Газета Спорт-Экспресс № 237 (3913) от 14 октября 2005 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

14 октября 2005

14 октября 2005 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006. Отборочный турнир

НАС ОТУЧИЛИ ПЛАКАТЬ НА ФУТБОЛЕ

Игорь РАБИНЕР

из Братиславы

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Это было шесть лет и пять дней назад. 9 октября 1999 года в Лужниках, где трава была еще настоящая, в эпическом решающем матче схватились сборные России и Украины.

Когда в конце игры Александр Филимонов забросил мяч в собственные ворота после навеса Андрея Шевченко, стадион замер в шоковом оцепенении. После финального свистка я вместе с потрясенными коллегами неподвижно просидел в своем кресле ложи прессы еще минут 15, бессмысленно глядя куда-то перед собой и не веря, не желая верить в реальность происшедшего. Увы, то было не наваждение. И, осознав это окончательно, мы с собратьями по профессии, не в силах более сдерживаться, вдруг обнялись и расплакались.

В среду на незаполненном братиславском 30-тысячнике "Слован" такой гаммы чувств после матча не было и в помине. Мы остались без первенства мира, но, как бы ни пытались убедить себя во вселенском горе по этому скорбному поводу - отчего-то не плакалось. Настроение было ровным и каким-то, простите, почти равнодушным. Слезы? Да вы что, издеваетесь?! Обидно было только за Юрия Семина, достойного человека и тренера, который взялся платить по чужим долгам. И не расплатился. Он, Семин, этой минуты не заслужил.

А ровным настроение было потому что в противовес игре с Украиной каждая последующая минута все больше убеждала в неизбежности и справедливости летального исхода. К концовке, когда стало окончательно ясно, что помочь нам может только Господь Бог, желание уже было только одно: чтобы все это побыстрее закончилось. Так желают скорейшего ухода в мир иной невыразимо мучающемуся смертельно больному.

Конечно, случись чудо, мы восприняли бы его с искренней радостью. Несправедливый выход команды на чемпионат мира все равно лучше справедливого невыхода - у миллионов наших болельщиков был бы хоть праздник причастности к чему-то большому. Мрачное впечатление от качества игры постепенно стерлось бы, и чем ближе была бы Германия, тем усерднее страна, как всегда, впадала бы в казенный оптимизм. И, несомненно, с тем же эффектом, что и всегда. Но почему что-то должно быть иначе, если мы вот так бездарно играем в решающем отборочном матче против вышколенной и организованной, но довольно посредственной команды? С какой стати взяться волшебному преображению?

Мы тупо маршируем по замкнутому кругу - вот какое ощущение вызывает все происходящее. Можно, конечно, смириться с тем, что наш футбол второсортен, что выход в финальную часть чемпионата мира или Европы - замечательное достижение, и более высоких задач нам ставить не следует. Но это равносильно тому, что назвать себя - серостью. Вам нравится такое определение, уважаемые болельщики? Или все-таки хочется быть вчерашними греками или позавчерашними турками - пусть даже с тем похмельем, которое они после своих успехов переживали? Если хочется, давайте все же не расписываться в собственной никчемности. Давайте попробуем понять, что именно делается не так и как с этим бороться.

Окончание - стр. 2