших в итоге уникальное изделие. На наше предложение взяться за работу они согласились сразу. И, как показалось, с превеликим удовольствием. "Отказываться от работы такого уровня? Ну что вы?!" - развели руками мастера и приступили к делу.

Между тем, по словам профессионалов, исполнение заказа - дело весьма и весьма сложное! Все до единой детальки исполняются вручную. Сначала из серебра. Потом каждая из них "резинится". То есть с помощью специальной резины делается формочка, которая наполняется воском, затем внутрь заливают специальную массу, воск выгорает - и только потом приступают к отливке окончательного варианта из нужного металла.

Например, мячики для цепи. Каждый состоит из нескольких деталек: собственно мячика, подложки, которая служит основой для цепочки, колечек. Единой частью нельзя, невозможно будет наложить эмаль. Когда ее накладываешь, пайка исключается, иначе эмаль будет неприятного цвета. Поэтому на подложке выпиливали рантики, припаивали колечки и уже потом аккуратненько подгоняли "мячики", чтобы штыречки, с помощью которых они крепятся к основанию, попали в отверстия. Своеобразной бормашиной "клепали" мячи к основе. Чтобы было проще, назовем так, хотя это не совсем клепка в привычном понимании. Изготовление такой детали цепи заняло полторы недели. Из 56 сделанных "мячиков" подошли в итоге 38.

Препятствия порой возникали неожиданно. Щит, предположим, один человек делал две недели - день и ночь. Или, скажем, огромную трудность вызвало написание первых букв в слове "Россия" - слишком большое расстояние между нижними частями "Р" и "О". Поначалу некрасиво получилось. Раз пять переделывали - не смотрится, и все тут. Хотя, конечно, можно было воспользоваться томмографом, на котором все делается за один день, но тогда теряется смысл и ощущение присутствия мастера. Что ни говори, а если вложена душа, это чувствуется. Литая же вещь - мертвая.

Цепь и фон в виде стадиона сделаны из серебра. Лента с надписью, венок, российский флаг, трубы, мяч в центре, лучи света под перчаткой - из золота. А сама перчатка с глазом и щит - из "белого" золота, сплава чистого палладия с чистым золотом.

Но изготовить детальки еще полдела. После того как они готовы, начинается не менее трудоемкое занятие - собрать отдельные части вместе в соответствии с эскизом. Казалось бы, несложная затея - эскиз-то под рукой. Ан нет.

Скомпоновать и соединить так, чтобы вещь смотрелась безукоризненно, на самом деле тяжело. Ведь все предметы находятся в различных плоскостях, а стало быть, требовалось подгонять. А это микроны! Четыре раза ювелиры собирали - разбирали, прежде чем достигли близкого к идеальному, или, вернее, устраивающего мастеров, нынешнего вида. Детали крепятся к основанию штифтами, каждый из которых, разумеется, из материала, этой самой детали соответствующего. Примечательно, что в итоговой калькуляции учитывается вес каждого штифта. А всего приз весит более полукилограмма - 432 грамма серебра и 122,9 грамма золота.

Для раскраски геральдического знака использовались английские и французские эмали. Увы, не наши, которые считаются лучшими в мире. Насколько они хороши, настолько же недоступны. Их главное отличие - присутствие солей золота. Совсем другой оттенок и иная ценность! Не случайно именно они на всех наших орденах и медалях. Приз "Лучшему российскому арбитру" от "ИФД КапиталЪ" стал бы еще краше и дороже, но, увы, отечественные эмали спрятаны за семью печатями на знаменитом Дулевском заводе. Но и без них награда, над изготовлением которой в течение двух с половиной месяцев корпела бригада мастеров, удалась на славу.

Помимо главного изготовили и призы за второе и третье места - размером поменьше. Второй, по оценкам, арбитр получит знак из тех же металлов, что и лучший судья, с той, разумеется, разницей, что золота и серебра будет меньше. Третий же приз целиком серебряный - с позолотой в некоторых местах.

Уверен, с особым вниманием читают эту заметку арбитры - потенциальные владельцы приза, рыночную стоимость которого спрогнозировать невозможно. Особенно если учесть, что это первый экземпляр. Он, словно олимпийская медаль: сколько владелец скажет, столько ему и заплатят. А уж через пару десятков лет цена подскочит до невероятных цифр. Одним словом, мастера-волшебники гарантируют: хороший "мерседес" в обмен на приз - это минимум, на что можно рассчитывать. Так что, если у обладателя Мантии, не дай бог, случится "черный день", проблем не возникнет.

Александр МАРТАНОВ